Пьесы Чехова и "новая драма"

Термин «новая драма» объединяет ряд принципиально иных, инновационных подходов к сценическому искусству. Произведения Метерлинка, Ибсена, Шоу создавались в противовес «хорошо сделанным пьесам», засилье которых наблюдалось на сценах западноевропейских театров. Мастерски закрученным сюжетом они увлекали прибывшую отдохнуть публику, однако оставить какой-нибудь ощутимый след в искусстве были неспособны.

Что касается русской литературы, то в ней наблюдается иная картина благодаря такому замечательному явлению, как театр Островского. Однако на рубеже веков его реалистическая эстетика несколько исчерпала себя, уступив место «новой драме». Александр Блок, Леонид Андреев и Максим Горький создали ее неповторимые образцы, хотя изменение типа конфликта, модификация сюжета наблюдаются уже в драматургии их старшего современника, Антона Павловича Чехова.

От водевилей до трагедий повседневности

Исследователи, проводившие анализ пьес Чехова, выделяют в его драматическом творчестве несколько периодов. Ранние его произведения (за исключением «Иванова») созданы в жанре водевиля и отличаются еще не устоявшейся художественной системой. В то же время такие пьесы Чехова, как «Медведь», «Свадьба», концептуально сближаются с его поздними, лирически-грустными «Чайкой» и «Вишневым садом». Их центральными мотивами становятся опошление человека и попытка воспрепятствовать этому процессу. С одним отличием: в водевилях драматург сосредоточивается на мещанах – людях, бытие которых слилось с повседневностью и тем самым превратилось в быт.

Тип конфликта

Опубликованная в 1896 году пьеса Чехова «Чайка» полностью соответствует принципам «новой драмы», в первую очередь благодаря новому типу конфликта. Еще со времен Шекспира повелось, что конфликт разворачивается между персонажами: Клавдием и Гамлетом, королем Лиром и его дочерьми. Они плетут интриги, сговариваются друг против друга, словом, действуют. Пьесы Чехова (в особенности «Чайку») можно интерпретировать как борьбу поколений: старшего, представленного Аркадиной, Тригориным, и младшего – Константином Треплевым и Ниной Заречной.

Но так ли это на самом деле? На этот вопрос косвенно отвечает сам Чехов, делая замечания по поводу «Мещан» Максима Горького: «Только не противопоставляйте его (рабочего Нила) Петру и Татьяне, пусть он сам по себе, а они сами по себе...»

Это утверждение вполне применимо и к «Чайке»: в самом деле, разве мешают каким-то образом Тригорин или Аркадина актерской карьере главного героя? Существуют ли какие-то объективные, обусловленные действиями других персонажей причины, по которым Андрей Прозоров забросил науку и свыкся с провинциальной жизнью? Отрицательный ответ на эти вопросы доказывает, что конфликт в «новой драме» проступает отнюдь не между персонажем и другими действующими лицами. Главным антагонистом в Чеховских пьесах выступает Стена (образ взят из одноименного произведения Леонида Андреева), Некто в Сером, сама Судьба, непредсказуемая и капризная.

Лирический сюжет

Пьесы Чехова отличаются особым построением сюжета. Пожар недалеко от поместья Прозоровых, дуэль между Тузенбахом и Соленым, самоубийство Треплева – обо всех этих происшествиях сообщается как бы мимоходом, и, по сути, они не оказывают никакого влияния на ход событий.

Однако было бы преувеличением сказать, что в пьесах драматурга сюжет отсутствует как таковой. Он переходит в подтекст, становится лирическим. Все самое важное как бы скрыто от зрителя и лишь иногда дает о себе знать абсурдными фразами (вспомнить хотя бы «Тарара бумбия...» Чебутыкина) или неуместными действиями. Они выявляют непрекращающийся мыслительный процесс каждого из персонажей. Впрочем, этот поток сознания объективизируется, подается отстраненно, тем самым позволяя говорить исследователям о новом типе драмы – синтетическом, в котором соединяются эпическое и лирическое начала.

Пространство и время

«Цветущие вишни, сплошной белый сад... И дамы в белых платьях» – примерно так описывал Станиславскому свой новый замысел Чехов. Пьеса «Вишневый сад» (именно ее имеет в виду писатель) свидетельствует о важности пейзажа как единицы предметного мира драматических произведений Чехова. Природа одухотворена, она «не слепок», «не бездушный лик», а наполняется эмоциями героев, становится психологической.

Что же касается времени, то для героев «Трех сестер» и других произведений оно выступает разрушительной силой, уничтожающей надежды на лучшую жизнь. Будущее в пьесах Чехова всегда неопределенно; часто писатель прибегает к открытому финалу, так характерному для «новой драмы».

Персонажи

Герои пьес Чехова – люди в основном способные, одаренные. Причем их талант не ограничивается профессиональной деятельностью. Куда реже встречаются бездари наподобие профессора Серебрякова или учителя Кулыгина. Такая особенность объясняется мировоззрением Чехова, который полагал, что присутствие таланта – это неотъемлемая черта каждого человека, венца Вселенной. В юриспруденции существует презумпция невинности. Писатель оперировал бы другим термином – презумпцией талантливости, в соответствии с которой каждый из нас может проявить таящееся внутри дарование, было бы только подходящее для этого время.

Значение

Среди произведений Стриндберга, Ибсена и Шоу пьесы Чехова обрели достойное место. Они зафиксировали новый тип конфликта, имеющий экзистенциальный характер, актуальный для последующей русской и мировой литературы.

Комментарии