Кино про ковбоев. Лучшие русские и зарубежные вестерны
Одним из самых популярных киножанров в нашей стране эпохи 60-70 годов был вестерн. Мальчишки бредили Крисом из «Великолепной семерки», на смену которому вскоре пришли персонажи, созданные актерскими талантами Гойко Митича и Дина Рида. Практически любое кино про индейцев и ковбоев было обречено на кассовый успех, экзотика Дикого Запада будоражила воображение советских школьников своей непохожестью на скромные трудовые будни их родителей. Американских вестернов показывали мало, но те, которые все же одобрялись соответствующими партийно-искусствоведческими инстанциями, были в самом деле хороши.
Проявление жанра
Уже в конце XIX века в Голливуде - пригороде Лос-Анжелеса, начали снимать кино про ковбоев. Исторические аспекты сценаристов и режиссеров волновали мало, тема сама по себе была предсказуемо коммерчески успешной. Фон – дикая природа, прерии и каньоны, его несложно воспроизвести и в павильоне, не говоря уже о натурных съемках. Хорошие парни – пионеры Запада, ведущие караваны повозок с переселенцами в поисках лучшей жизни. Им противостоят дикие индейцы, выглядевшие красочно и живописно даже на черно-белой пленке благодаря перьям, составлявшим воинственное убранство сиу, ирокезов и представителей других воинственных племен. Кино про ковбоев как-то сразу выделилось в отдельный жанр, сформировав главные его признаки и узнаваемый групповой образ «героев прерий», носящих шляпы «Стетсон», грубые штаны, кожаные жилеты, сапоги со шпорами и по кольту с каждой стороны на поясе. Они, как правило, говорили мало, стреляли быстро, метко и без предупреждения, не вынимая сигары изо рта, мастерски владели лассо и кнутом. В ранних американских вестернах индейцы обычно были отрицательными персонажами.
Кто такие ковбои?
И в Америке, родине вестернов, и у нас, да и в других странах как-то забылась морфология этого слова. Тем не менее, она проста. «Cow» - это самая обычная корова, а «boy» - мальчик или парень. В совокупности: ковбой это пастух. Но необычный. Особенности американской истории освоения бескрайних просторов диктовали особые требования к людям этой профессии. Врагов у скотоводов Америки было много. В первую очередь те самые бескрайние прерии, по которым тучные стада могли разбрестись так, что и не собрать их снова. Во-вторых, уже упомянутые индейцы, считавшие пришельцев врагами, а отнятое у них поголовье – заслуженным трофеем, подлежащим съедению. В третьих, далеко не все люди, приехавшие в Новый Свет, отличались примерным законопослушанием, а кое-кто из них был совсем не прочь поживиться чужим добром. Были и другие факторы, препятствующие безопасному ведению хозяйства, дикие звери, например. В кино про ковбоев этой стороне жизни переселенцев уделялось мало внимания, тяжелый труд на экране не так интересен, как пальба из револьверов. Еще одна интересная деталь заключается в том, что реальные пастухи Дикого Запада часто были чернокожими, в кино же практически все они белые.
Классическая сюжетная линия
Расцвет этот стиль кинематографа пережил в шестидесятые годы. Почти все вестерны про ковбоев в основе своей содержат историю борьбы за некое сокровище. В этом кроется значительная доля успеха этого жанра. В психологии массового зрителя, мечтающего об огромном куше, позволяющем его обладателю провести всю оставшуюся жизнь в роскоши и удовольствиях, прочно закрепилась мечта о чуде. Итак, есть несметные богатства, секрет которых известен не всем. Чтобы их добыть, обычно требуются компаньоны, иначе обладатель тайны ни за что не стал бы делиться. Далее следуют многие приключения и опасности, подстерегающие искателей на каждом шагу. Здесь возможны варианты, которые отличают обычные типовые поделки от истинных шедевров жанра. Иногда все же главным оказываются не деньги, а справедливость («Однажды на Диком Западе» - 1969, «Великолепная семерка» - 1960). Порой кадры сопровождает прекрасная музыка (например, в фильме «Хороший, плохой, злой», снятом в 1967 году, звучит запоминающаяся одноименная композиция Эннио Морриконе). В любом случае на экране кипит борьба за ценности, и ведется она силовыми методами.
Вестерн шагает по планете
Жанр, родившийся в США и основанный изначально на базе литературных произведений Фенимора Купера и других литераторов, описавших свою современность, со временем нашел воплощение во многих национальных отраслях искусства кино. Американский ковбой заговорил по-немецки, по-итальянски, по-русски и на многих других языках. Чехословацкий фильм «Лимонадный Джо», представляющий собой пародию и демонстрировавшийся в советских кинотеатрах, порой принимался зрителем, не знакомым с предметом, за вполне реальный вестерн, хотя и смешной. Главным европейским производителем кино про ковбоев на лошадях и с песнями стала восточногерманская студия «Дефа». Гойко Митич из Югославии стал «заслуженным индейцем» СССР и всего социалистического блока, а его бледнолицего друга играл американец Дин Рид - талантливый актер, выбравший свободу по-коммунистически.
Отличие «нашего» вестерна
Во главе угла принципов искусства в СССР и других стран Совета экономической взаимопомощи стояла идеология. Стяжательство не могло руководить поступками положительных героев. Разумеется, социалистическое кино про индейцев и ковбоев отличалось от западного, сохраняя при этом форму в виде основных признаков жанра. На экране присутствовали лошади, шляпы, яркие перья, томагавки, стрелы и луки, винчестеры и кольты. Звучали очень неплохие песни в стиле «кантри-н-вестерн» и баллады в исполнении Дина Рида, Митич демонстрировал внушительную мускулатуру, а само действо носило в основном национально-освободительный характер. Лучшие фильмы - «Чингачгук - Большой Змей», «Братья по крови», «Апачи».
Действующие лица
Каждый жанр характеризуется определенным набором штампов, которые зрителем воспринимаются не как банальности, а в качестве насущно необходимых атрибутов. Кино про ковбоев не является исключением. Ни один вестерн не обойдется без шерифа, отличительным признаком которого служит большая звезда на груди, невозмутимость и даже некоторая флегматичность. Главных индейцев обычно двое: первый во всем поддерживает добро, другой же, переняв у бледнолицых все худшее, стал кровожадным зверем. Женские роли классически представлены роковой брюнеткой, интриганкой (которая в конце картины часто раскаивается в своем недостойном поведении) и милейшей блондинкой, олицетворяющей ангельское начало и любящей героя с первого взгляда. Еще есть записные игроки в покер, бандиты и авантюристы всех мастей, дамы облегченного поведения, ну и, конечно же, главный ковбой.
Советские вестерны
В Советском Союзе не так часто, как в ГДР, но тоже снимали кино про ковбоев. Некоторые работы отечественных режиссеров стали творческими удачами. В фильме «Деловые люди» (по мотивам рассказов О. Генри, 1962) экранизирована замечательная новелла про убийцу, ставшего богачом благодаря принципу «Боливар двоих не вынесет», да и сама история про горе-похитителей мальчишки (вождя краснокожих) вполне укладывается в жанровые рамки вестерна. Также к этому стилю можно отнести кинокартины «Всадник без головы», «Вооружен и очень опасен», «Зверобой», несколько экранизаций произведений Марка Твена, Джека Лондона и мюзикл «Человек с бульвара Капуцинов».
Истерны
При соблюдении жанровых законов советские режиссеры смогли создать собственный аналог вестернов. В таких фильмах, как «Белое солнце пустыни», «Неуловимые мстители» или «Свой среди чужих, чужой среди своих» персонажи намного чаще стреляют, чем говорят, а число убитых соответствует военному сражению средней интенсивности. Басмачи в «Солнце…» не уступают по живописности североамериканским индейцам, их предводитель Абдулла не лишен отрицательного обаяния, а Сухов, красноармеец, обладает всеми ковбойскими достоинствами, в числе которых меткость и отвага. Есть и свой Виннету – Саид. И если ковбоев в фильмах нет, но все остальное происходит примерно так же, то жанр фильма можно назвать «истерном» (англ. «East» – Восток, а он – «дело тонкое»).
Космические ковбои
В одном из романов Курта Воннегута есть мысль о том, что писатели-фантасты пишут про обитателей Вселенной, а получаются у них все равно американцы. Сходная ситуация наблюдается и в кино. Ковбои против пришельцев сражаются в «Звездных войнах» Лукаса, «Стар Треке» Родденберри и многих других межзвездных эпопеях, в которые режиссеры переносят вполне земные принципы урегулирования конфликтов. Герои этих космических вестернов лишены внешних признаков «коровьих мальчиков», а у их оппонентов нет перьевых головных уборов, но отношения между протагонистами и антагонистами развиваются все по тому же знакомому сценарию. Что делать, куда бы ни занесла фантазия, а все мы с одной планеты.