«Страйкер» - боевая бронированная машина. Американский БТР Stryker

«Страйкер» – боевая бронированная машина производства General Dynamics Land Systems. Имеет колесную формулу 8x8/4. Создана модель на базе канадского БТР LAV III, который, в свою очередь, является глубокой модернизацией швейцарского бронетранспортера Piranha III 8x8. Stryker находится на вооружении механизированных войск армии США и ряда других стран.

Назначение

БТР Stryker является основным вооружением бригадных боевых групп армии США, сложившихся в 2000-х годах. Он предназначен для транспортировки подразделений мотопехоты (обычно мотопехотного отделения) на поле боя с возможностью ведения солдатами стрельбы непосредственно с машины, дальнейшей огневой поддержки пехоты в процессе и после спешивания, а также для всесторонней поддержки и обеспечения боевых действий механизированных подразделений американской армии.

Модели бронетехники (БТ) семейства «Страйкер» включают 10 разновидностей машин повышенной защищенности, находящихся на вооружении бригадных боевых групп «Страйкер». Первые экземпляры поступили на вооружение американской армии в феврале 2002 года, по состоянию на апрель 2013-го было поставлено 4349 единиц БТ различных типов.

История создания

После формальной победы в «холодной» войне вооружение США оказалось избыточным для противостояния в конфликтах малой интенсивности. 12 октября 1999 года генерал Е. Шинсеки (занимавший должность начальника штаба Армии США) официально объявил перспективный план трансформации сухопутных войск страны на будущее с учетом имеющихся и перспективных вызовов и угроз современности. Программа, которая получила название «Цель будущего армии» (The Objective Force), сформулировала попытки американских военных создать силы, которые будут способны быстро реагировать на кризисные ситуации в любом регионе мира, своевременно разворачиваться в районах оперативного назначения и доминировать в любом конфликте.

Программа определяла адаптацию армии к доктрине гибкого и релевантного реагирования на ситуации и требовала наличия соответствующего новейшего вооружения. Первой фазой программы стала разработка промежуточного варианта линейки боевых машин, получивших название IAV (Interim Armored Vehicle – «Промежуточная бронированная машина»). Вооружение Америки в тот момент не имело современных БТ подобного класса.

Новая линейка призвана заполнить разрыв в возможностях сухопутных войск к ведению так называемого «классического» типа войн, применяя тяжелую и мощную боевую технику пехоты типа БМП M2 «Брэдли», или легкую и мобильную, и одновременно слабо вооруженную и защищенную технику типа M998 «Хаммер». Основная арена боевых действий создаваемой модели бронетехники – низкоуровневые военные конфликты.

Оснащение армии

После отбора нескольких вариантов бронетранспортеров, которые рассматривались в качестве базы для последующего создания боевых бронированных машин нового семейства, за основу был взят канадский БТР LAV III. Спустя несколько месяцев с начала испытаний, в ноябре 2000-го, был утвержден график закупок 2131 экземпляра БТ «Страйкер». Боевая бронированная машина поступила в бригады быстрого реагирования.

Первые машины были только двух типов:

  • САУ M1128 (MGS) с британской 105-мм нарезной танковой пушкой Royal Ordnance L7, которая устанавливалась на первые образцы американских основных боевых танков «Абрамс». На эти самоходные орудия возлагалась задача контактной огневой поддержки в бою пехотных подразделений.
  • Пехотный бронетранспортер M1126 Stryker (ICV), который заменил устаревший БТР M113.

Требования и регламент

Новое вооружение США по замыслу генералитета должно было быть более дешевым и экономичным, при этом с высокой степенью защищенности и мобильности. Несомненным плюсом «Страйкеров» стало то, что содержание одной ударной бригады БТ этого типа стоит на 25 % меньше содержания бригадной группы, вооруженной более тяжелыми БМП «Брэдли».

Согласно регламенту, бригадная боевая группа «Страйкер» должна быть передислоцирована в любое место планеты в течение 96 часов, дивизия – в течение 120 часов, а 5 дивизий быстрого развертывания – в течение 30 суток. «Страйкер» перевозится по воздуху «транспортниками» C-5 «Гелекси» (4 боевых машины), С-17 «Глоубмайстер III» (3 единицы) и C-130 «Геркулес» (1 единица), и после доставки БТ должны быть в полной боевой готовности к дальнейшим действиям.

Трудности транспортировки

С самого начала испытаний этой боевой машины возникли проблемы с соответствием бронетранспортера тактико-техническим требованиям, на которые он рассчитывался. Так, первые образцы БТР Stryker имели технические трудности с перевозкой их транспортными самолетами C-130 «Геркулес». Из-за большой ширины бронетранспортеров в проходах между рядами сидений и техникой не оставалось свободного места. Поэтому на борт самолета мог сесть неполный состав отделения, что, в свою очередь, создавало трудности при передислокации войск в определенные районы.

На учениях, для того чтобы вместить «Страйкер» в самолет, экипажу приходилось снимать с него 2 пусковых дымовых установки, все антенны, левую заднюю консоль, которая блокировала выезд машины с самолета, боевой модуль на башне и еще некоторые агрегаты и детали. В результате отделение тратило много времени на установку оборудования после выгрузки из самолета.

Уязвимости

В августе 2003 г. в сенат США поступил разгромный рапорт о характеристиках, которые имеет «Страйкер». Боевая бронированная машина характеризовалась как очень ненадежная и слишком дорогая. Основной упор делался на провал усилий генерала Е. Шинсеки о принятии на вооружение американской армии суперэффективного БТР, который будет удовлетворять всем вызовам современных конфликтов.

Отчет критиковал высокую уязвимость семейства Stryker перед обычными РПГ, которыми оснащены боевики и террористы, чрезмерный размер БТР, не дававший без промедлений перевозить технику самолетами C-130 «Геркулес».

Испытания выявили низкие технические характеристики ходовой части всех модификаций, будь то более тяжелый колесный танк M1128 или относительно легкий БТР M1126. Проблемы возникают при переходе на высокую скорость и при перемещении по пересеченной местности. Также «Страйкер» имеет плохую устойчивость – бывали случаи опрокидывания на обычном шоссе.

Сравнение с конкурентами

Критики колесного бронетранспортера указывают, что Stryker по многим параметрам уступает модернизированному БТР М113 на гусеничном ходу, а САУ М1128 (MGS) хуже по всем параметрам, чем проект перспективного M8 AGS. По утверждениям военных экспертов, машины «Страйкер» провалили 7 из 9 основных экзаменов, по сравнению с M113A3, и в частности с его удлиненной версией MTVL. Это огневая мощь, маневренность вне дорог и в условиях города, выживаемость, надежность, способность перевозки по воздуху и удобство для экипажа и десанта. Устранение выявленных недостатков привело к значительному удорожанию колесных БТР.

Технические характеристики

Бронетранспортер «Страйкер» по компоновке и конфигурации практически повторяет предшественника - LAV III, но есть ряд отличий. Прежде всего, высота корпуса превышает прообраз на 25-30 см. Это было сделано для удобства размещения боекомплекта, экипажа и десанта. Для защиты от мин и фугасов пришлось переделать профиль днища, что привело к увеличению высоты корпуса для компенсации «съеденного» V-образным днищем полезного объема в десантном отделении. Немного изменились и линейные размеры.

Колесный БТ имеет характерную для машин этого класса классическую компоновку: спереди справа размещено моторно-трансмиссионное отделение, спереди слева – узел управления с водительским местом. За водителем располагается командир машины. Средний отсек и кормовая часть отводятся под десантное отделение, где помещаются 9 полностью оснащенных пехотинцев. В крыше корпуса для посадки экипажа оборудованы люки над соответствующими местами, десант высаживается через кормовые двери, над десантным отделением также предусмотрены аварийные люки.

ТТХ базовой модели M1126

  • Длина - 6394 мм.
  • Ширина - 2667 мм.
  • Высота - 2170 мм.
  • Клиренс - 500 мм.
  • Боевая масса - 17,2 т.
  • Скорость по трассе - 97 км/час.
  • Запас хода (по трассе) - 531 км.

Силовая установка

В моторно-трансмиссионном отделении установлен дизель Caterpillar 3126, его мощность 257 кВт (350 л. с.). Этот двигатель является основным для техники тактического звена среднего класса в американской армии. Это дает значительные преимущества при ремонте и обслуживании подобной техники в полевых и боевых условиях.

Бронирование БТР «Страйкер»

Боевая бронированная машина менее уязвима перед огнем стрелкового оружия, чем предыдущие бронетранспортеры типа M113. Корпус сваривается из бронепластин толщиной до 12 миллиметров. Вследствие использования различных сортов стали защита соответствует в лобовой проекции четвертому уровню стандарта STANAG 4569, и второму-третьему по другим проекциям. Дополнительно на «Страйкеры» могут устанавливаться экраны по всему периметру корпуса.

Бронирование защищает от пуль стрелкового оружия калибром до 14,5 мм со стороны кормы и бортов, от 30-мм снарядов в лобовую часть корпуса на дистанциях более 500 метров (при наличии пассивной защиты), а также от поражения 152-мм осколочными снарядами, взорвавшимися рядом.

Модификации

  • M1126, пехотный бронетранспортер (ICV) - основной бронетранспортер семейства «Страйкер», предназначенный для транспортировки мотопехоты и огневой поддержки.
  • Модификация M1126 для ведения разведки, охраны, патрулирования, связи, доставки боеприпасов и т. д.
  • M1126 с усиленным днищем DVH-Scout (ICCV-S), предназначенный для ведения военной разведки, для чего оснащается комплексом дальнего наблюдения.
  • M1127 (RV) - боевая разведывательная машина, которая предназначена для ведения разведки, охраны и наблюдения на поле боя. Оснащена специализированной разведывательной аппаратурой дальнего обнаружения фирмы Raytheon.
  • M1128 (MGS) - самоходная артиллерийская установка (колесный танк) со 105-мм нарезным орудием.
  • M1129 (MCV-B) - самоходный 120-мм миномет со стационарной и съемной компоновкой.
  • M1130 (CV) – командирский БТ.
  • M1131 (FSV) - машина управления огнем.
  • M1132 (ESV) - бронированная инженерная машина, предназначена для ведения инженерной разведки, транспортировки и поддержки саперов.
  • M1133 (MEV) – медицинский БТ.
  • M1134 ATGM - противотанковый ракетный комплекс. Машина имеет выносную установку для пуска противотанковых управляемых ракет с земли.
  • M1135 (NBCRV) - предназначен для проведения радиационной, химической, бактериологической разведки местности.

Вывод

Во время иракской и афганской войн БТР «Страйкер» доказал свою полезность. Солдаты хвалят бронетранспортер за хорошую выживаемость экипажа и десанта во время подрыва на минах, фугасах, при обстреле из стрелкового оружия и РПГ. Они незаменимы в городских условиях. На этом фоне определенные технические недостатки машины не критичны.

Комментарии