"Палач": краткое содержание. "Палач" - рассказ Куприна
Куприн Александр Иванович начал писать на рубеже веков. Это было достаточно сложное время и для России, и для Европы. Поэтому одной их ведущих тем в его творчестве становится провозглашение гуманистических идеалов, незыблемых и основополагающих для всех времен. В этой связи актуальным становится изучение души человека, оказавшегося в центре несовершенного мира, обнажающего как светлые, так и темные его стороны.
В 1990 году писатель публикует в «Донской речи» рассказ «Ингольштадский палач». Отзывы народа о людях этой профессии всегда были негативными, но именно такой человек становится у Куприна олицетворением добра и отзывчивости. А конкретизация времени и места действия позволила воссоздать вполне естественную жизненную ситуацию, вписывающуюся в определенное историческое пространство и привлекающую внимание читателей к незыблемым ценностям.
На рубеже веков
Рассказ «Палач» - название впоследствии упростилось - начинается с описания сложной политической ситуации в небольшом городке в Баварии – Ингольштадте. К концу 1199 года по всей Германии велась непримиримая борьба между двумя могущественными группами: Гвельфами, сторонниками Папы, и их противниками, Гибеллинами. В нее были вовлечены жители страны, начиная от герцогов и заканчивая простыми крестьянами. Часто врагами оказывались члены одной семьи, а интриги, изменничество, наемники стали вполне обычным делом. Казалось, что сама природа имела отношение к этому противостоянию между людьми. Такой суровой зимы и сковавшего все живое мороза не помнили даже старожилы, а на небе многие видели то огромный огненный крест, то две луны. Все это, по убеждению астрономов и шарлатанов, предвещало конец света, а подобные разговоры всегда будоражили общество. Так начинается рассказ А. Куприна (вы читаете его краткое содержание).
«Палач»: таинственный незнакомец
Дата происходящего обозначена четко. В ночь под Рождество к стенам Ингольштадта подходил усталый путник. Одетый в меховой, но рваный плащ и фетровую шляпу, он часто поворачивался спиной к ветру и пытался отдышаться. Ситуацию осложняли сугробы, в которых человек порой увязал по колено. На первый взгляд, одежда давала полное представление о его личности. Однако небогатому внешнему виду незнакомца мало соответствовали тяжелые ботфорты и спрятанная под костюмом шпага, указывавшие на то, что это не просто бюргер или мелкий арендатор.
Многие рассказы Куприна отличаются драматичностью и взволнованностью сюжета. Эти черты прослеживаются и в «Палаче». Путник, остановившийся у рва, со всех сторон окружавшего город, с неудовольствием отметил, что мост уже поднят. Но он, видимо, хорошо знал местность, так как сразу же направился дальше. Пройдя шагов двести вдоль рва, незнакомец стал уверенно спускаться вниз, утаптывая перед собой снег. Прошло не менее часа, прежде чем он оказался на другой стороне. Выбравшись изо рва, путник нашел в кармане веревку, соорудил из нее прочную петлю, которую набросил на зубец палисада. Через пару минут он ловко перебрался через ограду и оказался в Ингольштадте.
Негостеприимные хозяева
Город казался вымершим. Людей на улице не было, а все ворота и двери оказались заперты. Только кое-где сквозь щели в дверях и ставнях пробивался свет огня.
Рассказ «Палач» Куприн продолжает описанием неудачных попыток героя найти место для ночлега. Сначала незнакомец подошел к большому дому и постучал в дверь. Ждать пришлось долго. Наконец хозяин недовольно поинтересовался из-за двери, кого это черт принес. На просьбу гостя впустить его в дом он ответил категорическим отказом и руганью. Для пущего страха пригрозил еще спустить собак. На это путник ответил бранью и проговорил: «Посмотрим, господин бургомистр, что вы запоете завтра». Не таким-то простым бродягой оказался герой рассказа – к этому выводу подводит описанный разговор и его краткое содержание.
«Палач» продолжается диалогом охранников, который случайно подслушал притаившийся в дверной нише путник. Они рассуждали о том, что жизнь в городе стала совсем плохой после изгнания Гибеллинами герцога Генриха, и что они готовы на все, ради его возвращения. Эти слова вызвали у незнакомца довольную улыбку, которая выглядела странно на охваченном лихорадкой лице.
Старинный обычай
Путник обошел весь город, но везде: и рядом с богатым домом, и у бедной лачуги - слышал в ответ на просьбу пустить переночевать только ругань. Такое поведение местных жителей объяснили слова одной старухи. Она сказала нежданному гостю, что завтра готова принять его и накормить самыми вкусными блюдами. Но сегодня канун Рождества, а значит, вместе с гостем она впустит к себе в дом все его беды. Ни одна живая душа во всем Ингольштадте не сжалилась над замерзшим, голодным путником – вот вывод, к которому подводит сюжет произведения и его краткое содержание. «Палач» показывает, как народное суеверие могло стать причиной несчастья. Путник совсем уже выбился из сил: ноги его не слушались, а глаза закрывались на ходу. Еще немного – и он мог упасть на снег, чтобы никогда уже не подняться.
Одиноко стоящий дом и его обитатели
В поисках приюта герой рассказа подошел к самому Дунаю. И вдруг вдалеке от построек он увидел довольно большой и добротный дом, заметно выделявшийся на фоне бедных лачуг, построенных на окраине. Вокруг него не было никакой изгороди, поэтому незнакомец смог подойти к самому окну, не закрытому ставнями, и заглянуть внутрь. В комнате он увидел следующую картину. За столом сидел человек, рослый, с широкими плечами и шеей, огромными кистями рук. Все в его внешности выдавало «страшную физическую силу» - отмечает Куприн Александр Иванович. Но главное, что бросилось в глаза путнику, - очень мрачное, испещренное морщинами лицо. Незнакомцу показалось, будто его никогда не касалась улыбка. Рядом со столом стояла девочка-подросток и прислуживала хозяину.
Странный прием
Путник постучал в дверь и получил позволение войти. Он оказался в жарко натопленной комнате и ощутил запах жареного мяса. Неожиданно хозяин разразился бранью, из которой следовало, что сегодня и завтра он работать не намерен. Но увидев, что обознался, замялся. Он не отказывал гостю, в котором признал господина, в приюте, но высказал опасение по поводу разумности его нахождения здесь. Это означало, что гость покинет дом сразу же, как только узнает, кто в нем живет. Однако уставший и голодный путник не стал задавать вопросов, а лишь ответил, что ему нет дела до занятий хозяина. Сев за стол, гость приступил к трапезе.
Знакомство
Поедавший мясо незнакомец не сразу заметил, что хозяин стоит посреди комнаты и не садится к столу. Он начал было говорить, что чувствует себя неловко, так как прервал чужую трапезу. Но мужчина категорически отказался составить ему компанию, и на какое-то время гость оставил его в покое. Лишь спустя какое-то время, когда путник насытился, выпил душистого вина и почувствовал блаженство после нескольких дней странствий, он вновь взглянул на хозяина. Тот вызывал у него чувство благодарности и какой-то странной жалости. Вдруг незнакомец встал из-за стола, представился: «Генрих II, Лев-Анна…» и повелительным тоном приказал хозяину назвать свое имя. Последний упал перед ним на пол и растерянно воскликнул, что он Карл Эйзенман, местный палач. Отзывы о его занятии нельзя было назвать хорошими. Это объясняет, почему он побоялся представиться сразу.
Неожиданная развязка
Герцог сначала нахмурился, однако тут же вынул свою шпагу и плашмя ударил ею хозяина по плечу. Это была процедура возведения в рыцари. Так заканчивается рассказ – вы читали его краткое содержание – «Палач». Остается лишь добавить, что Карл фон Эйзенман погиб как герой, защищая своего герцога. После смерти бывшего палача города Ингольштадта прекратился и его род, так как сыновей он не имел.
Отличительные особенности новеллы
Рассказы Куприна часто повествуют о личности, наделенной лучшими нравственными качествами. Причем носителями их оказываются ничем не примечательные внешне люди. Аналогичную ситуацию можно увидеть в данном произведении.
В тревожном мире, наполненном жестокостью и человеческим равнодушием, на помощь незнакомому путнику приходит всеми презираемый и отвергаемый палач. По роду деятельности и повинуясь чужой воле, он вынужден лишать жизни приговоренных, потому кажется бессердечным. Но в охваченном враждой и ненавистью Ингольштадте, когда были позабыты понятия о чести и долге, только один Эйзенман оказывается способным на сострадание и гуманность. Он не дает погибнуть совершенно незнакомому человеку, и в ответ правитель Саксонии выказывает ему уважение, признавая право на всепрощение и достойную смерть – немаловажный момент для Средних веков.
Так герои рассказов Куприна провозглашают любовь и доверие к людям, величие их помыслов и поступков.