Строительство канала в Никарагуа. Какое участие в строительстве принимает Россия?
Строительство канала в Никарагуа – это своеобразная альтернатива Панамской водной магистрали, которая соединяет Атлантику и Тихий океан. Впервые идея совмещения двух огромных водоемов появилась еще в XVI веке, а фактическая ее реализация началась только в прошлом столетии в районе Панамского перешейка. Для строительства был подобран самый узкий участок земли, на котором и был сооружен водный переход. При строительстве была использована сложнейшая система шлюзов, которой удавалось поднимать огромные суда на высоту до 26 метров над уровнем моря. Строительство канала в Никарагуа официально начато только в декабре 2014 года, а период реализации проекта предварительно оценивается в десятилетие.
Никарагуанский канал в истории
Разговоры, ставшие началом крупнейшего мирового строительного проекта, изначально были сконцентрированы на обустройстве водного пути именно на территории Никарагуа. Задумке воспрепятствовало то обстоятельство, что ширина панамского перешейка в 4 раза меньше, чем северный участок Сан-Хуан-дель-Норте, где предварительно планировалось переправлять судна из одного огромного водоема в другой. Привлекательность проекта заключалась в том, что на никарагуанском участке совсем нет гор и громадных гранитных скал. Река Сен-Хуан, которая ранее изобиловала перекатами, в прошлом полностью реконструирована американцами и уже не является преградой к строительству, скорее наоборот, сопутствует ему.
Экономическая привлекательность канала
Межокеанский канал в Никарагуа вызывал интерес еще в 19 веке, когда его техническая структура была детально описана самим Луи-Наполеоном. Идея была подхвачена американцами, потом отбита французами, которые имели авторитет благодаря Суэцкому каналу. Французский проект провалился. Тут сделаем отступ и обратим внимание на то, что в прошлом рассматривалось два маршрута канала, в конечном счете в 1914 году появился Панамский морской путь. Его аналогия – Никарагуанский канал начал строиться только в конце 2014 года. Экономическая привлекательность последнего в том, что его собрат активно процветает.
Товарооборот систематически увеличивается. Проект направлен на экономию. Строительство канала в Никарагуа сократит расстояние между многими экономическими центрами, в частности, между Нью-Йорком и Сан-Франциско путь уменьшится на 800 километров. Еще в 2006 году Энрике Боланьос, президент Никарагуа того времени, на саммите государств заявил о том, что его страна готова полностью разработать проект.
Поезд двинулся
Большой канал Никарагуа на протяжении многих лет оставался не более чем просто разговорами. Только в 2012 году правительство стран стало предпринимать в данном направлении фактические действия. В июле 2012 года был заключен контракт по разработке технических и экономических обоснований строительства с ценой в 720 тысяч долларов. Уже в сентябре 2012 года подписывается меморандум на территории Гонконга, свидетельствующий о целесообразности строительства и определяющий экономические, экологические и технологические последствия. Финансировать проект планировалось за счет инвесторов с разных уголков мира. На данный момент основным спонсором идеи остается Китай. Канал Никарагуа стал основанием для создания огромного количества рабочих мест не только для жителей государства, но и для населения других стран Центральной Америки.
Что подтолкнуло к реализации проекта многолетней давности?
Активация строительства многолетнего проекта произошла благодаря глобальному росту систем морской торговли. Если не расширять водную сеть соединений, уже спустя 15 лет будут возникать проблемы с перевозками через Панамский канал. Эксперты дают прогноз, что уже к 2030 году морской грузопоток увеличится не менее чем на 240 %. В июне 2013 года в Никарагуа принимается законопроект, в соответствии с которым концессия предоставляется компании HKND Group. Именно она будет заниматься реализацией идеи в ближайшее десятилетие. С момента передачи права реализации проекта и до конца 2014 года решались финансовые вопросы.
Трудности, с которыми пришлось столкнуться
Строительство канала в Никарагуа было начато после решения огромного количества вопросов и преодоления множества преград. В течение всей истории разработки проекта против него велись активные пиар-войны со стороны Америки. Однозначно сказать, что послужило причиной такого поведения и негодования великого государства, проблематично, однако стоит отметить ряд моментов. О владельце компании-концессионера постоянно ходили слухи. Ван Цзин обвинялся в своей некомпетентности. Активно распространялась информация о том, что строительство канала в Никарагуа не принесет никакой экономической выгоды. Явно представлялись факты сокращения объема морских грузоперевозок. В пиар-войне приняли участие даже известные экологические организации. Ни одна из провокаций того времени не удалась, и проект официально стартовал уже 22 декабря 2014 года.
Интересы стран мира
Строительство нового канала в Никарагуа спонсируется в большей степени Китаем, так как объект для государства имеет важное стратегическое значение. Это объясняется необходимостью осуществления крупных поставок нефти и прочих сырьевых товаров из территории Южной Америки. Для китайской экономики запуск канала станет настоящим прорывом. Для многих стран проект откроет большие перспективы в развитии. Президент страны неоднократно говорил о том, что новый проект канала в Никарагуа будет сопутствовать увеличению ВВП на душу населения вплоть до того момента, пока государство не станет одним из самых состоятельных в мире. Что касается России, то ее правительство рассматривает проект в качестве альтернативного пути из Тихого океана в Атлантический, но не более.
Роль России в строительстве канала
На первый взгляд Россию мало интересует сам канал. Как говорилось выше, для страны он не более чем альтернатива. С другой стороны, поддержка государством строительства сыграет существенную роль в политической сфере. Приняв участие в реализации задумки, Россия подтвердит свою приверженность к многополярному миру, который закрыт для монополизации и двойных стандартов. В ноябре 2013 года правительство страны официально предложило России принять участие и вложить активы для того, чтобы построить канал в Никарагуа. Участие России в проекте сегодня определить проблематично из-за недостатка информации, однако еще в 2013 году представители государства охотно согласились на предложение и объявили, что они могут взять на себя поставки специализированной техники, конструкций и строительных материалов.
Строительство межокеанского канала в Никарагуа как способ Китая и России выступить против США: альтернативное развитие событий
Эксперты рассматривают весьма интересную версию об истинной причине строительства канала. Завуалированным, но всегда очевидным считался тот факт, что именно Америка контролирует Панамский канал, а сама Панама выступает в роли ее протектората. Путь между двумя крупнейшими океанами рассматривается определенным процентом экспертов как объединение России и Китая на фоне грядущей схватки с США в связи с последними экономическими событиями в мире. Отметим, что Китаю была предоставлена концессия не только на строительство канала, но и на его использование в ближайшие сто лет. На сегодняшний день в строительстве официально не принимают участие российские отраслевые компании, но данный тренд остается в разработке. Насколько такой мотив участия стран в строительстве правдивый, судить проблематично. Очевидной остается только экономическая выгода от проекта для широкого круга мировых государств.
Приверженность Росси
Приверженность России многие экономисты объясняют не только высокой себестоимостью проекта (40 миллиардов долларов, которые уши на возведение Панамского канала). Суть партнерства в том, что именно Никарагуа поддержало страну и попало в список 11 государств, которые проголосовали за позицию России в ООН, связанную с вопросами проведения референдума в Крыму. Генассамблея ООН в тот период принимает резолюцию, в соответствии с которой референдум на территории Крыма был признан незаконным. По итогам голосования только 11 стран поддержали собрание, 100 проголосовали против референдума и 58 воздержались. Это и заложило основу для плотного сотрудничества между 11 государствами, которые выступили против большинства: Белоруссия и Армения, Сирия и Куба, Северная Корея и Судан, Зимбабве и Боливия, Венесуэла и Никарагуа.
Какие привилегии получила Россия от партнерства?
После начала строительства 22 декабря Россия получила разрешение на расположение своих военных кораблей в территориальных водах государства с постройкой всех стратегических объектов для того, чтобы иметь возможность наблюдать, как возводится канал в Никарагуа. Участие России в стройке века оценивается неоднозначно. Есть версии, в соответствии с которыми Китай полностью спонсирует строительство нового канала в Никарагуа. Страна предоставляет свои территории, а на Россию возлагается исключительно оборонная функция объекта. Судить в данной ситуации однозначно невозможно, так как имеет место практически полное отсутствие информации, а эксперты экономики и политики могут предоставлять общественности только свои вымышленные версии происходящего.
Эпохальное строительство
Строительство нового канала в Никарагуа станет самым масштабным мировым проектом за последние десятилетия. Себестоимость такой идеи оценивается в 40 миллиардов долларов. Запустить проект в эксплуатацию панируется уже в 2019 году, а окончательное завершение реализации задуманного намечено на 2039 год. В рамках строительства планируется возвести два инновационных порта, аэропорт, нефтепровод и прочие коммерческие структуры. Реализация проекта внесет существенный вклад в развитие мировой экономики, подтолкнет многие страны к процветанию и принесет значительную выгоду миллионам. А как же Панамский канал? Никарагуа пытается создать такой аналог, который в перспективе не будет иметь себе равных. Через несколько лет мы увидим, удалась ли эта затея.