Фильмы Карена Шахназарова: полная фильмография
Карен Шахназаров – персона, известная не только в России, но и за ее пределами. Кинорежиссер, сценарист, продюсер и просто незаурядная личность – с ним всегда интересно.
Знаменитые люди, раскрывая формулу своего успеха, среди составляющих всегда упоминают упорный труд, веру в себя и небольшую толику удачи. Все это характерно и для жизни Карена Георгиевича, однако на становление его как личности и на формирование его жизненного пути во многом оказала влияние семья.
Шахназаров – потомок княжеского рода
Родители будущего кинорежиссера хоть и не имели прямого отношения к искусству, однако всегда были людьми увлеченными и разносторонними, окруженными творческими театральными представителями. В их доме были Владимир Высоцкий, Юрий Любимов. У молодого Карена была возможность постоянно посещать многочисленные театральные постановки, удовольствие дефицитное и недоступное в те времена для большинства желающих. И это не прошло бесследно, а во многом повлияло на формирование личности кинорежиссера, его взгляды и роль в искусстве, оставило отпечаток на душевной организации. Следует добавить, что, кроме всего прочего, Карен Георгиевич – выходец древнего армянского княжеского рода, история которого начинается еще в средние века, в Нагорном Карабахе.
Карен Шахназаров пришел в кино, движимый тщеславием, и, как сам признается, поначалу неправильно расставлял акценты, давая оценку работе режиссера, потому как в молодости все видится иначе... Считает, что на самом деле мир кино – это жестокий мир, где архисложно пробиться, а кому это удается – тот храним небесами. Карен Шахназаров окончил ВГИК. Его дебютной картиной считается фильм «Добряки», хотя в 1975–1977 гг. свет увидели две короткометражки: «Шире шаг, маэстро!» (дипломная работа) и «На скользкой дороге». В 1980 году на экраны вышла лирическая комедия «Дамы приглашают кавалеров», в которой Шахназаров выступил в качестве сценариста.
Как все начиналось
Фильмы Карена Шахназарова очень разные. Всего в послужном списке режиссера 15 картин: одни принесли ему известность, другие, как считает сам Шахназаров, получились менее удачными. Среди ранних фильмов Карена Георгиевича можно выделить картины «Мы из джаза» (1983), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), лирическую комедию «Курьер» (1986).
Одну из картин режиссера сравнивают с кинолентой «Веселые ребята». Это фильм, даже больше музыкальная комедия, со звучным названием «Мы из джаза». Действие ленты происходит в 20-е годы 20 века, во времена НЭПа – период исторически неоднозначный. Главный герой фильма любит музыку и хочет «нести ее в массы», но все не так просто. Джаз – это музыка, за которую могут и из учебного заведения выгнать, и трудности в жизни устроить. Фильм о дружбе, молодости, любви так пришелся по душе зрителю, что его разобрали на цитаты. Картина вошла в число фильмов-лидеров по кассовым сборам в советском кинопрокате 1983 года.
Отличие от других режиссеров
В 1988 году на экраны выходит картина Шахназарова «Город Зеро» – весьма своеобразная смесь человеческих реалий и странных непонятных событий, граничащих с абсурдом. Фильм повествует о том, как главный герой, направляясь по рабочим делам в город N, попадает в некое пространство, в котором творятся необъяснимые и не поддающиеся логике советского человека вещи. Время там то замирает, то бешено мчится.
Следует сказать, что все фильмы Карена Георгиевича не похожи на ленты коллег по цеху. Снятые как мистические проявления в вымышленном пространстве (таком, например, как мистический Город Зеро), они наделены непридуманными героями и фактами. И это связано, прежде всего, с мнением Шахназарова о том, что любой режиссер несет в массы свою точку зрения и видение чего-либо, поэтому он должен подтверждать все свои слова и посылы настоящими знаниями, реальной жизнью.
К фильмам, увидевшим свет в перестроечный период, относятся:
- «Цареубийца» (1991);
- «Сны» (1993);
- «Американская дочь» (1995);
- «День полнолуния» (1998).
Начало 2000-х гг. также ознаменовалось презентацией нескольких картин Шахназарова, среди которых: «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001), «Всадник по имени Смерть» (2003), «Исчезнувшая империя» (2008).
Они заставляют зрителя думать
Любовь, мечты, надежды и ожидания – чувства, знакомые каждому. В жизни любого человека рано или поздно наступает момент, когда приходится делать выбор, чем-то жертвовать во имя кого-то или чего-то. В картине Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» переплетаются в один узел судьбы нескольких людей. Действующие лица – два друга, которые испытывают чувства к одной девушке – классический любовный треугольник. Их дружба и личностные взаимоотношения развиваются на фоне политических событий в стране, которая в недалеком будущем исчезнет с лица Земли, ее не будет на картах, о ней вскоре забудут потомки.
По одноименной повести А. П. Чехова в 2009 году была снята картина «Палата № 6». Фильм, как и повесть в классической литературе, рассказывает о докторе психиатрической больницы одного уездного города, который, ведя разговоры с душевнобольным пациентом, сам вскоре теряет рассудок. Все, как и в прозе, однако события происходят в наши дни. И опять некое обособленное пространство (больничная палата №6), в котором происходят непридуманные события с непридуманными героями. Чувства, переживания, мысли – все настоящее. Режиссер переплетает в картине реалии жизни и эфемерный вымысел.
Фильмы Карена Шахназарова о войне
Долгое время Карену Георгиевичу не доводилось работать над военными картинами (только в качестве продюсера в фильме «Звезда» 2002 г.). По мнению Шахназарова, снимать фильмы о войне слишком ответственно, непросто и «затратно» с позиции моральной отдачи. В 2012 году на экраны вышла кинолента, тематику которой годами обходил стороной Карен Шахназаров. «Белый тигр» – военная картина, стоящая отдельно от других работ мастера, потому как решение о съемках фильма было принято в тот момент, когда Шахназаров, как сам признается, понял, что дальше оттягивать некуда. Фильм можно смело назвать первенцем режиссера, некой данью уважения своему отцу-фронтовику. Интересным фактом во время съемок картины было то, что люди, участвующие в массовых сценах, тщательно отбирались на кастингах.
Помимо работы в кино в качестве режиссера, Карен Георгиевич неоднократно снимался сам в документальных картинах, посвященных российским киноактерам – Наталье Гундаревой, Леониду Куравлеву, Олегу Янковскому и др.
О человеке Шахназарове
Карен Шахназаров - человек со стержнем. И на многие вещи он имеет абсолютно неожиданную точку зрения. Например, говоря о кино, отмечает, что всегда держит руку на пульсе – если придется, в любой момент готов покинуть профессию (однажды такое уже чуть не произошло), потому как кинематограф – дело молодых.
Шахназаров – личность незаурядная. Помимо режиссуры, он руководит огромной киностудией «Мосфильм» и считает, что ей нет равных в мире, потому что только здесь можно выполнить полный производственный съемочный цикл. Управлять – нелегкая задача, и, оглядываясь назад, Карен Георгиевич откровенно признается, что сегодня бы за это не взялся. Были люди, которые поддержали его в трудные моменты, однако были и те, кто отвернулся от Шахназарова, равнодушно наблюдая за его успехами.
Главное в жизни для мастера – это движение, он считает, что если что-то постоянно делать, к чему-то стремиться, то это обязательно во что-нибудь выльется.
Размышления о будущем
Шахназаров – человек сомневающийся. Он всегда много думает, взвешивает, и это нормально, это должно быть присуще здравомыслящей личности. Можно однозначно сказать, что фильмы Карена Шахназарова для всех и каждого, он старается снимать кино, не разделяя людей по моральным, религиозным или политическим признакам. Любит читать – много и все подряд, любит плавать и водить автомобиль, терпеть не может матерщину, мечтает снять фильм-сказку.
Премии и награды
Карен Георгиевич Шахназаров – народный артист и заслуженный деятель искусств Российской Федерации, он отмечен Орденом Почета и Орденом «За заслуги перед Отечеством» за вклад в развитие искусства. В его биографии есть место многочисленным регалиям, среди которых премия Ленинского комсомола, неоднократные премии «Золотого орла», дипломы международных кинофестивалей Лондона и Чикаго, Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства. Но самой важной для себя Шахназаров считает награду Московского кинофестиваля, которой был отмечен фильм «Курьер» в 1987 году. На кинофестивале режиссеру довелось пообщаться со своим кумиром – Феллини. Итальянец принимал участие в мероприятии.
Шахназаров – удивительный человек. Хочется пожелать ему творческого и физического долголетия, неиссякаемого вдохновения, неуемной жажды узнавать, творить, удивлять и удивляться самому, долго оставаться на плаву в бушующем мире кинематографа. А фильмы Карена Шахназарова пускай еще многие лета оставляют след не только в истории мирового кинематографа, но и в сердцах многочисленных поклонников.