Советский цирк: страницы истории
Большинство из тех, кто был рожден в СССР, нисколько не сомневались, что советский цирк – самый лучший во всем мире. Именно наши иллюзионисты самые «волшебные», клоуны – смешные, а дрессировщики и акробаты – отважные и смелые. Поход в цирк был большим праздником как для взрослых, так и для детей.
История русского циркового искусства
Еще во времена Киевской Руси в нашей стране были заложены первые «семена» циркового искусства, о чем свидетельствуют фрески в киевском Софийском соборе, датируемые 1070–1075 годами. На них изображены соревнования лошадей и кулачные бои, эквилибристы с шестами. В те далекие времена такие искусники, как бродячие акробаты и поводыри медведей, скоморохи и жонглеры, выступали на городских площадях, ярмарках и народных гуляниях, удивляя и веселя людей. Расцветом дела скоморохов на Руси были XV-XVI века.
Благодаря стараниям царя Петра I в XVIII веке в столице и крупных городах начала формироваться светская жизнь и стали появляться гастролирующие европейские циркачи, что способствовало стремительному развитию циркового искусства.
Временем расцвета русского цирка считается XIX век.
Возникновение советского цирка
После октябрьских событий 1917 года произошли значительные изменения в судьбе и истории русского циркового искусства. Большевики, проводя культурную революцию, предоставили цирку государственную поддержку и сделали его мощным идеологическим инструментом, посредством которого оказывалось воздействие на народные массы. Важное влияние на развитие советского цирка оказал декрет «Об объединении театрального дела», подписанный в августе 1919 года Ульяновым-Лениным. Согласно этому документу все цирковое и театральное имущество подлежало национализации. Однако дело продвигалось довольно медленно, и к 1922 году отечественный цирк состоял всего из двух государственных московских.
Становление
В конце 1920 - начале 1930 годов на отечественных цирковых аренах появилось много новых номеров, подготовленных с учетом изменившихся идеологии и мировоззрения зрителей. После выхода в 1936 году фильма о зрелищном искусстве в советский цирк пришло поколение вдохновленных и жаждущих славы молодых артистов. Именно на это время пришелся первый пик популярности великого клоуна Карандаша (М. Н. Румянцев), появились великолепные номера воздушных гимнастов Валентины и Михаила Волгиных, Семена Басты, поражали своим мастерством канатоходцы братья Свирины и Павел Тарасов. Можно смело утверждать, что в тридцатые-сороковые годы XX века советский цирк выработал уже свой неповторимый и легко узнаваемый стиль.
Война и послевоенные годы
Цирковая арена воспитывает в артистах любого жанра такие качества, как выносливость и выдержка, отвага и настойчивость в достижении цели. Все они проявились в тяжелых военных условиях. Маршал Черняховский не случайно охарактеризовал цирковых артистов как людей стального характера.
Советский цирк во время Великой Отечественной войны претерпел большой урон. В результате бомбежек были разрушены многие здания, но даже в самые тяжелые годы войны советское правительство принимало меры для поддержки циркового искусства.
Становились летчиками, десантниками, саперами, артиллеристами мастера арены. На второй день войны ансамбль наездников, возглавляемый М. Тугановым, вместе с лошадьми влился в кавалерийский корпус Доватора. Оставшиеся артисты продолжали выступления в составе артистических бригад, дававших концерты на линии фронта и в госпитальных палатах, на вокзалах и в военкоматах. Большой популярностью пользовались как у бойцов, так и у рабочих сатирические номера, которые демонстрировали клоуны советского цирка Михаил Николаевич Румянцев (Карандаш), Борис Вяткин, Константин Берман.
Многие из артистов погибли на фронтах, а те, кто выжил, в послевоенные годы вместе с молодыми кадрами стали восстанавливать и развивать цирковое искусство, признанное впоследствии лучшим в мире.