Дворец памяти: методика для запоминания слов

Сегодняшний темп жизни и скорость обновления научных и практических знаний, используемых современным человеком в работе, да и в повседневной жизни, ставит перед многим вопрос о том, как запоминать больше и помнить дольше значимые объемы разнообразной информации.

К сожалению, в большинстве учебных заведений не преподают такую дисциплину, как мнемоника, обучающую различным техникам, способам и методам запоминания и хранения знаний. «Дворец памяти» — одна из древнейших мнемотехник. В этой статье мы расскажем о ее истории, различных модификациях и возможностях практического применения.

Как работает память?

Не углубляясь в научные изыскания, напомним, что же это за процесс – память. Информация, попадающая в наш мозг, проходит четыре основных этапа:

- запоминание;

- сохранение;

- извлечение;

- забывание.

В процесс запоминания вовлекаются все органы чувств, фиксирующие поступающую информацию: глаза, отмечают цвет и яркость шрифта, нос улавливает запах библиотеки или свежей типографской краски, уши слышат шуршание страниц, а руки «помнят» тяжесть книги и фактуру ее обложки.

После получения всей информации мозг посредством нервных импульсов передает все сведения в гиппокамп – особый парный участок коры головного мозга, выполняющий функцию контроля за качеством сохраняемой информации. Согласно исследованиям, именно этот участок мозга некоторое время удерживает выделенные в потоке нервных импульсов важные данные, а затем перенаправляет их в кору полушарий, где и находится основное хранилище. Таким образом, гиппокамп отвечает за кратковременную, а кора мозга - за долговременную память.

Однако всегда перед человеком остро стояла проблема нахождения необходимой информации в нужное время в «закоулках» своей памяти.

Немного истории

В процессе повествования об искусстве памяти и используемых мнемонистами техниках и приемах постоянно вспоминается крылатая фраза о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Большинство мнемотехник, успешно применяемых сегодня, были описаны еще в 82 году до н. э. в кратком пособии по риторике Rhetorica ad Herennium. Изложенные в этом фолианте мнемонические способы, техники и тренировки памяти довольно широко использовались как в древние, так и в Средние века.

Юрист Питер Равенна, живший в XV веке, использовал такую технику, как дворцы памяти, для запоминания слов и цитат. Причем количество дворцов в его случае исчислялось не десятками, а тысячами, и в них в алфавитном порядке хранились ключевые фразы и цитаты по важным для него темам. Об этом методе он рассказал в своей книге «Феникс», вышедшей в конце XV столетия.

Наравне с логикой, грамматикой и риторикой, методики развития памяти являлись основой классического европейского гуманитарного образования. Студентов не только заставляли заучивать материал, но и объясняли, каким образом это делать.

Современные политики и бизнесмены прекрасно знают, как построить дворец памяти и использовать эту мнемотехнику для достижения собственных целей.

Кто автор?

Сегодня невозможно точно определить, кто же первым создал и использовал методику запоминания огромного количества имен, исторических дат, цитат и фактов – древнегреческий поэт Симонид или римский оратор Цицерон. Суть используемой ими техники состояла в том, что необходимую информацию они располагали в хорошо знакомом им здании. В воображении они наполняли комнаты этого строения образами, ключевыми словами - в общем, всем тем, что хотели запомнить. В дальнейшем в любое время можно было воспроизвести в воображении само здание, пройтись по нему и вспомнить все, что необходимо. Позднее эту методику стали называть дворец памяти, метод Цицерона, техника дорог.

Римские комнаты, или дорога Цицерона

Если учесть, насколько давно жил древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон, не придется удивляться тому, что ему приписывают несколько вариантов использования мнемотехники. Согласно одной из версий, готовясь к публичным выступлениям, он ходил по многочисленным комнатам собственного дома и располагал в них различные тезисы, цитаты и даты. Выступая, он мысленно повторял свой путь и выдавал необходимые сведения. Другая версия гласит, что для запоминания этот римский ритор использовал дорогу, по которой ежедневно ему приходилось ходить. Конечно, будучи наблюдательным и внимательным человеком, Цицерон знал все ее особенности, к которым и «привязывал» нужные ему предметы, факты и т. д.

Религиозная история

В Средние века, особенно во времена инквизиции, перед служителями церкви особо остро вставала проблема запоминания больших объемов различной информации. Религиозным деятелям того времени нужно было не только знать Священное Писание и молитвы, но также помнить все типы, виды прелюбодеяний, грехов, да еще и признаки ведьм... Именно в это время мнемоника становится тайной областью знаний. Человек, способный обучить других помнить все самое важное, очень высоко ценился в то время. Вряд ли католические священники той эпохи читали или слышали о таких мнемотехниках, как дворец памяти или дорога Цицерона. Они придумали и использовали схожую методику, называемую театрами памяти. В воображении создавали помещение с четырьмя стенами, на каждой из которых располагалось по несколько ярусов со множеством мест. Заполняя подобные «театры», священнослужители запоминали всю необходимую им религиозную информацию.

Джулио Камилло пошел дальше и создал реальный театр памяти, выстроенный из дерева, который был подарен французскому монарху. Туда могли входить два человека: сам Камилло и король, где правителю объясняли, как запомнить все, что угодно.

Чем прославился Маттео Риччи?

Средневековый католицизм прославился стремлением «привести» к своей «истинной» вере народы, исповедовавшие другие религии. Одним из католических миссионеров в Китае XVI века был иезуит Маттео Риччи. Это был образованнейший человек своего времени: математик и картограф, переводчик, сумевший впервые установить постоянные культурные взаимоотношения между китайским обществом и христианской Европой. Кроме того, в истории его имя сохранилось и из-за блестящих мнемонических способностей, благодаря которым он стал первым, и на долгие годы единственным европейцем, сумевшим выдержать в Китае экзамен на получение высокой государственной должности.

Иезуитская мнемотехника

За десять лет Риччи, взявший в Китае имя Ли Ма-доу, не только сумел выучить китайский язык и несколько региональных диалектов, но и прослыть весьма мудрым и ученым человеком. В этом ему помогло не только блестящее образование, но и владение иезуитской мнемотехникой, которой он обучал китайцев. Дворец памяти Маттео Риччи строил исходя из объема материала, необходимого для запоминания. В самых сложных случаях это здание могло состоять из множества различных по высоте и размерам сооружений, соединенных между собой. Риччи считал, что для лучшего запоминания можно использовать не только дворцы, но и различные бюрократические учреждения и храмы, декоративные беседки и общественные здания. Именно в такой «составной» дворец памяти он предлагал своим китайским ученикам помещать образы и понятия, необходимые для запоминания. Китайцы воспользовались предложенной им методикой, но в католическую веру не перешли. Следует отметить, что современные буддисты почитают Маттео Риччи как бога-покровителя всех часовщиков — Ли Ма-доу.

В чем суть метода?

Независимо от того, как называют эту мнемотехнику - техникой опорных образов или локаций, методом матриц или геометрических мест, дворец памяти или чертоги разума, основа ее эффективности всегда одна. Человек создает в своем воображении образ хорошо знакомого и эмоционально близкого пространства, неважно, комната ли это в студенческом общежитии или Рыцарский зал Эрмитажа, рабочий офис или любимый уровень компьютерной игры DooM или Heroes of Might and Magic.

Фактическая информация, которую необходимо запомнить, превращается в яркие ассоциативные образы, размещаемые в воссозданном в воображении человека, хорошо знакомом и эмоционально приятном пространстве. Когда возникнет необходимость вспомнить тот или иной факт, припоминаете, куда вы его поместили, и оправляетесь в мысленное путешествие по дворцу памяти, своей комнате или уровню компьютерной игры.

Психологические механизмы

Такие мнемонические техники, как дворец памяти или метод локуса, используют превращение запоминаемой информации и фактов в яркие визуальные картинки, помещаемые и связываемые с определенными точками эмоционально значимого и знакомого пространства. В результате таких интеллектуальных манипуляций мозг создает новые нейронные связи и ассоциации между сведениями, которые необходимо запомнить и в дальнейшем воспроизвести, и образом того или иного места. Благодаря чему в результате образной визуализации и проработке ассоциативных связей развивается человеческая память.

Как построить дворец памяти?

Если необходимо запомнить и сохранить, а также иметь оперативный доступ к скучной и объемной информации, можно выстроить собственные «интеллектуальные чертоги».

В самом начале, только осваивая эту технику, лучше ограничиться небольшим и очень хорошо знакомым помещением, к примеру, собственной комнатой. Итак, что же нужно сделать, чтобы «возвести» собственный дворец памяти? Методика проста, вот основные шаги:

1. Определиться со своим дворцом памяти. На первых порах, для того чтобы разложить воспоминания, может хватить письменного стола и книжного шкафа. Если не хватает, то можно использовать и остальные предметы мебели и пространство. Вместо комнаты можно «выстроить» факты вдоль вашей дороги на занятия или работу. Дворец памяти или метод локуса лучше всего работает, позволяя размещать большее количество запоминаемой информации, когда воспроизводимое в воображении пространство реалистично и детализировано.

2. Прокладываем маршрут. Создав собственный «ментальный» дворец, важно продумать пути вашего передвижения по нему. Если нужно запомнить информацию в строго определенном порядке, то и маршрут передвижения должен быть очень четким и желательно простым. Проще всего использовать в воображении тот же путь, что существует в реальности. Например, войдя в комнату в первую очередь вы видите телевизор, затем диван, а только потом – рабочее место.

3. Выбираем хранилища. Очень важный шаг, так как при использовании методики (дворец памяти/разума) вам предстоит расставить по этим местам все необходимые цифры, факты и имена. Стоит помнить о том, что на один предмет можно накладывать одну мысль, иначе возможна путаница, и метод окажется бесполезным. Желательно, чтобы предметы заметно отличались друг от друга, так будет проще вспоминать.

4. Помните: дворец памяти – техника, эффективно работающая только в том случае, если вы знаете созданный вами дворец, как свои пять пальцев, и помните наизусть все его детали. Те, кто практикует это метод, рекомендуют нарисовать чертеж ментального хранилища и обозначить на нем места, где хранится информация. Сверяя виртуальный образ с нарисованной вами схемой, вы сможете проверить, насколько точно вы привязали его к предмету.

Как его использовать?

Но вот все подготовительные этапы пройдены, и, наконец, к запоминанию готов ваш дворец памяти.

Методика его наполнения довольно проста: нужно заполнить небольшим количеством информации каждый предмет. Чем больше характеристик – тем лучше. Представляйте запах, цвет, фактуру и текстуру каждого предмета, наделите его той или иной эмоциональной окраской. Если предстоит запомнить большой объем связной информации, то разместите ассоциативные предметы последовательно, связав их между собой. Чем более экстравагантными и даже абсурдными будут использованные вами ключи и образы – тем лучше. Например, Белый Медведь в Валенке размера 6 Максимум поможет вам легко вспомнить марку и модель нового суперавтомобиля от известного концерна.

Вместо заключения

Не стоит надеяться, что дворцы памяти - это легкий и быстрый способ подготовиться к экзамену или публичному выступлению. На самом деле это доступная методика, благодаря которой действительно можно улучшить память. Вот только заниматься придется регулярно, постоянно тренируя собственное воображение и различные виды памяти. Начать можно с малого – со своего рабочего места или комнаты. Главное, чтобы каждое воспоминание «лежало» на своем месте, ведь тогда его будет легко отыскать. Древние говорили о том, что дорогу осилит идущий, так, может, пора в путь?

Комментарии
3
"Жаль мало комментариев" Вам не надоело? Или вы боты? Когда читаю ваши посты, то "только что" появляются ваши комменты