Факторы социализации личности: семья, школа, СМИ
Социализация - это процесс усвоения человеком знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. От того, насколько успешно пройдет социализация в детстве и юности, во многом зависит дальнейшая судьба человека. Давайте разберемся, какие факторы оказывают наибольшее влияние на социализацию личности.
Понятие социализации личности
Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Основными задачами социализации являются:
- формирование социальных качеств личности;
- усвоение социальных ролей и норм;
- приобретение навыков социального взаимодействия;
- адаптация к условиям социальной среды.
Процесс социализации протекает поэтапно. Выделяют следующие этапы:
- адаптация (приспособление к социальной среде);
- индивидуализация (развитие собственной индивидуальности);
- интеграция (вхождение в различные типы социальных отношений).
Одним из ключевых механизмов социализации, по мнению социолога Т. Парсонса, является идентификация - уподобление себя значимому лицу. Другие важные механизмы:
- подкрепление - закрепление положительно оцениваемого поведения;
- имитация - копирование поведения;
- внушение - некритическое усвоение норм и ценностей.
Традиционно выделяют три основных уровня социализации:
- детство (от 0 до 10-12 лет);
- отрочество и юность (подростковый возраст и ранняя молодость);
- взрослость (зрелый возраст).
Классификация факторов социализации
Факторы социализации принято делить на две большие группы:
- социальные факторы - условия социальной среды;
- личностные факторы - индивидуальные особенности человека.
По масштабу влияния социальные факторы делятся на:
- макрофакторы - культура, общество, государство;
- мезофакторы - этнос, тип поселения, субкультура;
- микрофакторы - семья, группы сверстников.
К личностным факторам относят уровень интеллекта, темперамент, характер, особенности восприятия.
Все факторы тесно взаимосвязаны и оказывают комплексное воздействие на процесс социализации. Например, семья формирует мировоззрение ребенка, опираясь на традиции своего этноса. Школа прививает ценности и нормы, принятые в данном обществе. А СМИ транслируют как общечеловеческие, так и специфические для конкретной культуры установки.
Семья как фактор социализации
Семья играет ключевую роль в первичной социализации ребенка. Именно в семье он получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении нескольких лет семья остается для ребенка практически единственным контактным социумом. Семья закладывает основы личности ребенка, его ценностной системы и мировоззрения. Влияние семьи определяется:
- составом семьи (полная, неполная, многодетная и т.д.);
- характером взаимоотношений между членами семьи;
- семейными традициями;
- материальным положением;
- культурным уровнем;
- стилем воспитания и т.д.
Особенно сильно на ребенка влияет образ жизни его родителей, их ценности и интересы, манера общения. Проблемы в семейных отношениях, например, развод или алкоголизм родителей, могут негативно отразиться на социализации ребенка.
Чтобы оптимизировать влияние семьи как фактора социализации, родителям следует:
- поддерживать доверительные отношения с ребенком;
- быть примером нравственного поведения;
- поощрять любознательность и стремление к знаниям;
- развивать самостоятельность и ответственность.
Такой подход поможет заложить прочный фундамент для успешной социализации ребенка.
Школа как фактор социализации
Поступление в школу резко расширяет сферу взаимодействия ребенка с социумом. Помимо семьи на него начинают активно влиять такие факторы как школьный коллектив, педагоги, система образования. Основные задачи школы как института социализации:
- обучение нормам и правилам поведения в обществе;
- формирование гражданской позиции;
- развитие навыков социального взаимодействия;
- создание условий для самореализации.
Отношения со сверстниками, учителями, атмосфера в классе - все это оказывает большое влияние на социализацию школьника. Негативный опыт общения может привести к девиациям в поведении. Чтобы повысить эффективность школьного воспитания, рекомендуется:
- поощрять творческую активность;
- привлекать к внеурочной деятельности;
- развивать навыки конструктивного общения;
- создавать ситуации успеха.
Реализация этих принципов будет способствовать позитивной социализации школьников.
Внеурочная деятельность
Помимо учебы, важную роль в социализации играет внеурочная деятельность в школе. Участие в кружках, секциях, клубах позволяет:
- развивать способности и таланты;
- приобретать социальный опыт в неформальной обстановке;
- устанавливать контакты с единомышленниками.
Особое значение имеет вовлечение подростков в социально значимые проекты. Это помогает им почувствовать свою ответственность и важность для общества.
Дополнительное образование
Большой вклад в социализацию вносят учреждения дополнительного образования: спортивные школы, музыкальные и художественные студии, станции юных техников и т.д. Занятия по интересам позволяют ребенку:
- раскрыть и развить свой талант;
- почувствовать себя успешным;
- приобрести единомышленников.
Это расширяет его социальный кругозор и способствует позитивной самооценке.
Проблема буллинга
Острой проблемой школьной социализации является буллинг - агрессивное поведение по отношению к сверстникам. Причины буллинга:
- психологические особенности;
- желание самоутвердиться;
- перенос семейных конфликтов в школу.
Буллинг наносит серьезный вред психике жертвы и мешает ее социализации. Необходимы меры по предотвращению агрессии в школе.
Роль педагогов
Огромное влияние на социализацию оказывает личность учителя, его профессионализм и ценности. Позитивное воздействие имеют такие качества педагога, как:
- справедливость;
- доброжелательность;
- терпение;
- чувство юмора.
Учителя должны быть не только проводниками знаний, но и эталоном нравственности для учеников. От педагогов во многом зависит успех социализации подрастающего поколения.