В чем необычность басен Толстого? Многослойность как отличительный признак басен Л. Н. Толстого
Каждый, кто читал басни Эзопа, И. А. Крылова, а потом сразу брал в руки томик Л. Н. Толстого, наверное, спрашивал себя, а в чем необычность басен Толстого? Именно на этот вопрос и попытается ответить наша статья.
Направленность басен на определенную возрастную аудиторию
Прежде всего необходимо ответить на вопрос, зачем Лев Николаевич переводил и сочинял басни.
Вряд ли читатели поверят в то, что у И. А. Крылова, Эзопа или Лафонтена была какая-то особенная задача. Они сочиняли басни, потому что у них это получалось, и их произведения нравились другим. Но Л. Н. Толстой не таков, он сочинял свои басни с умыслом, вернее, у него была определенная задача: посеять в душах детей «доброе и светлое». Один ответ на вопрос, в чем необычность басен Толстого, звучит так: они своеобразны, потому что преследовали определенную цель - научить ребенка поступать правильно. Да и басни особенны, так как ориентированы на определенную возрастную группу – детей.
«Учительский» момент в баснях русского классика
Чтобы в полной мере понять задачу Толстого, надо сравнить его басни и басни древнего грека – Эзопа. У грека все басни снабжены моралью «не на вырост», т. е. в сочинениях Эзопа в емкой форме зафиксирована народная мудрость. Например, басня «Орел, галка и пастух» говорит, что нельзя соперничать с теми, кто превосходит тебя природными данными. Знаменитая басня «Лисица и виноград» высмеивает склонность людей к самооправданию. И таких примеров можно привести массу.
В чем необычность басен Толстого? В том, что в них есть мораль «на вырост». Например, басня «Собака и ее тень» учит детей (или взрослых людей) тому, что соревноваться нужно только с собой и не смотреть на других, даже если у соседа «кусок мяса жирнее», чем у тебя. Басня «Лгун» повествует о мальчике, который без всяких причин кричал: «Волки! Волки!», а когда хищники пришли и закусили всем стадом, то пастушку так никто и не помог, потому что он обманул не единожды. Басня «Два товарища» учит детей взаимовыручке и тому, что нельзя бросать человека в трудную минуту.
Другими словами, басни Толстого наделены легко опознаваемым нравственным содержанием, к тому же они чрезвычайно близки нашим детям, потому что когда Лев Николаевич переводил басни Эзопа или сочинял свои, он старался сделать их понятными для русского человека.
Нравственное содержание басен
Детей морали можно учить по-разному. Можно выделить каждый день, например 2 часа, и учить уму-разуму, но есть вероятность того, что ребенок вскоре после таких систематических нотаций убежит из дома и возненавидит родителей. А можно читать ребенку басни и вместе с ним разбирать их нравственный смысл, тем самым проверяя, насколько хорошо сын (или дочь) выучил простейшие правила поведения в обществе. Басни – это "инъекции морали с приятным послевкусием", и они, кроме всего прочего, приучают ребенка к чтению.
Произведения Л. Н. Толстого изучаются детьми в общеобразовательных школах. Поэтому на вопрос, в чем необычность басен Толстого, 4 класс (его ученики) уже в состоянии ответить самостоятельно.
Философское содержание басен Л. Н. Толстого
Но остался еще один слой басен Толстого, который не в состоянии распознать и увидеть ребенок, а именно: философское содержание басен Л. Н. Толстого. Конечно, редки те басни, в которых философское содержание не придумывается, а реально в них заложено. Например, уже приводимая здесь басня «Собака и ее тень» содержит в себе не только житейский, психологический, но и глубоко философский смысл: человек должен работать только над собой. Его разум не должны смущать ни гнев, ни зависть. Он должен оставить за порогом все семь смертных грехов, там же должны остаться большинство тревог.
В чем необычность басен Толстого, если в них иносказательность присутствует как необходимая составная часть? Только ли она народного или житейского свойства? Безусловно, нет. Иносказательность басен Толстого подводит не только к народной и житейской мудрости, но и к истинам мировых религий.