Батик горячий: техника выполнения. Холодный и горячий батик
В наши дни, когда мода меняется каждый день, а любая новинка в самое короткое время становится доступной массе людей, ценится эксклюзивная и необычная одежда. Поэтому мировые дизайнеры трудятся, стараясь придумать новый принт для своих тканей. Их достижения стоят немалых денег и остаются востребованными короткое время, пока во всех магазинах не появятся абсолютно идентичные подделки.
Если вы хотите иметь модную вещицу собственного дизайна – обратите внимание на технику батика.
Батик – это роспись по ткани. Таким способом вы сможете украсить себе блузку, юбку, шарф или любое другое тканевое изделие. Существует холодный и горячий батик.
История техники
Ручная роспись ткани, называемая батиком, известна людям очень давно. Этой техникой пользовались в Японии, Египте, Китае, Африке и на Руси. Местом, где появилась техника, считается Индонезия, остров Ява. Хотя в последнее время археологи находят полотна, раскрашенные в этом стиле еще в древнем Египте и Китае.
До сих пор ученые и археологи ведут споры, когда именно зародилось искусство тканевой росписи. Одни говорят, что данной техникой пользовались в начале нашей эры, другие соотносят ее появление с изобретением «резерва»: так называется прибор для нанесения горячего воска на ткань (14 век). Как бы то ни было, история горячего батика начинается гораздо раньше, чем батика холодного.
Название «батик» впервые встречается в Голландии в 18 веке. Жители острова Ява именовали эту технику «амбатиком».
Яванцы наиболее искусно делают ткани, расписанные в технике "батик горячий". Этот народ подарил миру ткани нереальной красоты, именно на Яве живут самые известные дизайнеры в мире батика.
И это неудивительно. Искусство ручной росписи ткани передавалось яванцами из поколения в поколение, причем каждый род имел свою личную неповторимую технику. Изначально на Яве одежду, расписанную в стиле "горячий батик", могли носить лишь представители «голубых кровей», однако со временем, когда ткань стали расписывать и на продажу, аристократия начала подключать к кропотливой работе и простолюдинов.
В 1835 году в Голландии появилась первая фабрика, производящая полотна расписанные в технике батика.
Холодный батик появился лишь в первой половине ХХ столетия. Изобретен раствор, позволяющий без нагрева наносить резерв на ткань, был в России.
Инструменты и материалы
Если вы решили освоить технику батика, вам могут потребоваться следующие инструменты и материалы.
- Ткань. Изначально для росписи ткани использовался натуральный шелк. Теперь, когда краски и материалы вышли на новый уровень, для батика подходят и другие тонкие ткани, например батист, штапель, шифон и т. д. Ткань можно использовать метражом или в виде готового изделия.
- Краски. Краски в технике «батик» имеют немалое значение. Существует большое количество их производителей, как импортных, так и отечественных. По своим свойствам краски делятся на те, которые разводятся исключительно спиртом, и на те, в которые добавляется вода. Главное отличие между ними – способ закрепления. Они могут закрепляться с помощью утюга, горячего пара или воды.
- Контурный состав. Лучше всего контурный состав брать той же фирмы, что и краска. Обычно они бесцветны, в них добавляется красящий пигмент непосредственно перед нанесением.
- Рама для батика. Конечно, можно купить специальную раму для росписи ткани, но вы не потратите много времени, если решите сделать ее самостоятельно.
- Палитра. Нужна для смешивания красок.
- Пипетки. Нужны для набора краски.
- Трубочки для холодного батика. С помощью стеклянных трубочек можно проводить тонкие линии на полотне. Их можно купить в специализированном магазине. Однако если вы не можете их найти или не хотите тратить на них деньги – не отчаивайтесь. Можно просто подобрать подходящий инструмент, например, достаточно толстые центографы, изографы, рапидографы, медицинские капельницы, рейсфедеры и т. д.
- Скотч. Нужен для защиты рамки от краски. Если рама будет испачкана, она может повредить следующую работу.
- Портновские булавки, степлер – любой предмет для закрепления ткани.
- Спирт. Нужен для разведения некоторых красок.
- Кисти для росписи ткани.
- Соль. Нужна для более быстрого высыхания отдельных участков и получения специфического узора.
- Очищенная вода. Нужна для разведения некоторых видов красок.
- Специальные карандаш или ручка. Для нанесения рисунка на ткань.
- Воск. Нужен, если вам близка техника горячего батика. Можно купить готовый, а можно сделать самостоятельно.
- Емкость для окрашивания полотна.
- Нитки.
Холодный батик
Холодный батик считается более простой техникой, чем батик горячий, так как раствор, ограничивающий краску, наносится без предварительного нагрева.
Конечно, холодный батик все равно требует сосредоточенности, твердой руки и четкости линий.
Если кратко описывать ход работы по росписи ткани холодным способом, то вам нужно сделать следующее.
Ход работы
- Кусок ткани, который вы собрались расписывать, с помощью кнопок, степлера и т. п. в натянутом виде прикрепляется к раме.
- Затем специальным карандашом или ручкой наносится рисунок, который вы хотите видеть на вашем полотне.
- Поверх карандашного наброска наносится резервирующий контур, причем он не должен иметь разрывов. В противном случае краска вылезет за пределы рисунка, и ваша работа будет безнадежно испорчена.
- Ткань оставляют до высыхания резерва.
- Кисточками, губками, распылителями раскрашивают рисунок и фон полотна.
- Когда работа закончена, ее обрабатывают так, как требует того производитель красок. Это нужно для закрепления рисунка. Затем изделие промывают теплой и холодной водой.
Батик горячий: особенности
Как было сказано выше, существует два способа нанесения росписи на полотно. Более древняя, натуральная и традиционная ручная роспись ткани называется «горячий батик», техника выполнения которого известна еще древним яванцам, египтянам и китайцам. Смысл данного способа заключается в постепенном нанесении на ткань краски с защитой резервирующим составом отдельных элементов. Причем в качестве резерва используют только натуральные компоненты, которые перед использованием необходимо нагреть.
Восковой состав изначально наносился с помощью медного ковшика с тоненьким носиком - чантинга, сейчас есть целая куча альтернативных способов нанесения резерва, например, специальные штампы, кисти с жесткой щетиной и т. д.
На большую поверхность резерв наносится с помощью широкой кисти, а тонкая кисточка и чантинг необходимы для резервирования контура и мелких деталей рисунка.
Горячий батик, техника выполнения
- Прежде всего нужно подготовить ткань, выбранную вами для росписи. Для этого замочите ее на полчаса в растворе соды (5 л воды на 1 ч. л. соды). Это нужно для вымывания химических составов, которыми производители обрабатывают ткань.
- После высыхания ткань закрепляют на раме.
- Первый, самый светлый слой краски можно нанести до рисования эскиза. Кстати, важно, чтобы изделие пропитывалось краской в последовательности от темного к светлому.
- Специальным карандашом наносится рисунок. Хотя некоторые советуют, чтобы не травмировать ткань, наносить рисунок не на нее, а на лист бумаги с помощью маркера, который будет виден через полотно.
- Затем рисунок пропитывают резервом, оставляя свободными только те части, которые будут покрыты наиболее светлым слоем краски.
- После высыхания краски резерв снимается с помощью утюга. На ткань ложится газета или бумага и проглаживается таким образом, чтобы весь воск с ткани переместился на бумагу.
- Затем краска закрепляется согласно инструкции.
- Потом на окрашенные и более темные участки снова наносится резервирующий раствор и вся процедура повторяется. И так краска с резервом наносится слой за слоем, до тех пор, пока все оттенки (даже самые темные) не окажутся на ткани.
Платок с ирисами
Чтобы вам было легче втянуться в процесс, вы можете сделать платок в технике "горячий батик". Мастер-класс, описанный здесь, поможет вам разобраться в ней.
Для начала вам нужно запастись соответствующими материалами.
- Шелковым белым платком или просто куском белого шелка.
- Рамкой с булавками.
- Кисточками тонкими и толстыми - для краски и для резерва.
- Резервом.
- Розовой, синей, зеленой, желтой красками.
- Емкостями для разведения краски.
- Пульверизатором.
Мастер-класс
- Вымачиваем ткань в растворе соды.
- После того как ткань высохнет, натягиваем ее на раму.
- Разводим синюю краску в двух емкостях: в одной - посветлее (светло-голубой, почти прозрачный), в другой - потемнее (голубой, но немного интенсивнее).
- Смачиваем ткань водой из пульверизатора и рисуем на ней разводы этими красками.
- Даем ткани полностью высохнуть.
- Так как мы будем рисовать в технике "горячий батик" цветы, изображаем на высохшем платке ирисы с длинными листьями.
- Фон резервируем с помощью воска.
- Когда воск высохнет, погружаем платок в раствор розовой краски (должны окраситься цветы ириса).
- Даем работе высохнуть.
- Покрываем части цветов, которые должны остаться розовыми, воском.
- Когда воск высох, окунаем платок в слабый раствор зеленой краски.
- После высыхания краски покрываем части листьев, которые должны остаться светлыми, воском.
- Когда воск высохнет, кистью закрашиваем части листьев, не покрытые резервом
- Закрашиваем лепестки ирисов, не покрытых резервом, слаборазведенной синей краской (цвет должен остаться достаточно темным).
- Закрашиваем ярко-желтой краской пестики цветков.
- Даем платку высохнуть.
- С помощью утюга и газет удаляем с изделия воск.
- Закрепляем краску согласно инструкции (зависит от фирмы-производителя).
- Промываем изделие сначало в теплой, а затем в холодной воде.
Вот вы и сделали модный дизайнерский платок в технике "батик горячий".