Краткое изложение: "Станционный смотритель" А. С. Пушкина
Есть по крайней мере два повода в году поговорить о «солнце русской поэзии» Александре Сергеевиче Пушкине - дата рождения и дата смерти поэта. К счастью, не так давно, а именно 6 июня, был день рождения «нашего всего». В настоящей статье не будет анализироваться поэзия. В ней будет представлена проза А.С. Пушкина. Мы рассмотрим всего одну повесть (представив ее краткое изложение) - «Станционный смотритель».
Авторский зачин
Начинается повесть с того, что автор - Белкин И. П. - говорит добрые слова в адрес станционных смотрителей. Сетует на их незавидную долю: им попадаются по долгу службы разные люди, и всех они должны ублажить, быть с ними вежливыми. Но автор признается, что так он думал о станционных смотрителях не всегда, затем он рассказывает историю, которая должна смягчить читателя строк повести и сделать его более терпимым к этим несчастным людям. Таково своеобразное вступление к повести. Оно важно для автора, потому с него мы и начинаем свое краткое изложение. "Станционный смотритель" написан с определенной целью.
Что это за должность - станционный смотритель?
Это обычный чиновник - начальник почтовой станции. Он переписывает разнообразные дорожные документы тех, кто останавливается на станции. Это низший чин в среде бюрократов 19 века. Именно поэтому он нуждается в заступничестве И. П. Белкина. У Пушкина смотритель - скорее тот, кто развлекает путников, пока те ждут лошадей, а бумаги он заполняет между делом.
Смотритель и его дочка Дуня
И. П. Белкин попадает к смотрителю в гости в мае 1816. Автор попал под дождь в дороге и решил обсохнуть в избе смотрителя Самсона Вырина. Тот жил не один, а с дочкой Дуней. Дуня проворно накрыла на стол, и рассказчик предложил отцу и дочке разделить с ним его пищу. Дождь уже кончился. Лошадей подали, а повествователь все не хотел прощаться со своими новыми знакомцами. Но визитеру приглянулся, конечно, не сам смотритель, а его дочка. Она, несмотря на юный возраст (всего 14 лет), была уже сказочно красива и на всех посетителей мужского пола действовала гипнотически.
Отдельных слов требует убранство избы: дом был ухожен, чист, приятен глазу. Другими словами, во внешней обстановке и атмосфере чувствовалась женская рука. С. Вырин очень гордился дочкой, он говорил, что та вся в мать.
Если говорить про описание станционного смотрителя, то выглядел он мужчиной благополучным и полностью довольным своей долей. Но совсем другим он был во вторую встречу с автором рассказа.
Вторая встреча автора и смотрителя
Прошло 4 года, и автора рассказа снова занесло на то же место, и он уступил соблазну и посетил ту же избу. Дом смотрителя и он сам изменились до неузнаваемости. Избушка уже не была прекрасно убрана, не было цветов на подоконнике. Везде царила грязь и запустение. Когда И. П. Белкин вошел в избу, он обнаружил смотрителя спящим на кровати с грязными простынями, одеялом ему служил старый, поношенный тулуп. Рассказчик был поражен превращению смотрителя в старика за 4 года, хотя, когда они виделись последний раз, ему было лет 50. Белкин, конечно, сразу же спросил о Дуне (дочке смотрителя): что с ней, где она. Самсон Вырин сказал, что не ведает о ее сегодняшних делах ничего. А так как Белкин увлекался литературным творчеством, то он, видимо, почувствовал в этой неприглядной на первый взгляд истории какую-то интригу, которая могла послужить хорошей основой для повести или рассказа (так оно и вышло). Литератор-любитель решил разговорить хмурого старика во что бы то ни стало. И вот под пунш смотритель поведал дворянину историю легального похищения Дуни гусаром Минским.
Здесь уже описание станционного смотрителя рисует нам человека не столь благополучного. Главный герой рассказа вызывает жалость и отчаяние у читателя. Лишившись дочери, смотритель словно утратил тот главный стержень, который держал всю его жизнь.
Гусар Минский и судьба Дуни
Гусар, так же как и когда-то автор, появился в избе смотрителя в ненастье. Он долго кричал на смотрителя. Причина была в том, что ему долго не подавали лошадей. Но, увидев Дуню, офицер успокоился. Он тоже попал под магнетическое действие голубых глаз девушки. Он настолько присмирел, что ему даже сделалось дурно. Он пролежал в постели несколько дней, к нему вызвали лекаря. Эскулап прописал ему «спокойствие, только спокойствие». При этом больной совсем не казался больным. С лекарем они отобедали, и тот получил от гусара 25 р. и ушел.
Военный поправился. Когда он уезжал, то предложил Дуне довезти ее до церкви, там как раз начиналась обедня. Дуня сначала не решилась и бросала робкий взгляд на отца, но потом батюшка ее подбодрил, и она села в экипаж к гусару.
Больше смотритель с ней не разговаривал. Он ее пытался искать. И даже дважды встречался с Минским, но все безуспешно: тот вытолкал его взашей, дав немного денег. Так заканчивается рассказ смотрителя И. П. Белкину.
К сожалению, краткое изложение («Станционный смотритель» здесь не исключение) не предполагает описания мытарств главного героя во всех красках.
А что было дальше, автор узнал уже самостоятельно.
То, что главный герой не стал унижаться и молить о встрече с дочерью, – это характеристика станционного смотрителя, которая прекрасно его определяет как человека гордого. Другое дело, почему же дочь не нашла способа повидаться с отцом? Она бы могла тем самым продлить ему жизнь.
Черный крест и груда песка
"Станционный смотритель": план сочинения
Напоследок остается сказать только одно: Пушкин, намеренно или нет, но снабжает свою повесть одним существенным белым пятном - неясно, почему за 3 года отсутствия Дуня так и не нашла способа увидеться с отцом. Поэтому на эту тему может пофантазировать читатель, который, возможно, захочет заполнить в повествовании Пушкина эту пустоту.
План сочинения (разумеется, примерный) может выглядеть так:
- сюжет;
- описание ключевых событий;
- размышления над мотивами поведения Дуни.