Анализ стихотворения Фета "Весенний дождь" и творчество поэта
Афанасий Афанасьевич Фет - это еще один русский поэт с нелегкой судьбой. Великий композитор П. И. Чайковский называл его музыкантом из-за легкости, яркости и лиричности его строк.
А. А. Фет любил природу, умел видеть ее красоту. Эту красоту он пытался донести до читателей его стихов.
Жизнь А. А. Фета
Как говорилось выше, А. А. Фет - поэт с нелегкой судьбой. Фет был сыном известного помещика А. Н. Шеншина. Но из-за того, что поэт родился за несколько месяцев до бракосочетания родителей - А. Шеншина и Шарлотты Фет - духовные власти посчитали, что маленький Афанасий не может быть наследником Шеншина. Ему дали фамилию матери и лишили прав на наследство.
Лишенный дворянского положения, А. А. Фет всю жизнь пытался его себе вернуть. Сначала он пытался заслужить дворянский чин путем военной карьеры, но вскоре поэт вышел в отставку. Затем он решил заняться сельской деятельностью. Фет женился и купил небольшое имение в Мценском уезде. Там он прожил около 17 лет, и там его застал приказ о возвращении титула дворянина.
Творчество А. Фета
Литературная карьера А. Фета также была не из простых. Можно сказать, что его стихи пришлись "не на ту эпоху". Литературу венчали прозаики, у которых были средства на публикации своих произведений. А. Фет публиковал свои стихи в прессе, но их попросту не замечали.
Тем не менее в 1840 году был создан первый сборник стихов А. Фета - "Лирический пантеон". Чуть позже - цикл "Снег" и "Вечера и ночи".
Стихотворения, посвященные красоте природы, объединены в 4 знаменательных цикла. Каждый цикл - определенное время года. Таким образом, стихотворения о природе А. Фета представляют собой циклы "Весна", "Лето", "Осень", "Снега".
Анализ стихотворения Фета "Весенний дождь"
Стихотворение "Весенний дождь" относится к циклу "Весна". Если говорить о жанре, то произведение можно отнести к некой пейзажной зарисовке, на фоне которой - размышления лирического героя.
Одной из особенностей А. Фета как поэта считается его фотографичность: практически каждое стихотворение представляет собой картину, которую можно воплотить на холсте. Таково и стихотворение "Весенний дождь" (Фет). Анализ стихотворения показывает, что перед нами предстает следующая картина: солнечный сумеречный свет, небольшой туман, неподалеку - лес. Особую роль играют запахи - пахнет липой и медом. Необязательно делать анализ стихотворения Фета "Весенний дождь", чтобы почувствовать себя свидетелем этого чуда природы. Сам поэт смотрит на природу, вглядывается в каждый ее элемент, делает его анализ. Стихотворения Фета - "Весенний дождь" и многие другие - представляют собой удивительную красоту, увиденную в привычных, банальных на первый взгляд явлениях.
Очень важен мотив света, пронизывающий все строки. Свет виден в начале стихотворения ("Светло перед окном...") и в конце - лес в "золотой пыли".
Таков семантический анализ стихотворения Фета "Весенний дождь". Обратимся к особенностям слога и рифмы.
Размер и средства выразительности в стихотворении "Весенний дождь" (Фет)
Анализ стихотворения с литературоведческой стороны следующий. Во-первых, отметим стихотворный размер ( он определяется посредством расстановки ударений в словах). В стихотворении ударение чередуется, начинаясь с безударного слога, а в начале 3-ей строки оно пропущено. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием (пропуском ударения).
Во-вторых, отметим наличие наречий "еще" и "уж". Это важно, если делать анализ стихотворения Фета "Весенний дождь". 5 класс включает данное стихотворение в учебную программу. Наречия указывают на скорое приближение дождя.
В-третьих, следует акцентировать внимание на изобразительных средствах. Продолжаем анализ стихотворения Фета "Весенний дождь": эпитеты - неотъемлемая часть любого стихотворения. В рассматриваемом нами это лес в "золотой пыли", т. е. освещенный солнцем, "душистый мед", "свежие листья".
Автор не преминул воспользоваться и олицетворением. Это образ воробья, который купается в песке.
В-четвертых, обратим внимание на рифму. Она перекрестная (первая строка рифмуется с третьей, а вторая - с четвертой). По характеру падающего ударения на последние слоги используемая рифма и мужская (2 и 4 строчки каждой строфы), и женская (1 и 3 строчки каждой строфы).
А. Фет был гениальным романтиком, несмотря на тяготы жизни, которые ему предстояло выдержать. Он сумел сохранить в себе бережное, внимательное отношение к миру.