Свято-Успенский Свияжский монастырь

В середине XVI века с особой остротой вела Россия борьбу со своим агрессивным соседом ― Казанским ханством. Для ведения военных действий потребовалась надёжная опорная база, и с этой целью в 1551 году, совсем незадолго до взятия Иваном Грозным Казани, был основан город-крепость Свияжск. Место для него выбрали в устье реки Свияги. Вскоре город разросся и стал уездным центром, а в 1555 году в нём основали монашескую обитель, ставшую впоследствии известной как Успенский Свияжский мужской монастырь.

Основание Казанской епархии и монастыря

Год основания монастыря отмечен ещё одним важным событием в жизни края ― учреждением Казанской епархии. Это стало возможным благодаря славным победам русского оружия, положившим конец господству татарских ханов на Волжских берегах. В связи с этим основанный здесь монастырь должен был стать центром духовно-просветительской и миссионерской деятельности. Его посланцы на протяжении двух столетий несли свет православия по всему Среднему Поволжью.

Основателем обители и её первым настоятелем был архимандрит Герман (Садырев-Полев). Под его правлением монастырь рос и набирал силу. Времена тогда были очень неспокойные. Разбитые под Казанью татары рассеялись по округе и, объединяясь в шайки, совершали набеги на окрестные сёла. Не раз приходилось и насельникам обители, прервав молитву, браться за оружие.

Великий подвижник архимандрит Герман

Весьма примечателен путь пастырского служения, пройденный архимандритом Германом. Оставив со временем основанный им Свияжский монастырь, он возглавил всю Казанскую епархию, став её вторым архиепископом. В 1566 году по повелению Ивана Грозного он прибыл в Москву, где ему было предложено взойти на московскую митрополичью кафедру вместо попавшего в царскую немилость митрополита Филиппа.

Однако от столь высокой чести он отказался и, приняв сторону опального архиерея, стал обличать беззакония, творимые царскими опричниками. Удалённый вскоре из дворца, архимандрит закончил свой земной путь в 1567 году. Обстоятельства его смерти до сих пор остались не выяснены. По одной версии он был убит, а по другой ― скончался во время эпидемии чумы.

После своей кончины первый настоятель обители был прославлен в лике святых, и с 1592 года его мощи стали главной святыней обители. В книгах Успенского собора, где они покоились, можно было прочитать много записей, свидетельствовавших о чудесах, явленных ими по молитвам прихожан и самих иноков.

Годы расцвета монастыря

Периодом расцвета обители следует считать XVI-XVIII века. В течение этих двух столетий Свияжский монастырь являлся богатейшим во всём Среднем Поволжье и даже был среди двадцати самых процветающих в России. Недаром его архимандрит считался седьмым по значению в государстве. На принадлежащих обители землях к середине XVIII века жили и трудились 7200 крестьян мужского пола. Столько же их принадлежало всем остальным монастырям Казанской епархии вместе взятым.

Любопытна и такая деталь: Свияжский монастырь обладал типографией, в которой начали печатать богослужебные книги раньше, чем это стал делать в Москве первопечатник Иван Фёдоров. Их продукция во множестве расходилась по стране. Когда в 1764 году в Российской империи была проведена монастырская реформа, то Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был причислен к первому классу, который считался высшим. Такой чести удостоился только он один из всех монастырей Казанской епархии. Лишь спустя сорок два года подобное отличие заслужил Богородицкий монастырь в Казани.

Эпоха секуляризации церковных земель

С упомянутой выше реформы, проводимой Екатериной II, начался упадок прежде богатой и цветущей обители. Во многом сыграли роль и наблюдавшийся в этот период хозяйственный спад самого города Свияжска, и вызванное им обеднение населения. Однако главной причиной стала проводимая правительством секуляризация монастырских земель.

В эпоху своего правления Екатерина II проводила политику, направленную на то, чтобы лишить церковь возможности влиять на государственные дела. Одним из путей достижения этой цели было снижение экономического уровня жизни храмов и монастырей. С этой целью 24 февраля 1764 года был издан манифест, согласно которому все церковные земли переходили в государственную собственность.

Годы упадка монастыря и начало революции

Лишённый таким образом основной статьи дохода, Свияжский Успенский монастырь постепенно начал сдавать свои позиции. Достаточно сказать, что число его насельников, некогда превышавшее сотню монахов и послушников, к началу XX века снизилось до двадцати пяти, а уровень доходов стал ниже, чем в других монастырях Казанской епархии.

Годы, последовавшие за революцией, принесли с собой много бед всей Русской православной церкви. Не стал исключением и Свияжский мужской монастырь. Его последний настоятель епископ Амвросий (Гудко) пал жертвой бесчинствующей толпы солдат. Через много лет, когда страна наконец опомнилась от атеистического безумия, его причислили к лику святых, и мир узнал его как новомученика Амвросия.

Период атеистического разгула

В годы правления богоборческой власти город Свияжск стал сплошной лагерной зоной. Монастырские корпуса и прилежащие к ним храмы были разграблены, а раку с нетленными мощами преподобного Германа вскрыли и осквернили. В самом монастыре долгие годы помещались то колония для малолетних преступников, то психиатрическая больница. В довершение бед, после строительства Куйбышевского водохранилища большая территория, прилегающая к городу, была затоплена, и Свияжск превратился в остров.

Возрождение обители

Только с наступлением нынешних времён, когда церкви начали возвращать незаконно отнятое у неё имущество, все постройки, которые включал в себя Свияжский монастырь, были возвращены верующим. Исключение составила лишь их небольшая часть, вошедшая в состав музея-заповедника. Это послужило благодатной почвой и для возрождения самого города. В отреставрированных храмах возобновились прерванные некогда церковные службы, и снова поплыл над рекой Свиягой звон монастырских колоколов.

Достопримечательности монастыря

Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь славится своей главной достопримечательностью ― старинной Никольской церковью. Она ровесница самой обители, и её постройка датируется 1756 годом. Возводила её из тёсаного известняка артель псковских мастеров во главе с Иваном Ширяем. Год спустя к ней была пристроена колокольня высотой в 43 метра. В здании церкви находится келья, в которой некогда жил первый настоятель монастыря ― преподобный Герман. Из воспоминаний прежних насельников обители известно, что ещё перед самой революцией в ней хранились его вещи.

Находящийся рядом Успенский собор был возведён лишь пятью годами позже Никольской церкви. Над ним трудились те же мастера из Пскова. Некоторые изменения в него были внесены в середине следующего века. К нему добавили трапезную часть и цилиндр барабана восьмигранного сечения. Имевшийся ранее купол шлемовидной формы был заменён на более изящный, в стиле украинского барокко. Ещё через сто лет к зданию пристроили крыльцо.

Однако главной особенностью храма являются сохранившиеся в нём фрески времён Ивана Грозного. Подобный раритет имеется ещё только в одном месте ― в соборе на территории Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Искусствоведы отмечают, что настенные росписи этого периода являются большой редкостью.

Есть более ранние образцы, есть написанные столетием позже, но XVI век оставил нам в этом плане очень скудное наследство. Помимо своей исторической и художественной ценности фрески собора имеют и одну характерную, присущую только им особенность: на западной стене, там, где принято изображать ад со всеми его атрибутами, в Успенском соборе написаны сцены рая, что само по себе создаёт позитивное настроение у зрителя.

Женское подворье Свияжского монастыря

В городе, кроме мужского монастыря, о котором шла речь, располагался ещё один ― женский Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь. Он также был основан в конце XVI века. Находился он в самом центре Свияжска у Соборной площади. Однако вскоре ему пришлось пережить ряд сильных пожаров, и насельниц перевели в иное место, предоставив им помещения, принадлежавшие упразднённому ранее Троице-Сергиеву мужскому монастырю.

В наши дни женский монастырь ещё не возрождён в прежнем виде, а представляет собой лишь женское Иоанно-Предтеченское подворье мужского Свияжского монастыря. Однако все церковные службы ведутся в нём в объёме, предписанном Церковным уставом. Кроме того, не прекращается реставрация жилых помещений и храма. Жизнь вернулась в древнюю обитель, и её гостеприимные стены ждут всех, кто желает приехать и погрузиться в чарующий мир православной старины.

Комментарии