"Паннония" - мотоцикл венгерского производства середины прошлого века

"Паннония", мотоцикл производства Венгерского машиностроительного предприятия Чепель, выпускался с 1954 по1975 год. За основу конструкции венгерские инженеры взяли мотоцикл DKW RT-125 немецкого производства. Несколько опытных образцов носили название "Чепель". А когда проект получил развитие и была освоена новая полноценная модель TL 250, она получила имя Pannonia. "Паннония" - мотоцикл с неплохими характеристиками для того времени, объемом цилиндра 250 куб/см, устойчивый на ходу и легко управляемый. Он пришелся по вкусу широкой публике.

Мотоцикл "Паннония": технические характеристики

Мотоцикл характеризуют следующие показатели:

  • двигатель - одноцилиндровый, двухтактный;
  • объем цилиндра - 246 см3;
  • ход поршня - 68 мм;
  • степень сжатия - 39,8;
  • диаметр цилиндра - 68 мм;
  • мощность максимальная - 14 л.с.;
  • предельная скорость - 110 км/час;
  • колесная база - 1380 мм;
  • длина мотоцикла - 2100 мм;
  • высота - 980 мм;
  • расстояние от руля до переднего седла - 650 мм;
  • ширина - 680 мм;
  • дорожный просвет - 130 мм;
  • масса - 146 мм;
  • вместимость бензобака - 18 литров;
  • резервная емкость для дозаправки, с переключателем - 4 литра.

Мотоцикл "Паннония", характеристики которого и без того находились на достаточно высоком уровне, тем не менее постоянно совершенствовался в процессе производства. Кардинальных изменений не происходило, но в ходе конвейерной сборки регулярно вносились небольшие изменения, которые способствовали повышению имиджа машины. Особое внимание уделялось уровню комфорта "Паннонии", разделялись седла, совершенствовалась амортизация.

Электрооборудование

"Паннония" оснащается маховиковым зажиганием инерционного типа, напряжением 6 вольт, мощностью 45 ватт. Динамо установлено на конце вала главной передачи и взаимодействует с регулятором напряжения и генератором. Свеча зажигания стандартная, М14 марки Bosch. Цепь электроснабжения бортовых потребителей обычная, принятая для большинства мотоциклов среднего класса. Шестивольтовые лампочки освещения не совсем отвечают требованиям ночной эксплуатации, они маломощны. В остальном электрооборудование мотоцикла достаточно надежное и не требует регулировки.

Развитие производства

В 1956 году была освоена новая модель TLT 250, а еще через два года - модификация TLF в двух вариантах: TLB - отличалась раздельными седлами и TLD с новой эффективной системой генераторного зажигания в 60 ватт. Массовое производство серии TLT положило начало экспорту "Паннонии" в Советский Союз, который вскоре стал основным покупателем венгерской мотоциклетной продуции на всей европейской территории. Внешторг СССР получал 25000 машин в год. Однако Венгрия отправляла "Паннонию" и в другие европейские страны, а также в США. Для отечественного потребителя оставалось не более 30 процентов всех выпускаемых мотоциклов.

"Паннония", мотоцикл совершенной конструкции, надежный и сравнительно недорогой в эксплуатации, становился все более популярным. Однако прогресс требовал дальнейшего развития, и в 1968 году предприятие "Чепель" запустило в производство новую модель Р20, взамен устаревших модификаций TLT. Р20 была скопирована с японской "Yamaha YDS-2". Машина получилась высокого класса, с прекрасными ходовыми данными, но качество слишком дорого обошлось, ее розничная цена увеличилась в разы. Руководство "Чепеля" вскоре осознало свои просчеты, не следовало разрушать уже созданные структуры сбыта, в угоду эфемерным амбициям по созданию новых супермотоциклов под маркой "Паннония", хоть даже и по аналогиям с японской мототехникой. У рынка свои жесткие законы и они в конце концов привели производство удачной модели с хорошими перспективами к стагнации, а затем и к закрытию.

Падение спроса

Первым отказался от модели Р20 Советский Союз, посчитав слишком дорогим для себя удовольствием закупку слишком сложной и дорогой техники. Затем об отказе заявили еще несколько стран. У венгерского производителя наметились проблемы со сбытом продукции, которые быстро превратились в непреодолимые трудности. В 1975 году производство "Паннонии" было прекращено. Складские запасы постепенно реализовались, а новых поступлений не было.

Проект "Паннония", мотоцикл с высоким реноме, достаточно совершенный для своего времени, перестал существовать. Однако до сих пор на всем пространстве бывшего СССР на дорогах можно встретить двухколесную черную машину с характерным профилем, как память о прошлом.

Мотоцикл "Паннония": цена

Стоимость раритета определяется в первую очередь его возрастом. Техническое состояние также имеет значение. "Паннония" выпускалась более сорока лет назад, ее коллекционная ценность очевидна. Стоит мотоцикл венгерского производства сегодня не менее двухсот долларов, в зависимости от "степени потрепанности". Цена ухоженных, коллекционных экземпляров может доходить до 1.500 долларов, а иногда и до двух. Красно-белые модификации с коляской стоят еще дороже.

Ремонт

Как и любая мототехника середины прошлого века, "Паннония" нуждается в восстановлении. Мотоциклу, главным образом, необходим косметический ремонт, покраска должна быть безупречной, двигатель почищен, оперение отполировано. Вместе с тем, машина требует грамотной технической реабилитации. Все узлы и агрегаты проходят диагностику, и после выявления всех дефектов можно начинать капитальный ремонт. Запчасти на мотоцикл "Паннония" уже давно в дефиците, но именно благодаря этому еще можно найти необходимые детали. При регулярном посещении рынка выходного дня по продаже ремонтных принадлежностей можно отыскать любые запасные части для замены вышедших из строя.

Комментарии
мотоцикл был одноцилиндровым, 14 л.с. ему не хватало. Спросом в СССР пользовался только по тому, что купить другие ЯВУ, ИЖ, Урал или КАшку было проблематично. А панония за 750 руб с коляской было вполне доступно и в магазинах он был чаще.
был хороший мотоцикл