План сочинения по картине: основные этапы
Изобразительное искусство – одно из древнейших, это источник разнообразных эмоций, обогащающих внутренний мир человека. Оно дарит удивительные переживания, если сделать шаги навстречу художнику, проявить искренний интерес к его произведению.
Автор, название, жанр картины
Личность мастера неизбежно влияет на впечатление от произведения, поэтому после обозначения названия картины следует рассказать о художнике. В мире искусства нет случаев, когда шедевры создавал пустой и никчемный человек, проживший скучную, неинтересную жизнь. Талантливый человек по-особому смотрит и на обыденную жизнь, наполняя и ее особым содержанием. Начав выполнять план сочинения по картине, следует рассказать о личности мастера, этим можно значительно обогатить впечатления от его произведения.
Важно обозначить жанр, в котором создано полотно. Портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая (сюжетная) картина – в каждом из них есть свои художественные цели, которые достигаются особыми живописными средствами. Интересно проанализировать, как эти задачи решаются в конкретном случае.
История создания произведения
Нельзя жить, а особенно творить, в вакууме, не испытывая воздействия от окружающего мира. Особенно это касается тонко настроенной художественной натуры, обладатели которой и становятся выдающимися мастерами. Историческая эпоха, во время которой создано произведение, общество, окружающее художника, семейная обстановка или какое-то важное событие в личной жизни неизбежно найдет отражение в творчестве. Внеся отдельный пункт в план сочинения по картине, содержащий подобные факторы, можно по-новому увидеть художественное полотно.
Даже в кратком описании творческой биографии любого значительного живописца или скульптора можно обнаружить периоды, когда его волновали особенные идеи, когда он искал новые средства выражения или новые темы для картин. В молодости даже самый гениальный живописец был учеником, а в течение жизни он может испытывать влияние других личностей. В какой период творчества мастера создана данная вещь? Ответ на этот вопрос обязательно следует внести в план сочинения по картине, в раздел, где описывается история создания полотна.
Общее содержание картины
Даже на полотне абстрактного художника, которого не интересует предметный, фигуративный мир, присутствует какое-то изображение. Оно может быть сочетанием геометрических фигур, цветовых пятен или цветовых полей.
Кто изображен на портрете, что изображено на натюрморте, какое место изобразил художник в пейзаже, что изображено на переднем плане, что является фоном, что главное, что второстепенно – понятно, что, не обозначив этого, нельзя написать достойное сочинение, описание по картине. Даже для «Черного квадрата» Малевича можно найти слова, описывающие изображение, а работы профессиональных искусствоведов об абстракционистах занимают многие страницы и целые тома.
Детали
Известно выражение: бог (или черт) кроется в деталях. К живописи это относится в полной мере. Как писать сочинения по картинам без того, чтобы не уделить внимание отдельным частям полотна, самым мелким деталям изображения? Особенно это относится к классическим живописным произведениям, к картинам старых мастеров.
Были периоды в истории искусства, когда самая небольшая фигурка на большом полотне имела символическое значение, определяющее смысл всей композиции. Картины Иеронима Босха, например, до сих пор содержат загадки, остающиеся тайной для самых умудренных искусствоведов. Предлагается множество вариантов толкований для целой армии фантастических существ, населяющих его картины, но единого мнения так и не существует.
Художественные выразительные средства
Как художнику удается привлечь внимание к своему творению, выразить свои чувства, заставить смотрящего на картину испытать сильные эмоции, иногда и неосознанно? Для этого существует масса инструментов: композиция, рисунок, масштаб изображения, манера нанесения линии или мазка, использование объёма, света и тени. Без обозначения наиболее впечатляющих живописных методов из арсенала мастера невозможно написать качественное сочинение по картине, план его обязательно должен содержать такое перечисление.
Для живописного произведения особое внимание нужно уделить использованной в картине цветовой палитре, гамме красок, Мастерство владения цветом – определяющая характеристика для художника, а общий колорит – важнейший критерий оценки конкретной работы.
Как эти средства выражают главную идею картины
Обычно это то главное, что должно содержать сочинение по картине. План подобной работы обязан содержать позицию об основном замысле художника, о причине создания полотна. А то, как художник применяет для выражения своего взгляда на мир художественные средства, и составляет, собственно, суть художественного творчества.
Важно понимать, что картина настоящего мастера – это неразрывное единство главной идеи и средств, с помощью которых она выражается. Например, трудно представить картину, выражающую оптимистический взгляд на жизнь, но выполненную в темных и мрачных тонах, где нет света и воздуха. К поиску гармонии как единства формы и содержания нужно стремиться, составляя план написания сочинения по картине. Одной из главных целей работы должно стать понимание творческого метода художника, с помощью которого он пытается осмыслить этот мир.
Впечатления от картины, создаваемое ей настроение
Настоящее искусство всегда субъективно. Личная позиция, очищенная от постороннего влияния, важна как для художника, так и для зрителя. Не стоит задумываться о том, как писать сочинения по картинам, чтобы их содержание не отличалось от общепринятого. В этом случае теряется смысл искусства - никому не интересен художник, не создающий ничего своего, никому не нужно мнение зрителя, повторяющее чужие мысли. Тем более что абсолютно идентичного взгляда на одну вещь у двух разных людей не может быть даже теоретически - человек слишком сложно устроен для этого.
Слушать чужое мнение, читать исследования искусствоведов, биографии художников следует только для того, чтобы сформировать свое мнение с учетом новых знаний, в том числе чтобы понимать, как составить план сочинения к картине, которое может поразить своей глубиной и оригинальностью, ведь истинное произведение искусства вызывает чувства, настолько сильные, что у мыслящего существа не будет затруднений в их выражении.