Итоговое занятие в средней группе по математике и рисованию: план-конспект
Воспитание и обучение детей - важное и ответственное занятие, к которому опытный преподаватель должен подходить с головой. Итоговое занятие в средней группе по математике и рисованию должно проходить, как и любое другое, в игровой форме, желательно с применением современных технических средств и костюмов.
ФГТ или ФГОС
Многие преподаватели и родители интересуются, как стоит проводить итоговое занятие в средней группе по математике? По какому стандарту должны учить наших детей? Для путающихся стоит сразу отметить, что ФГТ и ФГОС - это два абсолютно разных направления обучения ребёнка, применяющихся в разных возрастных группах. ФГТ используется в ДОУ и направлено в большей степени на социализацию подрастающего поколения, в то время как ФГОС используется непосредственно в школах и служит основой для получения практических и теоретических знаний ребёнком.
Нужно ли использовать ФГОС в детском саду? Конечно же нет. Непоседливый и цепкий ум дошкольника не способен долгое время простаивать или покорно и уныло впитывать информацию, поэтому использование игровых форм с взаимодействием взрослого и ребёнка станет наилучшим выходом.
По ФГОС
Если же в вашем садике практикуют занятия по ФГОС, то ребёнку можно только посочувствовать. Однако не нам с вами обсуждать действия руководства. Итак, как провести итоговое занятие в средней группе по математике по ФГОС?
- Перед проведением уточните для себя цели занятия. Какой материал надо проверить, что закрепить?
- Установите ограничение по времени, которое дадите детям. Озвучивать его не обязательно, но главное не потакать крикам: "Я не успел!" и вовремя завершить опрос. Учтите, что больше 30-40 минут вам вряд ли удастся удержать их на месте.
- Опрос детей лучше проводить в тестовой форме. Но это не значит, что вы можете дать тест и уйти. Все вопросы и пояснения к ним должны задаваться преподавателем.
- Вы задаёте вопрос, описываете проблему и указываете детям варианты ответов. Например: У Вовы было 5 яблок, он отдал одно маме, сколько у него осталось? Если вы думаете, что четыре, отметьте буковку "а", если три, обведите буковку "б".
- Занятие лучше проводить в первой половине дня. Во время обеда и тихого часа у вас будет время, чтобы проверить написанное детьми.
Аналогична ситуация и с рисованием. Ваша задача проста - задайте детям тему и дайте волю их воображению. Вам надо только проверить нарисованное, а не указывать на ошибки или помогать во время процесса.
Мотивация
Цель любого итогового занятия в детском саду - не определить, кто лучше других, а выявить пробелы в знаниях, чтобы родители ребёнка знали, на что сделать уклон в обучении, пока есть свободное время. Если воспитателю скажут, что это его работа, то смело можно отвечать, что воспитание ребёнка - это святая обязанность и родителей тоже. В сложных случаях, когда дите не поддаётся обучению, с этим надо справляться коллективными силами, а не спихивать на чужих "тёть".
Поэтому перед любым занятием детей надо мотивировать. Одним из самых сильных доводов может стать желание понравиться родителям. Дети должны понимать, что, с достоинством пройдя "испытания" итогового занятия и лучше всех справившись с заданиями итогового занятия, они обязательно получат похвалу от родителей. Но не переусердствуйте. Дети не должны впадать в отчаяние, если не смогут что-то сделать. У них в голове не должно быть мысли: "У меня не получилось, значит, мама меня не любит". Занятие лучше провести под девизом: "Покажем родителям, на что способны!"
Математика
Наконец, мы добрались до более приятной темы. Итак, занятие, математика (средняя группа). Итоговое упражнение должно содержать в себе множество нюансов и факторов. Как же его проводить? Итоговое занятие в средней группе по математике лучше проводить по системе ФГТ, а значит, в игровой форме. Ваша задача - изначально поставить перед собой цель: проверить знания детей за последний год. Вспомните всё, чему вы их обучали.
Какие темы могут быть рассмотрены воспитателем, когда проходит итоговое занятие в средней группе по математике?
- Уметь считать до 5 (один, два...).
- Закрепить умение порядкового счета до 5 (первый, второй...).
- Уметь называть геометрические фигуры и сравнивать их размеры в правильной форме (больше, меньше, шире, самый высокий).
- Уметь определять лишний предмет в ряду похожих.
- Уметь соотнести цифру с количеством (на рисунке три вишенки - 3).
Помните, что итоговое занятие в средней группе по математике должно проводиться в игровой форме. Если в группе присутствует два воспитателя, работающих посменно, то было бы хорошо организовать итоговое занятие под контролем обоих. Это позволит одному из вас переодеться и стать "приглашенным гостем".
Рисование
Провести итоговое занятие по математике в средней группе намного сложнее, чем по рисованию. Что должен знать ребёнок о цветах и красках? Вам необходимо в первую очередь проверить умение дошкольника работать с цветом, уметь смешивать одни цвета, чтобы получить другие (красный + синий = фиолетовый; синий + желтый = зелёный).
Для проведения итогового занятия подготовьте несколько тем, из которых будут выбирать дети. Это должно быть что-то близкое и знакомое каждому.
- Дом.
- Семья.
- Природа.
- Правила дорожного движения.
- Любимая игрушка.
- Эпизод из запомнившегося сна.
Во время занятия воспитатель должен непрерывно общаться с детьми, но не мешать им творить. Подождите минут 10 после начала занятия и начинайте обходить детей, проверяя рисунки. Узнавайте у них, что они рисуют. Давайте подсказки, как лучше изобразить тот или иной момент на картине, но ни в коем случае не берите у них кисточку из рук, помните о мотивации, о которой говорилось раньше.
Итоги
В результате проведения занятий у вас должна сложиться целостная картина о способностях воспитанников. Итоговое занятие по математике в средней группе должно стать временем, когда вы сможете записать в записную книжку проблемы ваших учеников, а затем рассказать о них родителям, чтобы те смогли помочь вам исправить недочеты и упущения в развитии дошкольника.