Антиинфляционные меры в России
В практической экономической деятельности хозяйствующим субъектам важно не только правильно и всесторонне измерить инфляцию, но и верно оценить последствия этого явления и адаптироваться к ним. В этом процессе в первую очередь имеют особое значение структурные изменения динамики цен.
Специфика ситуации
При "сбалансированной" инфляции цены на продукцию повышаются, сохраняя между собой прежнее соотношение. В данном случае значение имеет соответствие ситуации на рынках товаров и труда. При сбалансированности уровень доходов населения не понижается, несмотря на то, что ценность накопленных ранее сбережений теряется. При неравном соотношении происходит перераспределение прибыли, имеют место структурные изменения в сфере производства услуг и товаров. Это обуславливается несбалансированностью колебаний цен. Особенно быстро повышается стоимость повседневных товаров неэластичного спроса. Это, в свою очередь, порождает снижение качества жизни и усиление социальной напряженности.
Выход из положения
Негативные последствия несбалансированности ситуации с ценами требуют от руководящих аппаратов различных стран проводить координирующую политику. При этом аналитики пытаются выяснить, что лучше: адаптироваться к существующей ситуации или разработать программы по ее ликвидации. В разных странах этот вопрос разрешается по-разному. При анализе ситуации учитывается целый комплекс специфических факторов. К примеру, в Англии и Америке на правительственном уровне приоритет отдается разработке ликвидационных программ. При этом в других государствах ставится задача по созданию комплекса адаптационных мероприятий.
Кейнсианский подход
Анализируя меры антиинфляционной экономической политики, можно выделить два подхода к решению проблемы. Один из них разрабатывается современными кейнсианцами, а второй - последователями неоклассической школы. В рамках первого подхода антиинфляционные меры государства сводятся к маневрированию налогами и расходами. Этим обеспечивается влияние на платежеспособный спрос. За счет этого, несомненно, приостанавливается инфляция. Антиинфляционные меры такого характера, однако, также негативно влияют на производство, сокращая его. Это может привести к застою, а в ряде случаев к кризисным явлениям, в том числе к повышению уровня безработицы. Расширение спроса в фазе спада достигается также проведением бюджетной политики. Для его стимулирования снижаются налоговые ставки, внедряются программы капиталовложений и прочих расходов. В первую очередь низкие тарифы устанавливаются для тех, кто получает невысокие и средние доходы. Считается, что так можно расширить потребительский спрос на услуги и товары. Однако, как показывает практика, такие антиинфляционные меры могут только ухудшить ситуацию. Кроме того, возможности маневрирования расходами и налогами значительно ограничены дефицитом бюджетов.
Неоклассическая теория
В соответствии с ней, на первый план выдвигается финансово-кредитное регулирование. Оно гибко и косвенно влияет на сложившуюся ситуацию. Считается, что на антиинфляционные меры правительства должны быть направлены на ограничение платежеспособного спроса. Приверженцы теории обуславливают это тем, что стимулирование роста и поддержание занятости искусственным образом посредством понижения естественного показателя безработицы приводит к потере контроля над ситуацией. Такую программу проводит сегодня ЦБ. Формально он не находится под правительственным контролем. Банк оказывает влияние на рынок посредством изменения в обращении количества денег и ставок процентов по ссудам.
Адаптационные программы
В рамках современного рыночного режима невозможно ликвидировать все инфляционные факторы (монополии, дефицит бюджета, диспропорции в хозяйстве, ожидания предпринимателей и населения и так далее). Именно поэтому многие страны вместо попыток устранить ситуацию совсем пытаются умерить кризисные явления, не допустить расширения их масштабов. Сегодня наиболее целесообразно сочетать краткосрочные и долгосрочные антиинфляционные государственные меры. Рассмотрим их подробнее.
Долговременная программа
Эта система антиинфляционных мер включает в себя:
- Ослабление влияния внешних факторов. В данном случае задача заключается в уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов зарубежного капитала. Они проявляются в виде краткосрочных займов и кредитов страны для погашения бюджетного дефицита.
- Установление жестких лимитов по ежегодному приросту денежной массы.
- Сокращение бюджетного дефицита, поскольку его финансирование путем обеспечения займов ЦБ приводит к инфляции. Данная задача реализуется снижением расходов и повышением налогов.
- Погашение ожиданий населения, нагнетающих текущий спрос. Для этого должны быть разработаны четкие меры антиинфляционной политики, для завоевания доверия граждан. Руководство страны должно содействовать эффективной работе рынка. Это, в свою очередь, положительно повлияет на потребительскую психологию. В данном случае к антиинфляционным мерам относятся либерализация цен, стимулирование производства, борьба с монополизацией и так далее.
Краткосрочная программа
Она направлена на временное замедление инфляции. В этом случае требуемое расширение совокупного предложения без повышения суммарного спроса достигается путем предоставления определенных льгот предприятиям, занимающимся выпуском побочных услуг и товаров дополнительно к основному производству. Часть собственности может быть приватизировано государством, что обеспечит дополнительные вливания в бюджет. Это значительно облегчает решение проблем дефицита. Кроме того, краткосрочная государственная система антиинфляционных мер снижает спрос за счет реализации большого объема акций новых компаний. Росту предложения содействует импорт потребительской продукции. Определенное влияние оказывает повышение процентных тарифов по ставкам. Оно повышает норму сбережений.
Антиинфляционные меры в России
В течение нескольких лет ЦБ совместно с Минфином проводил сдерживающую программу. Она состояла в рублевых заимствованиях и последующем последовательном понижении ликвидности доллара на внутреннем рынке. Как показала практика, такая система антиинфляционных мер не смогла обеспечить ценовую стабильность. Более того, их внедрение крайне опасно для страны. Инвестирование в реальное производство стало крайне неразумным выходом из ситуации. Однако деньги, которые были вытеснены с предприятий, нашли другое направление. Так, отмечался значительный рост стоимости недвижимости, увеличение объемов реализации предметов роскоши и прочих расходов. Вместе с этим прибыльность "горячего" капитала, неоднократно объявлявшаяся ЦБ, существенно изменила мотивации инвесторов. Иностранную валюту стало очень выгодно конвертировать в рубли. Стала усиленно развиваться сфера финансового посредничества. Сегодня в этом секторе наблюдаются максимальные зарплаты, которые не сопровождаются товарным наполнением. Одновременно усилилась зависимость финансовых компаний от внешних источников. Функция национальной валюты при этом стала сводиться только к обслуживанию товарообмена между импортерами и операций на фондовых рынках. Хотя рубль должен был обеспечить расчетные взаимоотношения отечественных подрядчиков и заказчиков. Национальная валюта, таким образом, стала практически невостребованной в российской экономике и подверженной инфляции.
Перспективные направления
Эффективную борьбу со сложившейся ситуацией многие эксперты видят в стимулировании роста экономики. Этот путь предполагает использование естественных, а потому надежных инструментов регулирования. Когда дополнительные средства становятся востребованы на внутреннем рынке, предприниматель всегда найдет возможность взять деньги в банке собственной страны либо за рубежом. При этом экспортер будет добровольно конвертировать полученную прибыль в национальную валюту. Если же денег в экономике будет с избытком, они будут направлены в банковские вклады или зарубежные инвестиции. Задача эмиссионного центра должна состоять в удержании процентных ставок на заданном уровне для предотвращения больших амплитуд колебания на кредитном рынке. Однако аналитики отмечают, что такая ситуация в России возможна тогда, когда ЦБ станет "нетто-кредитором" для коммерческих банков. В этом случае ему удастся диктовать ценовые условия, а не находиться в зависимости от рынка. Заимствования самого ЦБ также будут необходимы. Однако они должны быть направлены на изъятие временной избыточной ликвидности. Нетто-кредитование будет, таким образом, гарантировать доходность операций на открытых рынках. Это, в свою очередь, обеспечит необходимый антиинфляционный эффект.
Госзаймы
Они искусственным образом завышают ставки и негативно влияют на финансирование реального экономического сектора. Вместе с этим госзаймы требуют процентных отчислений в пользу инвесторов. В результате они формируют двойной кризисный эффект. В первую очередь, займы замедляют рост предложения, во вторую - повышают платежеспособный спрос. При полном прекращении заимствования будут освобожден ресурсы для усиления товарного производства.
Налоги
Развитие отечественного бизнеса существенно затрудняется излишним вмешательством власти в его деятельность, отчетностью и многочисленными проверками. По мнению экспертов, наибольшие проблемы создаются системой налогообложения. Ряд авторов предлагает освободить от всех сборов, кроме тех, которые мотивированны госуслугами, средний и малый бизнес. При таком послаблении значительных потерь бюджета не будет, однако это позволит частично отменить нерыночный принцип взаимодействия власти и предпринимателей. Такие антиинфляционные меры позволят бизнесу выполнять возложенную на него социальную задачу, которая состоит в пополнении прилавков продукцией и обеспечении граждан работой и зарплатой. При освобождении от налогов бизнес будет выеден из тени. Эти антиинфляционные меры послужат мощным стимулом для развития производственной сферы.
Дополнительно
Кроме описанных выше, эксперты предлагают использовать и другие антиинфляционные меры. Они должны быть такими, чтобы получение эффекта от них не требовало продолжительной подготовки. Среди них, в частности, аналитики предлагают ввести приближенные к запретительным пошлины в отношении экспорта энергоносителей. Это сможет обеспечить сырьевую безопасность страны в долгосрочном периоде, пополнить внутренние рынки топливом, усилить конкуренцию. Это, в свою очередь, должно привести к снижению цен.
Заключение
Сегодня инфляция считается одним из самых опасных и весьма болезненных процессов. Она негативно влияет на финансовый и хозяйственный сектор. Инфляция - это не только снижение уровня покупательной способности средств. Она разрушает механизмы хозяйственного регулирования, сводит к нулю все усилия, приложенные в процессе проведения структурных преобразований, приводит к несбалансированности рынков. Характер проявления инфляции может быть различным. Процессы не могут рассматриваться только в качестве прямого результата тех или иных действий руководства страны. Инфляция вызвана глубинными искажениями в системе хозяйствования. Из этого следует, что все ее течение носит не случайный, а достаточно устойчивый характер. В этой связи разработка антиинфляционных мер становится сегодня главной задачей правительства.