Эпилог в литературе - это что такое? Обязателен ли эпилог как часть литературного произведения

Те, кто читает книги (ну хотя бы иногда), встречает в некоторых из них «пролог», «эпилог» или «предисловие» и «послесловие» автора. Многим людям не совсем ясна разница между этими парами понятий, поэтому мы решили написать статью, которая ответит на вопрос: эпилог в литературе – это что такое? Конечно, мы поговорим и о послесловии, и предисловии.

Предисловие и послесловие

Может быть, мы будем говорить очевидные вещи, но пусть уж читатель на нас не сердится. Итак, когда автор написал книгу, и его издатель просит написать к ней предисловие, то в последнем писатель может написать все, что его душе угодно.

Например, С. Кинг в предисловии к своему сочинению «Как писать книги» пунктирно вспоминал свое детство. Иногда автор пишет также и послесловие, и снова он вспоминает не события, описанные в книге, а некоторые, возможно, технические или личные эпизоды, а возможно, реинкарнирует и воссоздает в своей памяти социокультурный контекст, который позволил книге появиться на свет.

А если мы спрашиваем себя: эпилог в литературе – это что такое, то тут совершенно иной подход. Автор не может в форме размышлений преподнести читателю личные переживания. Когда говорят об эпилоге или прологе, то имеют в виду части литературного произведения, впрочем, не слишком обязательные составляющие.

Пролог и эпилог

Роман (обычно он содержит пролог и эпилог) – это цельная история. Но если автор по каким-то причинам решил, что ему нужны небольшая прелюдия к основной истории и такой же финальный аккорд, то почему бы и нет.

Например, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского самодостаточно. История кончается признанием и обмороком Раскольникова. Но Ф. М. Достоевский хотел показать дальнейший путь героя (или героев, если иметь в виду еще и С. Мармеладову).

Назидательный смысл эпилога в романе русского классика

Основной вопрос здесь - эпилог в литературе: это что, зачем он нужен в конкретном произведении Достоевского. Это благодатная тема, мы можем подумать в этом направлении. С одной стороны, пролог и эпилог создают объем повествования, но с другой стороны, Достоевский не только ради перспективы сотворил эпилог.

Как кажется, это во многом идеологический шаг. Ведь Родион Романыч страшно страдал до ссылки и обретения веры. Таким образом, русский классик показывает выход для всех отчаявшихся и заблудившихся. Конечно, по мнению Федора Михайловича, просветление жизни возможно только с Богом.

Сам же роман, если не брать эпилог (в литературе это мы уже знаем, что такое), не дает никакого выхода и ответа человеку на его духовные поиски. А так как русская литература 19 века, по меткому определению Н. А. Бердяева, «учительная», то естественно, что Достоевский не смог победить соблазн и не указать читателю простой и понятный русскому сердцу путь к исправлению и самосовершенствованию. Кстати, большинство людей действительно находят опору в Боге, следовательно, нельзя сказать, что Достоевский так уж не прав.

Значение слова «эпилог» было нами выяснено и тщательно исследовано. Если отливать определение эпилога в лапидарную формулу, то выйдет примерно так: это события, которые следуют после основного сюжета повествования и тематически или по смыслу к нему примыкают. Эпилог дает произведению некоторую глубину.

Комментарии
Мы строим РукоТВОРНЫЙ Храм ИСТИНЫ на ЗЕМЛЕ ?
или
Я знимаюсь ЛЮБОВЬЮ
ЧТО Декларируем и Делаем ДАЛЬШЕ ?
Вопросы Остались ....
Я полность В ТЕМЕ