Морской торговый Ильичевский порт
Госпредприятие «Ильичевский морской торговый порт» – это международный современный универсальный высокомеханизированный транспортный узел. ИМТП специализируется на перегрузке генеральных (контейнеров, металлопроката) и массовых (наливных, навалочных, насыпных) грузов с морских судов на сухопутные типы транспорта, и наоборот.
Общие характеристики
Ильичевский порт имеет следующие характеристики:
- Площадь основной производственной территории порта – 302 га.
- Площадь акватории – 11 990 га.
- Внутренняя акватория – 417 га.
- Внешний рейд – 11 535 га.
- Глубина внешнего рейда: 17-23 м.
- Порт соединен подходным каналом с морем глубиной 14,5 м.
Инфраструктура
ИМТП – один из крупнейших черноморских портов, находится он южнее Одессы. Хозяйство располагает обширной причальной базой: длина причального фронта – 5253,6 м, глубины у причалов – 7,5-13,5 метра. В 2015-м на территории комплекса кроме государственного оператора ГП «Ильичевский морской торговый порт» также работают четыре частных портовых оператора:
- «Трансбалктерминал».
- «Рисоил-Терминал».
- «Транс-Сервис».
- «Трансгрейнтерминал».
ИМТП имеет развитую инфраструктуру, систему энергоснабжения, удобные морские подходы и может принимать суда с осадкой до 13 м, грузоподъемностью 100 000 и более тонн.
Капитания Ильичевского порта располагается по адресу: Ильичевск, 68000, площадь Труда, 2. Телефон: (4868) 9-19-78.
Причалы
Порт насчитывает 27 причалов (24 – грузовых, 3 – вспомогательных, два из них - специализированные причалы портофлота) разного года постройки и конструкции. На них обеспечивается круглогодичная круглосуточная обработка грузов различной номенклатуры.
- Самый длинный – причал № 1 (306,45 м). Лишь немногим (300 м) ему уступает причал № 2.
- Самые глубоководные – причалы № 3, 4 (13,5 м). Чуть поменьше глубина (13 м) у причалов № 1, 5, 6.
- Причалы № 3-6 формируют наибольшую площадь открытых складских площадок – 127 000 м2.
- Между причалами № 16 и № 17 располагается самый вместительный крытый склад для зерновых – 190 м3.
Подъемно-транспортное оборудование
Парк перегрузочной техники ГП «Ильичевский морской порт» имеет довольно значительное количество технологического оборудования для погрузочно-разгрузочных работ. Основную часть портовой механизации составляют портальные краны различных типов в количестве 63 единиц. Наиболее мощные:
Наименование | Количество | Грузоподъемность, т |
«Кондор» | 8 | 40/32/16 |
«Марк-25» | 1 | 32/25/16 |
«Сокол» | 15 | 32/20/16 |
«Ждановец» | 1 | 30 |
«Кировец» | 2 | 30 |
«Альбрехт» | 29 | 20/10 |
«Альбатрос» | 1 | 20/10 |
Мостовые перегружатели | 2 | 20/10 |
Большинство портальных кранов используются с загрузкой по времени 25-75% - в зависимости от вида груза. Возраст кранов типа «Кондор» и «Сокол» составляет 20-25 лет, а типа «Альбатрос» - 45-47 лет. Портальные краны «Ганц», «Черетти-Танфани», «Альбрехт» и мостовые перегружатели превысили свой срок службы больше чем в 2 раза, в результате чего большая их часть выведена из эксплуатации и готовится к списанию.
Оборудование для перегрузки контейнеров
Ильичевский порт имеет внушительный парк внутрипортовой механизации. Это автопогрузчики грузоподъемностью от 1 до 37 тонн, портовые тягачи с полуприцепами грузоподъемностью до 60 т, специализированные автоконтейнеровозы и автоперегружатели для погрузки/разгрузки контейнеров. Уровень использования машин внутрипортовой механизации достаточно высок, особенно тех, что используются на контейнерном терминале.
Наименование | Количество | Грузоподъемность, т |
Noel | 2 | 50/45 |
«Коне» | 15 | 45/35/30,5 |
Kirow Ardelt AG | 1 | 41 |
«Такраф» | 6 | 30,5 |
Порядок движения
Вход/выход кораблей из порта, плавание и буксировка судов, стоянка в порту, на рейде, у причалов регулируется «Обязательными постановлениями по ИМТП» и «Сводом правил ИМТП». Подход судов в Ильичевский порт осуществляется от системы кругового движения по существующей системе разделения движения к световому бую, Ильичевской подходной осевой, а потом по морскому подходному каналу в акваторию Первого бассейна порта. Сейчас морской подходной канал, который ведет в Первый бассейн, имеет длину 1600 м, ширину 150 м и глубину 14,5 м.
Переход кораблей из Первого бассейна во Второй осуществляется Восточным проходом у острова Дамбовый и Западным проходом между островом Дамбовый и причалом № 19. Скорость перемещения по морскому каналу ограничена шестью узлами, а в акватории порта – пятью узлами. Увеличение скорости допускается только для предотвращения аварийных ситуаций, о чем необходимо проинформировать Пост регулирования движением.
Также действует служба управления движением. Пост определяет порядок и очередность движения судов в акватории, на морском канале и на участке в зоне контроля. Распоряжение Поста по вопросам очередности входа/выхода кораблей, постановка на якорь, изменение места якорной стоянки, остановки движения является обязательным для выполнения для каждого судна. Действия всех служб курирует начальник Ильичевского порта.
Акватория
Она состоит из внешнего рейда и внутренней акватории, включая три бассейна. Общая площадь портовой акватории составляет 11 990,85 га, в том числе:
- внутренней – 417,69 га;
- внешнего рейда – 11 535 га.
Во внешней зоне расположен район якорной стоянки.
Глубины на внутренней акватории составляют 10-14,5 м, а в районе якорной стоянки на внешнем рейде – 17-23 м. Имеется рейдовая стоянка из двух швартовых бочек для обработки судов общей длиной 280 м, шириной 80 м и осадкой 13,5 м.
Железнодорожные подъезды
Ильичевский торговый порт обслуживается двумя ж/д станциями «Ильичевск-Порт» и «Ильичевск-Паромная» с соответствующим железнодорожным парком (приемно-отправным и выставным). Они связаны с портом пятью железнодорожными въездами. Одесская железная дорога для ИМТП может обеспечить подачу до 1960 вагонов в сутки:
- Три въезда в южную часть порта (причалы № 1-24) обслуживаются станцией «Ильичевск-Порт». Вагонооборот – 1620 вагонов в сутки.
- Два въезда в северную часть порта (причалы № 26-27) обслуживаются станцией «Ильичевск-Паромная», вагонооборот – 340 вагонов в сутки.
Автомобильные подъезды
Ильичевский порт имеет 6 автомобильных въездов: три в южной части и три – в северной. Однако их пропускная способность ограничена и лимитируется подъездной автодорожной инфраструктурой города Ильичевска.
Грузооборот
ГП «ИМТП» показывает стабильно высокие результаты:
Тыс. тонн | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Грузооборот | 15053,5 | 13530,2 | 14513,7 | 13750,4 | 14555,7 |
Экспорт | 7031,6 | 5251,1 | 6053,2 | 5877,7 | 8208,7 |
Импорт | 3773,1 | 3732,5 | 3538,8 | 3555,6 | 2814,0 |
Транзит | 4248,6 | 4546,6 | 4921,7 | 4317,1 | 3438,8 |
Направления развития ГП «ИМТП»
К приоритетным направлениям Плана относятся:
- Увеличение грузооборота.
- Передача объектов инфраструктуры порта в управление частным стивидорным компаниям на условиях механизма государственно-частного партнерства.
- Увеличение и стабильность финансового результата деятельности предприятия.
- Привлечение инвестиций (договоры концессий, аренды).
Финансовая деятельность
Динамика наличия и использования экономического потенциала ГП «ИМТП» предполагает стойкое наращивание эффективности предприятия. Чистый доход в 2014 г. составил 769 млн гривен. В 2015-м администрация планирует удвоить этот показатель до 1630 млн. Чистая прибыль со 117 млн гривен (2014 г.) возрастет (по планам) до 480-490 млн (2015 г.). Дальнейшее наращивание дохода должно составить к 2018 году 1638 млн гривен.