Музей Вадима Сидура. Экспонаты, фото, отзывы посетителей
В прошлом году отмечалось 90-летие со дня рождения Вадима Сидура, известного советского скульптора-нонконформиста и художника. Родился он на Украине, однако работал Вадим в России. Скульптуры его были установлены в Германии. А в российской столице действует единственный музей Вадима Сидура в стране (это здание, в котором раньше находилась его мастерская). В нем представлены работы этого мастера, резко контрастирующие с существовавшими в эпоху социалистического реализма канонами.
Кто такой Вадим Сидур?
Вадим Абрамович Сидур - не только скульптор, график и живописец. Он еще и философ, прозаик и поэт. Вадим Абрамович Сидур пробыл на войне только несколько месяцев, однако он говорил про себя, что его жизненный опыт состоит на 80% из военного.
В селе Латовка, которое находится в долине р. Ингулец, в 1944 году шли ожесточенные бои. Вадим Сидур оказался здесь. Когда он 18-летним младшим лейтенантом дошел до родного города, то уже увидел, что от дома, в котором он родился и вырос, ничего не осталось. На войне его чуть не убили. Однако Сидуру была дана вторая жизнь. В возрасте 19 лет Вадим стал инвалидом II группы. Он получил несколько боевых медалей, что, однако, мало утешало.
Лепить и рисовать Вадим любил с детства. Мечтал он, тем не менее, о карьере врача. Вадим Абрамович проучился год в Душанбинском мединституте, однако вскоре понял, что никогда не сможет притупить хоть немного свое сострадание к человеческой боли. В 21 год он приехал на очередную операцию в Москву и поступил в Строгановское училище на факультет монументальной скульптуры. Большинство творений скульптора обнажены и как будто беззащитны перед болью, бедой, окружающим миром.
Основание группы "ЛеСС"
С непродолжительным периодом хрущевской оттепели совпало участие Вадима в выставках "новой волны". Вместе с Николаем Силисом и Владимиром Лемпортом он основал группу "ЛеСС". Она получала выгодные заказы. Например, Варшавский дворец науки и культуры доверил ей скульптурное оформление. Вадим Сидур был принят в Союз художников. Ему предоставили мастерскую. Вадим Абрамович в 1961 году, после первого перенесенного инфаркта, чудом выжил. В 1962 году был осуществлен разгром известной в то время выставки в "Манеже".
Вадим Сидур не гнался за званиями, работал уединенно, никогда не примыкал ни к каким группам, кроме указанной выше. У него даже практически не было выставок на родине. Советские власти не признавали Сидура, который находился в положении изгоя. В 1986 году Вадим умер.
Открытие музея
Через 3 года после его смерти, в 1989 году, открылся музей Вадима Сидура в Москве. В 2011 году он вошел в состав "Манежа", музейно-выставочного объединения. Через год после этого музей Вадима Сидура был официально закрыт на ремонт. Однако работы не начинались - дальнейшая судьба его была неизвестна. Через некоторое время капитальный ремонт было решено отложить и сделать в кратчайшие сроки косметический, после чего к юбилею мастера открыть экспозицию.
Постоянная экспозиция получила название "В поисках человека". В творчестве скульптора одной из главных тем было пограничное состояние людей между жизнью и смертью.
Портрет Альберта Эйнштейна
Придя в музей Вадима Сидура, вы увидите много интересных работ, но об этой стоит сказать отдельно. Вадим Абрамович в 1970-х годах создал одно из наиболее знаменитых своих творений - портрет Альберта Эйнштейна. Он двуликий: с одной стороны мы видим величавое лицо творца, а с другой - это же лицо, однако искаженное ужасом от понимания того, что было содеяно им. Дело в том, что в августе 1939 г. Альберт Эйнштейн вместе со своими коллегами отправил письмо Рузвельту о необходимости активизировать деятельность, связанную с созданием атомной бомбы и обеспечением США ураном. Это означало начало атомного проекта.
Мастерскую Сидура в середине 80-х годов посетили физики из лаборатории, в которой работал в последние годы Эйнштейн. Увидев этот портрет, они были поражены тем, как можно передать столь современным пластичным языком удивительное портретное сходство и полное жизнеподобие. Сидур по просьбе ученых из Америки сделал гипсовую копию этого портрета. Он подарил ее Академии наук СССР, которая передала ее американцам. Скульптура была отлита из бронзы и установлена в Америке.
Портрет В. Л. Гинзбурга
В музее представлены и другие портреты, не менее замечательные. Один из них - Гинзбурга Виталия Лазаревича, нобелевского лауреата и друга скульптора. Рядом находится совместная фотография Гинзбурга, Вадима Сидура и портрета Виталия Лазаревича.
"Кричащие" скульптуры
В одной из статей, посвященных Сидуру, говорилось о том, что его работу отказались установить в парке Победы города Москвы, так как столице якобы не нужны скульптуры, которые "кричат". Однако иначе не мог Вадим Сидур. Скульптуры его отражали то, что было у него на душе и просилось наружу. Страшные впечатления после войны, которая порождает бесчисленные жертвы и бесконечные бедствия, не позволяли мастеру отмахнуться, перестать делиться с миром собственными размышлениями о судьбах всего человечества. Он не мог не предупреждать нас о возможных глобальных катастрофах. Именно поэтому мы видим в одних работах хрупкость и красоту окружающего мира, а в других показано на контрасте то, что может получиться в результате бездушного отношения людей к природе и насилия. Об этом просто не мог молчать Вадим Сидур. Скульптуры его из-за непримиримой социальной позиции не пользовались при жизни автора большой популярностью. Сегодня, к счастью, ситуация изменилась.
Гроб-арт
Сидура можно назвать художником-пророком. Его миссия - достучаться до каждого из нас, предупредить о том, что грядут новые войны, глобальные катастрофы и природные катаклизмы. Для этой цели он использует любой материал. В своем подвале в период застоя он создает гроб-арт. Это композиции, сделанные из деталей моторов автомобилей, канализационных труб и других отходов человеческой цивилизации.
Работы эти - предостережение живущих о том, что их бездушное отношение к окружающему миру приведет к тому, что гроб-арт восторжествует. Об этом кричат "Железные пророки", которые протягивают вверх свои руки-обрубки из металла, останки человеческих тел в работе "Поле экспериментов". Гроб-арт считается вершиной творчества Вадима Сидура. Это не просто объекты, сделанные из хлама, хранившегося много лет в мастерской Сидура. Это целая философия, главный тезис которой состоит в том, что каждый человек мог и не родиться, однако умереть должны все. Это откровенное, метафоричное, надрывное искусство. Сидур, играя с формой, стремится к тому, чтобы показать максимально достоверно саму суть человека.
Рисунки Сидура
Художник Вадим Сидур создал множество интересных произведений. В работах его - крик, боль, жалость, предостережение, но одновременно и любовь, нежность, сострадание. Эти чувства мы обнаруживаем в иллюстрациях мастера к романам И. Мераса о евреях, живущих в литовском гетто. Эти же чувства видятся во множестве его гравюр, акварелей, рисунков. Здесь, как и в скульптурах, варьируются вечные, библейские темы. Прекрасны как женщины в изображении мастера, так и мужчины. Многие работы, которые создал художник Вадим Сидур, эротичны. Вадим Абрамович покрыл красочной волшебной росписью стандартные стенные шкафы, которые стояли у него в его московской квартире. Перед нами предстают прекрасные нагие Адам и Ева. Они блаженствуют среди зелени, цветов, птиц, рыб и животных. В музее Сидура часто экспонируется часть этой росписи. Выставка получила название "Райская жизнь в коридоре". Библейская тематика в работах Сидура приобрела общечеловеческое, а не только лишь национальное звучание.
Судьба мастерской после смерти Сидура
А ведь все эти работы могла ожидать после смерти мастера печальная судьба. Дело в том, что художник арендовал подвальную мастерскую у МОСХа. Что стало бы с сотнями тяжелых и объемных произведений искусства, как удалось бы сохранить их, если бы не был продлен срок аренды? Сидур думал об этом до последних дней. Уже в больнице он написал стихи, полные беспокойства:
"Что с детьми будет моими
Когда я исчезну".
Безусловно, речь шла о скульптурах. После смерти наследникам пришлось бороться за сохранение мастерской. Борьба увенчалась успехом после того, как в 1987 году появилась статья В. Л. Гинзбурга "Скульптуры, которых мы не видим". Автор ее - близкий друг Вадима. Сегодня музей стал одним из самых заметных культурных центров Москвы. Здесь побывали тысячи людей, которые оставляли в книге отзывов взволнованные записи. Постоянно обновляется в наши дни экспозиция работ Вадима: экспонаты музея не уместились бы в нем все одновременно.
Музей сегодня
Музей Вадима Сидура - место, где представлены разные периоды его творчества: от реалистической пластики, характерной для середины 50-х годов, до авангардного гроб-арта и вышеупомянутых "Железных пророков", которым выделен зал.
После реконструкции Московский государственный музей Вадима Сидура обзавелся также лекционным залом/кинотеатром. Здесь проходят лекции и демонстрируются документальные фильмы. Также в музее имеется зона с роялем. Она предназначена для проведения поэтических вечеров и камерных концертов. Музей сегодня - это современное место. Здесь вы найдете и интересные работы мастера, и комфортное окружение, и множество образовательных программ.
Бывшая мастерская такого интересного скульптора, как Вадим Сидур, - музей - адрес имеет следующий: г. Москва, технический центр "Алмаз", ул. Новогиреевская, д. 37а.
Памятник, установленный неподалеку от музея
Недалеко от него установлен памятник воинам, погибшим в Афганистане. Эту работу сам Сидур называл "Памятник оставшимся без погребения". Открытие монумента состоялось в феврале 1992 года.