Научная деятельность. Развитие научной деятельности

Научная деятельность - специфическая деятельность людей, основная цель которой - получение новых знаний о реальности. Именно знание является ее главным продуктом. Однако он не единственный. К другим продуктам науки относится и научный стиль рациональности, распространяющийся на различные сферы деятельности людей, и разнообразные приборы, методики, установки, которые применяются за пределами науки (главным образом в производстве). Кроме того, научная деятельность - это источник нравственных ценностей.

Наука и истина

Несмотря на то что ориентация науки - получение истинных знаний о действительности, ее не следует отождествлять с истиной. Дело в том, что истинное знание не обязательно научно. Его можно получить в различных сферах деятельности: в инженерном деле, искусстве, политике, экономике, обыденной жизни. Однако в этих случаях получение его не является главной целью данных сфер деятельности. К примеру, в искусстве основная цель - новые художественные ценности, в экономической сфере - эффективность, в инженерном деле - изобретения, технологии.

Необходимо подчеркнуть, что понятие "ненаучный" далеко не всегда имеет негативную оценку. У науки есть своя специфика, так же как и у других областей - обыденной жизни, политики, экономики, искусства. Все они имеют свои цели, свое предназначение. Роль, которую занимает в жизни общества научная деятельность, растет. Однако научное обоснование уместно и возможно не всегда и не везде.

История показывает, что знание, полученное с ее помощью, не всегда бывает истинным. Само понятие "научный" нередко употребляется в ситуациях, не гарантирующих истинность добытого знания. В особенности это актуально тогда, когда мы имеем дело с теориями. В науке многие из них были опровергнуты. Некоторые мыслители (в частности, Карл Поппер), утверждают, что в будущем эта судьба может постигнуть любое теоретическое высказывание.

Взаимоотношения науки с паранаучными концепциями

Еще одна особенность, которую имеет научная деятельность, состоит в том, что она не признает никакие паранаучные концепции - уфологию, парапсихологию, астрологию и т. д. Они отвергаются ею потому, что, как заметил Т. Гексли, принимая на веру что-нибудь, она "совершает самоубийство". В концепциях, построенных с использованием этих отраслей знания, нет никаких точно установленных, достоверных фактов. Возможны только случайные совпадения.

Наука как профессия

Важная особенность современной науки состоит в том, что она является профессией. Еще совсем недавно она была свободной деятельностью ученых. Науку не считали профессией, она специально никак не финансировалась. Ученые, как правило, обеспечивали себе средства к существованию за счет преподавательской деятельности в университетах. Организация научной деятельности, таким образом, была очень плохой. В настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону. Сегодняшний ученый - это уже отдельная профессия. В 20 веке возникло такое понятие, как "научный сотрудник". В мире сейчас насчитывается около 5 миллионов человек, занимающихся исследованиями профессионально. Безусловно, это влечет за собой бурное развитие научной деятельности, что приводит к новым открытиям и достижениям.

Борьба мнений в науке

Для развития научного знания характерно противостояние разных направлений. В напряженной борьбе утверждаются новые теории и идеи. По этому поводу М. Планк заметил, что новые научные истины обычно побеждают не из-за того, что их противники убеждаются в своей неправоте, а из-за того, что оппоненты постепенно вымирают, а новое поколение сразу усваивает истину. Научно-исследовательская деятельность - постоянная борьба направлений и мнений.

Критерии научного знания: систематизированность

Необходимо выделить критерии научного знания, отметить его характерные признаки. Прежде всего, это систематизированность. Это один из главных критериев научности. Однако не только в этой сфере может быть систематизированным полученное знание. Примеров множество: телефонный справочник, кулинарная книга, дорожный атлас и т. д. Тем не менее научная систематизация имеет свою специфику. В качестве системы такое знание представляет собой определенную структуру, составными частями которой являются картины мира, теории, законы, факты. В науке отдельные дисциплины взаимозависимы и взаимосвязаны.

Доказательность

Другим важным критерием, который имеет научно-исследовательская деятельность, является стремление к доказательности, обоснованности знания. Приведение его в систему было характерным для науки всегда. Само ее возникновение иногда связывают именно с этим стремлением к доказательности. Применяются различные способы проверки. Для подтверждения истинности эмпирического знания, например, используют многократные проверки, прибегают к статистическим данным и т. д. Если нужно обосновать ту или иную теоретическую концепцию, обращают внимание на непротиворечивость, возможность предсказывать и описывать явления, соответствие эмпирическим данным.

Оригинальные идеи в науке

В науке большую ценность представляют оригинальные идеи. Однако в ней ориентация на новации также сочетается с тенденцией убрать из полученных результатов все субъективное, которое связано со спецификой самого исследователя. В этом состоит одно из отличий ее от искусства. Для того чтобы творение художника существовало, его необходимо создать. Однако если какой-то ученый не создал теорию, в будущем она обязательно будет создана, так как является необходимым этапом развития научной деятельности, которую можно назвать интерсубъективной.

Средства и методы научного познания

В научной деятельности применяются средства рассуждений, которые используют люди в различных видах деятельности, в том числе и в обыденной жизни. Приемы рассуждений, используемые в науке, характерны для любой другой сферы. Это дедукция и индукция, синтез и анализ, обобщение и абстрагирование, идеализация, описание, аналогия, предсказание, объяснение, подтверждение, гипотеза, опровержение и др.

Эксперимент и наблюдение

Эксперимент и наблюдение являются основными методами приобретения в науке эмпирического знания. Кратко расскажем о том, в чем состоит их специфика. Наблюдение - метод, при котором главным является не вносить изменения в изучаемую действительность самим процессом наблюдения. В рамках эксперимента явление, которое следует изучить, ставится в определенные условия. Ф. Бэкон отмечал, что природа вещей обнаруживает себя лучше всего, будучи "искусственно стесненной", нежели существующая в "естественной свободе".

Эмпирическое и теоретическое знание

Важно отметить, что без конкретной теоретической установки не может начаться эмпирическое исследование. Хотя известно, что факты - это главное для ученого, однако постижение реальности без теоретических построений невозможно. По этому поводу И.П. Павлов заметил, что необходимо общее представление об изучаемом предмете, чтобы на него можно было цеплять факты.

Научные теории не являются простым обобщением эмпирических данных. А. Эйнштейн писал, что логическим путем невозможно прийти к основным принципам теории. Они возникают во взаимодействии эмпирии и теоретического мышления, в ходе решения теоретических проблем, во взаимодействии науки и культуры.

Ученые в ходе построения той или иной концепции применяют разнообразные способы теоретического осмысления. Например, еще научная деятельность Галилео Галилея была отмечена широким использованием для построения концепций мысленных экспериментов. Теоретик, применяющий их, как бы проигрывает различные варианты поведения идеализированных объектов, разработанных им. Математический эксперимент представляет собой современную разновидность мысленного. При его использовании на компьютерах просчитываются возможные последствия тех или иных условий.

Обращение к философии

Характеризуя научную деятельность в целом, важно также отметить, что ученые в ее ходе нередко обращаются к философии. Как российская наука, так и мировая часто опирается на нее. В особенности для теоретиков важное значение имеет осмысление познавательных традиций с точки зрения философии, рассмотрение изучаемой действительности в контексте той или иной картины мира. Это очень актуально в переломные этапы, которые периодически проходит наука в своем развитии. Великие достижения в ней всегда были связаны с философскими обобщениями. Обращение к философии способствует эффективному объяснению, описанию и пониманию изучаемой наукой реальности. Результаты научной деятельности, таким образом, соотносятся с ее достижениями.

Стиль научного мышления

Существует такое понятие, как "стиль научного мышления". Оно отражает важные особенности интересующей нас сферы знания. М. Борн заметил, что существуют определенные тенденции мысли, которые очень медленно изменяются и образуют философские периоды с идеями, присущими всем областям человеческой деятельности, включая науку.

Язык науки

Говоря о средствах, которые применяются в научном познании, следует отметить, что язык науки является важнейшим из них. Галилей говорил о том, что языком математики написана книга природы. Развитие физики подтвердило эти его слова. Процесс математизации в других науках идет весьма активно. Во всех них математика является составной частью теоретических построений.

Развитие средств познания

В науке ход познания в значительной степени зависит от развития технических средств. Научная деятельность Галилео Галилея, например, осуществлялась с использованием подзорной трубы. Затем были созданы телескопы, а также радиотелескопы, что определило в значительной степени развитие астрономии. Использование микроскопов, в особенности электронных, существенно повлияло на прогресс в биологии. Без таких важных средств познания, как синхрофазотроны, нельзя представить себе развитие физики элементарных частиц. Современная мировая и российская наука в настоящее время переживают революцию из-за появления компьютера.

Взаимопроникновение средств и методов наук

Отметим, что средства и методы, которые используются в различных науках, отличаются. Это определяется спецификой предмета изучения, а также уровнем развития самой науки. В целом наблюдается непрерывное взаимопроникновение средств и методов. Все шире применяется аппарат математики. Невероятная ее эффективность, как заметил Ю. Винер, делает эту науку важным средством познания во всех остальных. Однако едва ли в будущем будут полностью универсализированы средства и методы различных научных отраслей.

Специфика философии

Говоря о специфике наук, следует отметить особое положение философского знания. Философия в целом наукой не является. В классической традиции ее трактовали как науку особого рода, однако мыслители современности зачастую развивают в ней построения, которые резко отграничены от нее. К примеру, это относится к неопозитивистам, экзистенциалистам. В рамках философии всегда существовали и будут существовать исследования и построения, которые могут иметь статус научных.

Научно-методическая деятельность

Это основной вид деятельности образовательной - совокупность мероприятий, которые осуществляются в целях овладения технологиями, приемами и методами учебно-воспитательной работы. Она направлена на поиск новых методов и форм организации, обеспечения и проведения образовательного процесса.

Научно-техническая деятельность

Это техническая деятельность, которая находится на стыке инженерной и научной. Она относится к сфере технических научных дисциплин. Ее исследования имеют прикладной характер. Это понятие в более широком смысле охватывает внедренческую, инженерную и научную деятельность.

Комментарии