Евгений Шварц: биография, фото, произведения
Очень непростую жизнь прожил замечательный драматург, прозаик, сценарист Евгений Шварц. Всего хватило в его жизни – было и ранение, от которого он не оправился до конца жизни, и отказы в публикациях и постановках его произведений, и потери друзей во время репрессий. Была и большая любовь, которая длилась тридцать лет до самой его смерти.
Детство и юность
Евгений Шварц родился в семье врача-еврея, но всегда считал себя русским. Он закончил реальное училище, и вскоре юнкером, точнее, уже произведенный в чин прапорщика, в восемнадцать лет попал на фронт. При взятии Екатеринодара в армии Корнилова получил контузию. У него на всю жизнь от нее осталось дрожание рук.
После демобилизации он ищет себя, и только попав в Ленинград, Евгений Шварц с 1923 г. начинает печататься в детских журналах «Ёж» и «Чиж». Он входит в литературную среду. Его доброжелательно принимают как замечательного рассказчика и выдумщика. В это же время он сближается с литературной группой «Серапионовы братья», куда входят Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин. Каверин знакомит Евгения Шварца со своей сестрой Екатериной. И вспыхивает обоюдная любовь, которую они пронесли через всю жизнь. Именно об этой любви, как думают многие, говорит Волшебник из «Обыкновенного чуда».
Драматургия
В 1929 г в Ленинграде, в ТЮЗе, ставится его первая пьеса «Ундервуд». Позже еще две пьесы. В результате Евгений Шварц принят в Союз писателей. Это, конечно, успех.
Но НКВД разгромило издательство «Чиж». И арестованы друзья Шварца Николай Олейников и Николай Заболоцкий. Детская литература становится подозрительным и опасным занятием.
Евгений Шварц пробует писать комедии для взрослых. Но его пьесы, например, «Тень», слишком приближались к политической сатире, и потому их не ставили. Но проходят публикации статей в газетах.
Война
Первую блокадную зиму Евгений Львович проводит в Ленинграде, и как сам свидетельствует, видит, как люди от страха перестают быть людьми. Но вверху принято решение об эвакуации Шварца в Киров. Там он напишет пьесу «Одна ночь», которую поставить никто не возьмется. То же самое произойдет и со следующей пьесой «Далекий край». Пьеса «Дракон» тоже не ставится.
Съемки кинофильмов
В 1946 году вышел фильм «Золушка», до сих пор любимый. И отдельно отмечена работа сценариста.
Неустанная работа
Евгений Шварц полон новых идей и замыслов. Он пишет все новые и новые пьесы и сценарии, которые почти все не проходят цензуру. «Василиса-работница», «Первое имя», «Один день». И, наконец, в 1954 г. Козинцев берется за его сценарий «Дон Кихот». Однако на съезде советских писателей Евгения Шварца обвиняют в отрыве формы от содержания. Плевок в лицо. И на некоторое время Евгений Львович перестает писать.
В 1956 на шестидесятилетний юбилей в Москве и в Ленинграде ставят его программную сказку «Обыкновенное чудо». В том же году в Ленинграде проходит торжественный вечер в честь Евгения Львовича. А к концу года его награждают орденом Трудового Красного Знамени. И впервые изданы его пьесы одним сборником. Вот так выглядит Евгений Шварц (фото).
В 1957 году в Каннах показывают его фильм «Дон Кихот». Это значительное событие в его жизни. Но здоровье уже подводит. Накануне 1958 проходит премьера пьесы «Повесть о молодых супругах», которую он ждал десять лет. А через две недели писатель умирает. Вот так непросто прошла жизнь замечательного сказочника, которым был Евгений Шварц. Биография его складывалась из работы и попыток поставить свои пьесы. И если писал он и ненатужно, радостно, все вещи начинались с того, что сгущались темные силы, но финал обычно был радостным и безоблачным. Своим творчеством писатель нес людям надежду. Возможно, и не все успел сказать нам Евгений Шварц. Биография кратко перечислит все, что он написал. Ведь он весь выложился в своих произведениях.
Жизнь после смерти
В 1971 году выходит фильм Надежды Кошеверовой по пьесе-сказке Шварца «Тень». В сказочной волшебной стране ученый, простодушный и доверчивый Христиан-Теодор влюблен в прекрасную принцессу.
В 1988 режиссер Марк Захаров ставит фильм-притчу «Убить дракона» по мотивам пьесы Шварца «Дракон».
Добрый сказочник Евгений Львович Шварц всегда просил, чтобы в его сказках не искали подтекст и аллегории. Но это все вычитывалось сразу, даже там, где сам автор и не предполагал. А в наши дни просто надо вновь и вновь обращаться к его произведениям, поскольку они неоднозначны.