Марк Хьюз, основатель и президент компании "Гербалайф": история успеха
Компания «Гербалайф» известна практически каждому жителю планеты. Ее продукция - товары для похудения, контроля за весом и ухода за внешностью, представленные в огромном ассортименте, – завоевала все уголки мира, наиболее приглянувшись жителям Америки и России. Создал такую мощную империю в 1980 году Марк Хьюз.
«Гербалайф»: биография миллиардера
Почему именно это направление деятельности, ставшее делом всей жизни, выбрал Хьюз?
Легенда, которую знает каждый сотрудник компании, гласит, что мощным толчком явилась личная трагедия, а именно смерть матери. Всю сознательную жизнь эта молодая женщина пыталась похудеть, изнуряла себя диетами и пила в большом количестве таблетки для потери веса. Их передозировка обусловила бессонницу и, как следствие, зависимость от снотворных препаратов. Однажды мама Марка просто не проснулась от излишне выпитых таблеток. На тот момент ей было всего 36 лет. Марк Хьюз, дата рождения которого 1 января 1956 года, в это время был достаточно взрослым и самостоятельным 18-летним юношей, понимавшим, насколько глобальной для всего человечества является проблема избыточного веса.
С момента смерти матери до создания компании, сделавшей его миллиардером, прошло шесть лет. За эти годы Марк успел проявить себя в двух фирмах, выпускавших диетические продукты для снижения веса и укрепления здоровья; также некоторый период времени он работал в центре, реабилитировавшем наркоманов, где набрался определенного психологического опыта. Полученные знания и умения наделили Марка уверенностью в правильности сделанного выбора.
Его мечта – создание собственного продукта, который смог бы осчастливить миллионы людей. Способность снижать вес без изнуряющих диет и страданий в сочетании с пользой для здоровья – то, к чему стремился Марк. И он заряжал своим желанием других.
Как все начиналось
Судьбоносной была его встреча с производителем и создателем продуктов питания – Ричардом Маркони, достаточно обеспеченным и, как и Марк, увлеченным проблемами правильного питания. Возможно, он и помог финансово на первых порах Хьюзу. Об эффективности «травы жизни», получившей раскрученное название «Гербалайф», существует много разных версий. Часть людей, испытавших на себе ее действие, считают этот продукт совершенно бесполезным. Ту же версию подтверждает Международная конфедерация обществ потребителей, исследования которой утверждают, что в состав препарата входят наркотические вещества, опасные для организма и вызывающие сильнейшую зависимость.
Первые продажи основатель «Гербалайфа» Марк Хьюз производил с грузового автомобиля прямо на улице. Но это было не то, к чему стремился молодой предприниматель. Требовалась реклама, реклама и еще раз реклама, подкрепляемая восторженными отзывами. Первой на себе чудодейственный препарат испытала бабушка Марка. Она получила ожидаемый эффект и стала рекомендовать этот продукт подругам и знакомым.
Многоуровневый маркетинг – главная концепция развития компании
Постепенно популярность продукции достигла своего пика. Дальновидный и предприимчивый Хьюз, понимая, что люди стали огромное внимание уделять собственному здоровью, применил к своей фирме концепцию сетевого многоуровневого маркетинга – метод, известный еще в 70-х годах, но широко раскрученный именно Хьюзом.
Суть сетевого маркетинга состояла в подборе определенной группы энтузиастов – будущего ядра фирмы. Этим людям давались определенные знания о предлагаемом продукте и тонкостях ведения бизнеса. Именно от работы избранных зависел успех «Гербалайфа».
Грамотный дистрибьютор – важный фактор успешного бизнеса
Концепция сетевого маркетинга интересна и проста: компания подбирает ядро людей-энтузиастов и обучает их особенностям продукта и тонкостям ведения бизнеса. После этого раскручивающийся проект целиком зависит от того, как люди будут рекрутировать новых сотрудников. Каждому из них компания обеспечивает возможность выстроить собственную сеть путем приобщения к делу нескольких дистрибьюторов следующего уровня и так далее. Все это напоминает пирамиду, но принципиально от нее отличается, потому что доход образуется от продажи реально произведенного продукта. Внедрение на рынок товара через многоуровневый маркетинг, в сравнении с затратами на рекламу, стоит гроши; именно это, а также фактор безденежья, стало решающим фактором выбора метода ведения бизнеса, гением которого являлся Марк Хьюз.
«Гербалайф» являлся компанией, основополагающим фактором процветания которой считается дистрибьютор. Стимулирование труда было и остается главной движущей силой бизнеса. Порой можно было констатировать реальное слияние интересов компании и работника.
«Гербалайф» шагает по планете
Марк Хьюз разработал эффективную систему помощи новичкам опытными сотрудниками. Для этого организовывались различные школы, семинары, ежегодные саммиты, который проводил сам президент и основатели. Гениальный миллиардер явно стремился сделать свой бизнес «всенародным». Россия в 1996-1999 годах по объемам продаж продукции «Гербалайф» занимала после США второе место. Да и сам Марк Хьюз был совершенным дистрибьютором. За первые полгода он собственноручно подписал в бизнес 189 человек. К слову, два младших брата Хьюза – Гай и Кирк Хартманы - успешно работали в его компании.
Сначала Марк Хьюз, биография которого похожа на красивую сказку с печальным концом, все делал сам: вел бухгалтерию, демонстрировал продукт, проводил собрания и презентации для дистрибьюторов.
Слухи о нем распространялась молниеносно. Каждый день и каждая новая презентация заражали идеей такого бизнеса все большее количество людей. Компания разрасталась, в 1982 году она вышла на мировой уровень. О «Гербалайфе» знал весь мир: его офисы расширялись, а представительства организовывались в самых дальних уголках планеты.
Время взлетов и падений
Кризис случился в 1985 году: резко упали продажи, из фирмы потоком начали уходить дистрибьюторы, часть потребителей обратилась в суд с исковыми заявлениями. В газетах и журналах появились первые публикации о мошеннической деятельности компании и вреде продукта. Дело дошло до вызова Марка Хьюза на слушание в комиссию сената. Однако многочисленные скандалы, суды и абсолютный запрет данного продукта в Швеции не помешали в 1996 году акциям компании достичь отметки в 1 миллиард долларов.
Интересно, что будущий миллиардер имел лишь школьное образование; медицину и биологию он не изучал, работал лишь на бешеном энтузиазме и желании создать новый продукт, чтобы помочь людям. Намного позже в его команде стали работать опытные диетологи, среди которых был известный нобелевский лауреат Дэвид Хибер.
«Гербалайф» востребован и популярен
Концепция «Гербалайфа» получила расположение людей как минимум в 80 странах мира; чистая прибыль в 2012 году составила 4,1 млрд долларов США. Критика в сторону компании, помогающей легко худеть, была просто бешеная. Ее в свое время обвиняли в продаже токсичных продуктов, выдвигали множество исков. Однако, несмотря ни на что, «Гербалайф» продолжал работать, судебные споры часто решались в его пользу. Действительно, предлагаемый компанией продукт вреда не приносил, и организация с переменным успехом оставалась и остается сегодня на рынке. Продукты «Гербалайф» проходят сертификацию в соответствии с законодательством. Они не продаются в аптеках, ведь фирма определяет себя как компания прямых продаж.
А что же Марк Хьюз? Все это время он активно работал не только в бизнесе, но и занимался благотворительностью, и в 1994 году вместе с женой Сьюзан образовал фонд Herbalife Family Foundation, оказывавший помощь детям.
Личная жизнь Хьюза
Женат Марк был 4 раза. В далеком 1980 году регистрировать фирму «Гербалайф» ему помогала жена Кэтрин. Разведясь с ней, Хьюз, уже богатый успешный человек, осчастливил Анджелу Мак, носившую титул «Мисс Швеция». Совместную жизнь он предполагал вести в особняке, купленном за 7 млн долларов. В 1999 году Хьюз покупает новый дом площадью в 1000 кв. м. в Беверли-Хиллз. С ростом состояния растут аппетиты и размеры приобретаемых апартаментов. После «Мисс Швеции» была «Мисс Дюймовочка США» - Сьюзен. В 2000 году новая женитьба – на Дарси ла Пьер, бывшей супруге Жана Клода Ван Дамма.
Жизнь Хьюза оборвалась рано: в 44 года. После празднования юбилея компании у него произошла остановка дыхания во сне. Предполагалось, что виной тому были сильные антидепрессанты от бессонницы и большое количество алкоголя. В день, когда стало известно о смерти Хьюза, акции компании упали на 12 %.
Марк Хьюз был самым настоящим гуру своего дела. Находясь у руля компании около 20 лет, он сумел не только сполна обеспечить свою жизнь, но и обогатить большое число людей, отдававших себя работе в «Гербалайф». И, несмотря на довольно частую критику в адрес как фирмы, так и выпускаемого ею продукта, компания живет, работает и имеет массу поклонников.