«Сивка-бурка», краткое содержание – поиск самого ценного и подлинного народного пересказа
Одним из фольклористов, познакомивших русскую публику со всем богатством русских сказок, был Александр Николаевич Афанасьев.
Работа Алексея Николаевича Толстого
Он поставил перед собой колоссальную задачу: пересказать русские сказки в основном для детей. Это было бы началом огромного труда. А.Н. Толстой очень ответственно подошел к работе. У него собиралось по несколько вариантов одной и той же сказки. Лучшую он брал за основу, из других добавлял детали. Так после переработки появился «Сивка-бурка». Сказка, воссозданная А. Н. Толстым, известна многим поколениям детишек.
Зачин сказки
Сказка начинается с описания семьи крестьянина. У него два удачных сына, а третий – все больше на печи сидит да в лес по грибы ходит. Ничего другого, нужного, не делает. Старик перед смертью дает наказ сыновьям три ночи подряд ходить к нему на могилу, приносить хлеба.
Не простой конь
Конь по славянским поверьям был связующим между миром живых и царством мертвых. Он и появляется необыкновенно. Земля при этом дрожит, все сверкает огнем, вокруг дым.
Призыв царя
Захотел царь выдать замуж дочь за удальца, который допрыгнет на коне до верхнего окошка терема, где будет сидеть царевна несравненной красоты, и поцелует девушку. За того он и дочь отдаст, и полцарства в приданое. Засобирались старшие братья, младшего взять не захотели. Уехали одни. А Иван взял узду, которую получил от отца, вышел в поле и вызвал, как учил батюшка, коня. Тут как тут Сивка-бурка. Краткое содержание являет читателю, как требует конь указаний, как нетерпеливо роет копытом землю, как моментально волшебно преображает Иванушку из крестьянского сына в писаного красавца. Конь бежит так, что земля начинает дрожать, хвостом и горы и долы заметает.
На царском дворе
Народу собралось превеликое множество. Кто просто поглазеть, кто допрыгнуть на коне до двенадцатого венца, где на высоте у окошка сидит царевна. И начали все скакать, но еле-еле до середины допрыгивают. Трудное испытание дал царь молодцам. Тут Иван разогнал коня и с третьего раза пролетел мимо окошка, поцеловал царевну, а она ему печать на лоб приложила.
На пиру у царя
Весь народ, и богатый, и нищий, стал собираться к царю. Старшие братья тоже, а Ванюшку не взяли. Но он пешком пошел, пришел и сел в дальний уголок. Царевна всех обходит – смотрит, у кого печать. Дошла до Вани, а он весь в саже, волосы растрепаны и лоб завязан. Царевна тряпку развязала – а под ней сияет печать: яркий свет разлился по всем царским палатам. Узнала царевна своего суженого.
Но что ж тут разговоры долгие разговаривать. Надо веселый пир готовить и свадьбу играть.
В этой сказке, как и во многих других, кратко и емко изображаются человеческие характеры – ленивые и чванливые старшие братья, деятельный и добрый Иванушка. Таковы главные сказочные герои. Сивка-бурка, принесший победу Иванушке, тоже герой, причем очень активный, настоящий богатырский конь. Так заканчивается сказка, уверенностью и надеждой, что царь заметит храбреца, и простому человеку будет доступно счастье и удача.