Группа «Вакуум»: состав, фото
Шведская группа Vacuum («Вакуум») – это, безусловно, невероятно популярный проект 90-х годов прошлого века, покоривший не только Европу, но и все постсоветские страны. Привлекательный солист андрогенного типа, необычная музыка и неизбитые тексты – все это выгодно отличало группу от множества других коллективов, а ее песни и клипы неизменно оказывались на вершинах хит-парадов. Несмотря на то что 90-е давно прошли, группа «Вакуум» сменила состав, стиль и звучание, она до сих пор творит и радует поклонников новыми синглами.
История создания
В далеком 1994 году участник группы Army of lovers Александр Бард, а также композитор и продюсер Андерс Волльбек задумали новый проект, главной «фишкой» которого стала бы инструментальная электронная симфоническая музыка. Планировалось назвать ее Vacuum Cleaner, что дословно переводилось бы как «пылесос». Но поразмыслив, создатели решили оставить только первое слово для общей благозвучности и прогрессивности.
На стадии планирования проекта Бард и Волльбек решили добавить вокальные партии и занялись писком подходящего солиста. Первоначальным претендентом на это место стал Васа Биг Мани. И хотя от этой кандидатуры в итоге отказались, исполнитель позднее все же сотрудничал с группой как автор песен. В 1996 году Бард ушел из Army of lovers и вплотную занялся реализацией нового проекта. Тогда же он и познакомился с Маттиасом Линдблумом на одном из клубных концертов малоизвестной группы Ceycamore Leaves, в которой тот был вокалистом. Впечатленный голосовыми данными Маттиаса, Бард позвал его в свой проект, а немногим позже он пригласил в команду и клавишницу, шведку украинского происхождения Марию Шипченко. Именно так появилась группа «Вакуум» (фото коллектива представлено ниже), которая вскоре покорила музыкальный Олимп.
Стремительный старт
Уже через несколько месяцев после образования коллектива, а именно в декабре 1996 года, мир услышал их первое творение. Сингл I breath мгновенно взлетел на вершины европейских чартов, а клип на эту песню стал лучшим уже в следующем году, который был очень плодотворным для музыкантов.
Уже в феврале 1997-го на полках музыкальных магазинов появился первый альбом группы «Вакуум», который носил название The Plutonium Cathedral. На фоне электронного поп-звучания ярко выделялись элементы симфонической музыки, изобилие оркестровых аранжировок, а также оперный вокал солиста в некоторых композициях. Все это выгодно отличало новую пластинку, поэтому вовсе не удивительно, что она имела оглушительный успех. После выхода второго сингла Pride In My Religion группа «Вакуум» отправилась в свой первый гастрольный тур по Европе.
Признание
Не почивая на лаврах, коллектив продолжал усердно работать и готовить материал к выпуску второго альбома. Уже в начале 1998 года вышла абсолютно новая песня и клип на нее, который сразу же стал одним из лидеров на МТВ. Tonnes Of Attraction – очередной шедевр, который создал «Вакуум». Музыкальная группа даже получила за него премию шведской электронной музыки SEMA. Очень тепло был принят и следующий трек Let The Mountain Come To Me, а за ним последовал и второй гастрольный тур, включавший в себя страны Европы, Россию и Украину.
Постсоветский феномен
Шведская группа «Вакуум» была чрезвычайно удивлена факту своей невероятной популярности на территории бывшего Советского Союза, потому как официально на территории России было продано очень мало альбомов и синглов. Тем не менее выступления коллектива сопровождались небывалым аншлагом. Как оказалось, более 90% всех пластинок «Вакуума», продаваемых в постсоветских странах, а это миллионы копий, были пиратской продукцией. В плане коммерческой выгоды такая ситуация была не в пользу группы, но благодаря массовой дешевой музыкальной продукции в России, Украине и Белоруссии о шведской команде знали если не все, то очень многие, и популярность «Вакуума» здесь была значительно выше, чем даже в Европе.
Узнаваемые
Во втором альбоме музыканты захотели немного изменить звучание, чтобы основная идея воспринималась по-новому. В связи с этим релиз пластинки несколько раз откладывался. Но альбом все же вышел в 1998 году в первоначальном варианте в России и Италии под названием Seance At The Chaebol. Две первых студийных версии были выдержаны в классическом духе «Вакуум»: европейская поп-музыка и вместе с тем социально-политическая и религиозная тематика песен. И хотя основным жанром группы считается синти-поп, такой набор был несколько непривычен для этого музыкального направления.
Внешний вид тоже выделялся – благодаря стараниям английского дизайнера группа «Вакуум» была одета в черные минималистические кожаные костюмы, ногти музыкантов покрывал черный лак, а прически были невероятно стильными. Все это делало коллектив узнаваемым, это было их «фишкой». Концерты группы также нельзя было назвать зрелищными, они были скорее статичными.
Черная полоса
Идейный вдохновитель группы Александр Бард вскоре потерял интерес к своему детищу и в 1999 году ушел из команды, мотивируя свой поступок желанием заняться литературной деятельностью и новым танцевальным проектом «Альказар». Вместе с двумя приглашенными сессионными музыкантами группа «Вакуум» отыграла гастрольный тур по России, но нужно было что-то делать дальше. Оставшись без Барда, а, соответственно, и без новых песен, Маттиас объединился с Волльбеком для написания нового материала. В этот же период звукозаписывающая компания «Стокгольм Рекордс», с которой уже был конфликт с момента выхода второго альбома, разорвала контракт с группой по причине отсутствия перспектив у команды без Барда.
Популярность «Вакуума» в Восточной Европе уже не приносила прибыли. В 1999 году группа подписала контракт с новой компанией и выпустила мини-альбом Icaros. А в 2000-ом переизданный и дополненный новыми композициями второй альбом вышел в Швеции сразу от трех различных компаний под названием Culture Of Night. Но без хорошей рекламы он оказался провальным, и группа «Вакуум» заявила о временном прекращении своего существования. Марина Шипченко ушла из проекта, сославшись на необходимость сосредоточиться на семье и арт-галерее, а немногим позже присоединилась к Барду в его новой группе – BWO.
Как феникс из пепла
Два года не было совершенно никаких новостей. В Европе, но не в России, все уже начали забывать о некогда успешном коллективе. Однако в мае 2002 года в музыкальных магазинах неожиданно оказался новый сингл уже, казалось бы, забытого проекта под символичным названием Starting (Where the story ended). Группа «Вакуум», состав которой сократился до двух человек, Маттиаса Ландблума и Андреса Волльбека, обозначила, что теперь она будет идти по совершенно новому пути. Обновилась музыка, изменился имидж коллектива, все шло к тому, что аудитория услышит нечто новое и непривычное.
Правда, вернувшись к истокам, музыканты перевели и дополнили альбом Culture Of Night, выпустив его в Скандинавских странах. Партии бывшей участницы Марии Шипченко на концертах теперь исполнял гитарист. Группа решила изменить и тематику песен, уйдя от социополитики в сторону личных переживаний, что отлично продемонстрировали два новых сингла 2004 года – Fools Like Me и They Do It. И уже в сентябре того же года обновленная команда представила на суд слушателей альбом Your Whole Life Is Leading Up to This с электронным, трансовым и техно-звучанием. Следом каждый год группа «Вакуум» стабильно радовала поклонников новым треком вплоть до релиза дополненного альбома в Германии. В последнее время ходят слухи о новой пластинке, но пока никакой подтверждающей информации от музыкантов не поступало.
Плодотворный союз
Творческий тандем Волльбек/Ландблум трудится не только на благо собственной группы. Музыканты пишут песни для многих исполнителей и команд, среди которых такие европейские артисты, как Тарья Турунен, Марчелла Детройт, группы Cinema Bizarre и Monrose, и даже российский певец Алексей Воробьев. Талантливые композиторы и пианист Михаэль Цланабитниг также очень плодотворно совместно поработали, правда, результат их трудов доступен только в Интернете. В последние годы музыканты часто появляются с концертами в Украине и участвуют в местных шоу талантов.