Самая красивая станция метро, Москва. Список самых красивых станций метро Москвы
В 1935 году открылась первая ветка Московского метро «Сокольники» - «Парк культуры». Ее строительству посвящен любимый советскими людьми фильм «Добровольцы». Профессия метростроевца в то время была одной из самых уважаемых, да и престижных тоже.
Самых красивых несколько
В то время столица остро нуждалась в строительстве метрополитена, и вопрос о привлекательном внешнем виде станций не стоял на повестке дня. Самая красивая станция метро (Москва) была построена позже, когда страна-победитель демонстрировала всему миру не только преимущество в военной силе, но и в образе жизни, хотя и несколько довоенных объектов входят в десятку наикрасивейших.
Совершенство формы и содержания
«Подземные дворцы», которые радуют и восхищают абсолютно всех и будут служить людям долгие годы, строились в основном до середины 50-х годов, то есть до смерти Сталина. Чаще всего все-таки самой красивой называют станцию «Маяковскую», да и проект ее на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году был удостоен Гран-При.
Утраченная красота
«Сталинское метро» - так называли красивейшие станции кольцевой линии с барельефами, статуями, огромным количеством мозаик и дворцовых люстр, так называется и книга, вышедшая в 2011 году, посвященная метрополитену. Книга нужная, потому что очень многое из первоначального великолепия этих объектов утрачено в результате реконструкции, усовершенствования и борьбы с культом личности Сталина, в результате которой крушилось все, что создавалось с не меньшей любовью и подобострастием.
«Пролетарские дворцы»
Поскольку чаще всего первую строчку в списках «Самая красивая станция метро» (Москва) занимает «Комсомольская» - кольцевая, - то и рассказать о ней стоит в первую очередь. Она действительно напоминает дворец, и как ее только из-за этого не называли: и «апофеозом сталинского ампира», и «последним храмом Щусева».
Признанная мировой общественностью
Итак, продолжаем вспоминать самые красивые станции метро Москвы. Список может продолжить «Маяковская», открытая 11 сентября 1938 года. Расположена она между остановками «Белорусская» (находящаяся севернее) и «Тверская» (южнее) на Замоскворецкой линии. Находится под центром столицы, в Тверском районе. Автор проекта станции, названной в честь В. В. Маяковского, — член-корреспондент Академии архитектуры СССР, трижды лауреат Сталинских премий Алексей Николаевич Душкин. Он же — автор проектов таких объектов метрополитена, как «Площадь революции», «Новослободская» (послевоенный проект), «Автозаводская» и «Кропоткинская».
Станция-первопроходец
Автором эскизов мозаик станции «Маяковской» стал не менее знаменитый советский художник Александр Дейнека. «Маяковская» является первой в мире станцией глубокого заложения (34 метра) колонного типа. Она трехсводная.
Уникальный элемент убранства
Ее украшают 35 прекрасных мозаик, расположенных в куполах, которые находятся в потолке центрального зала, между арками. Правда, чтобы рассмотреть их, надо хорошенько задрать голову. Это относится к недостаткам станции под названием «Маяковская». Можно добавить, что проектное название остановки изначально было иным — «Триумфальная площадь», и оформить ее предполагалось в манере итальянского Ренессанса. Но «Триумфальную площадь», под которой было намечено строительство этого объекта, переименовали в «Площадь Маяковского», станция получила то же название.
Упоминаемая чаще других
Какой же объект чаще других находится на первой строке перечня «Самая красивая станция метро в Москве»? «Киевская»! Открыта она была 14 марта 1954 года. Изначально она задумывалась как самая красивая. Н. С. Хрущеву, уже находящемуся у власти, таким образом хотелось увековечить свою родную республику. Был объявлен конкурс, и из 73 проектов выбрали работу украинских авторов.
Красивая и оригинальная
Продолжить перечень «Самые красивые станции метро Москвы», а иногда и возглавить его по праву может «Площадь революции» - остановка, находящаяся на Арбатско – Покровской линии, открытая в 1938 году, 13 марта. Соседствуют с ней «Курская» и «Арбатская». Она отличается от других претенденток на первые строки в рейтингах хотя бы тем, что славится не мозаичными панно, а скульптурами. 76 бронзовых фигур расположены в 18 арках над проходами к посадочным платформам. Арки опираются на пилоны (опорные столбы) станционного зала. Все скульптуры олицетворяют жителей СССР в различные временные периоды ее становления (от октябрьских событий 1917 года до момента установления их в 1937-м) и выполнены в ленинградской мастерской группой скульпторов, возглавляемых Матвеем Манизером. Если это и не самая красивая станция метро в Москве, то уж точно самая оригинальная и запоминающаяся.
Окруженная поверьями
Она любима москвичами. Существует много поверий, связанных с бронзовыми фигурами. Если потереть их в определенном месте, то «привалит» счастье – поэтому на многих скульптурах есть более светлые, натертые прикосновениями не одного поколения жителей столицы места. Например, студенты трут нос сторожевому псу, и начали его натирать практически с момента установления. Всего собак четыре, и у каждой мочка отполирована до блеска. Есть изображения петухов – их трут к прибавлению в зарплате.
Последняя работа признанного мастера
Последняя работа А. Н. Душкина — станция «Новослободская», открытая в 1952 году, — почти всегда входит в пятерку перечня под названием «Самые красивые станции метро Москвы». Фото, приведенное ниже, полностью подтверждает ее право на место в этом списке. Кроме того, ее единственный вестибюль, находящийся на одноименной улице, внешне напоминает собой античный храм, портик перед фасадом которого имеет 6 каннелированных (с вертикальными желобками) колонн. Не менее величественны и красивы аван- и эскалаторный залы. Конструкция этой станции – пилонная глубокого заложения. Ее «фишкой», или самым ярким элементом оформления, являются искусно подсвеченные 32 витража. Их изготовили латвийские художники из стекол, отливаемых для витражей костелов. Оригинальны и подвесные люстры. Нужно добавить, что о каждой из станций Московского метрополитена, особенно о тех, которые являются объектами культурного наследия, в широком доступе имеется подробнейшая, с инженерными выкладками, информация.
Еще одна «русская красавица»
В столице очень много замечательных станций, которые являются и яркими достопримечательностями Москвы, и одновременно объектами туристического паломничества. Так, по мнению многих, самая красивая станция московского метрополитена – «Арбатская», открытая в 1953 году. Она входит в крупнейший столичный пересадочный узел. Сооружена по специальному проекту: сечение пилонной, глубокого заложения станции имеет эллипсовидную форму, стиль внутреннего убранства относится к московскому барокко. «Арбатская» — очень длинная, вторая после «Воробьевых гор», и не имеет замкнутой перспективы. Благодаря подборке цветов, выглядит она очень празднично.
Самые яркие памятники сталинской эпохи
На звание «Самая красивая станция метро в Москве» могут претендовать также «Белорусская» и «Новокузнецкая», «Таганская» и «Театральная», «Кропоткинская» и «Проспект Мира», «Смоленская» и некоторые другие. Как отмечалось выше, любая из 44, признанных объектами культурного наследия, может входить в пятерку или семерку лучших остановок Московского метрополитена. А что же объекты, построенные после смерти Сталина? Эпоха «пролетарских дворцов» прекратилась со смертью вождя…
Новые объекты
Самая красивая станция Московского метро, построенная уже в XXI веке, — «Славянский бульвар». Она была открыта в 2008 году. Безусловно, второму в мире по загруженности (уступает только Токийскому) метрополитену, может быть, и не до красот. Но ведь строятся именно сейчас в мире станции необыкновенной красоты, например в Дубае.