Самая красивая станция метро, Москва. Список самых красивых станций метро Москвы

В 1935 году открылась первая ветка Московского метро «Сокольники» - «Парк культуры». Ее строительству посвящен любимый советскими людьми фильм «Добровольцы». Профессия метростроевца в то время была одной из самых уважаемых, да и престижных тоже.

Самых красивых несколько

В то время столица остро нуждалась в строительстве метрополитена, и вопрос о привлекательном внешнем виде станций не стоял на повестке дня. Самая красивая станция метро (Москва) была построена позже, когда страна-победитель демонстрировала всему миру не только преимущество в военной силе, но и в образе жизни, хотя и несколько довоенных объектов входят в десятку наикрасивейших.

Вообще весь метрополитен Москвы, 44 станции которого из 190 существующих признаны объектами культурного наследия, можно считать самым впечатляющим в мире. Списки лидирующих объектов не всегда совпадают. Так, один список «Самая красивая станция метро (Москва)» возглавляет «Киевская», другой - «Комсомольская», а где-то первой стоит «Арбатская». Чаще всего во всех рейтингах встречаются остановки «Комсомольская», «Киевская», «Площадь революции», «Маяковская» и «Новослободская». Хотя легко можно предположить, что если 44 станции являются объектами культурного наследия, то они же могут претендовать и на звание самых красивых. Хочется оговорить указание в скобках столицы – много одноименных станций есть и в других городах России и даже ближнего зарубежья.

Совершенство формы и содержания

«Подземные дворцы», которые радуют и восхищают абсолютно всех и будут служить людям долгие годы, строились в основном до середины 50-х годов, то есть до смерти Сталина. Чаще всего все-таки самой красивой называют станцию «Маяковскую», да и проект ее на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году был удостоен Гран-При.

Международных премий удостаивались и «Кропоткинская» (Гран-При на выставке 1951 года в Брюсселе), и «Красные ворота» (Гран-При в 1938 году в Париже), и это в те годы, когда ненависть к стране Советов зашкаливала. Значит, действительно эти проекты являли собой совершенство форм, и они заслуженно вошли в мировые учебники по архитектуре.

Утраченная красота

«Сталинское метро» - так называли красивейшие станции кольцевой линии с барельефами, статуями, огромным количеством мозаик и дворцовых люстр, так называется и книга, вышедшая в 2011 году, посвященная метрополитену. Книга нужная, потому что очень многое из первоначального великолепия этих объектов утрачено в результате реконструкции, усовершенствования и борьбы с культом личности Сталина, в результате которой крушилось все, что создавалось с не меньшей любовью и подобострастием.

«Пролетарские дворцы»

Поскольку чаще всего первую строчку в списках «Самая красивая станция метро» (Москва) занимает «Комсомольская» - кольцевая, - то и рассказать о ней стоит в первую очередь. Она действительно напоминает дворец, и как ее только из-за этого не называли: и «апофеозом сталинского ампира», и «последним храмом Щусева».

Из последней фразы понятно, что во главе группы архитекторов, разрабатывающих проект, стоял А. В. Щусев – автор здания Казанского вокзала, Мавзолея Ленина и многих других известных строений. Открытая в 1952 году, она находится между станциями «Курская» и «Проспект Мира». А в 1935 году была открыта станция метро «Комсомольская» на Сокольнической линии. Она знаменита тем, что сюда прибыл первый поезд, и тем, что здесь имеются два уникальных майоликовых панно, сделанных по эскизам Е. Лансере. В 1952 году она была соединена пересадкой с «Комсомольской»-кольцевой. Последнюю же украшают 8 великолепных панно, связанных одной темой – великими победами русского духа и оружия. Созданы они из ценных камней и смальты по эскизам П. Д. Корина.

Признанная мировой общественностью

Итак, продолжаем вспоминать самые красивые станции метро Москвы. Список может продолжить «Маяковская», открытая 11 сентября 1938 года. Расположена она между остановками «Белорусская» (находящаяся севернее) и «Тверская» (южнее) на Замоскворецкой линии. Находится под центром столицы, в Тверском районе. Автор проекта станции, названной в честь В. В. Маяковского, — член-корреспондент Академии архитектуры СССР, трижды лауреат Сталинских премий Алексей Николаевич Душкин. Он же — автор проектов таких объектов метрополитена, как «Площадь революции», «Новослободская» (послевоенный проект), «Автозаводская» и «Кропоткинская».

Станция-первопроходец

Автором эскизов мозаик станции «Маяковской» стал не менее знаменитый советский художник Александр Дейнека. «Маяковская» является первой в мире станцией глубокого заложения (34 метра) колонного типа. Она трехсводная.

Что это значит? А то, что самая красивая станция метро (Москва может похвалиться многими впечатляющими и радующими взор архитектурными объектами подобного типа, но этот – действительно особенный) состоит из трех залов – центрального и двух боковых. Каждые два находящиеся рядом помещения разомкнутыми кольцами обделок своих сводов опираются на общие для них колонны. Отсюда название конструкции – трехсводчатая колонная. Продольная аркада придает объекту величавость.

Уникальный элемент убранства

Ее украшают 35 прекрасных мозаик, расположенных в куполах, которые находятся в потолке центрального зала, между арками. Правда, чтобы рассмотреть их, надо хорошенько задрать голову. Это относится к недостаткам станции под названием «Маяковская». Можно добавить, что проектное название остановки изначально было иным — «Триумфальная площадь», и оформить ее предполагалось в манере итальянского Ренессанса. Но «Триумфальную площадь», под которой было намечено строительство этого объекта, переименовали в «Площадь Маяковского», станция получила то же название.

Упоминаемая чаще других

Какой же объект чаще других находится на первой строке перечня «Самая красивая станция метро в Москве»? «Киевская»! Открыта она была 14 марта 1954 года. Изначально она задумывалась как самая красивая. Н. С. Хрущеву, уже находящемуся у власти, таким образом хотелось увековечить свою родную республику. Был объявлен конкурс, и из 73 проектов выбрали работу украинских авторов.

Ввод объекта приурочивался к 300-летию воссоединения Украины с Россией. Станция замкнула кольцевую линию. Она тоже глубокого заложения, но пилонная (несущей конструкцией являются пилоны). 18 панно из смальты украшают этот шедевр архитектурного искусства.

Красивая и оригинальная

Продолжить перечень «Самые красивые станции метро Москвы», а иногда и возглавить его по праву может «Площадь революции» - остановка, находящаяся на Арбатско – Покровской линии, открытая в 1938 году, 13 марта. Соседствуют с ней «Курская» и «Арбатская». Она отличается от других претенденток на первые строки в рейтингах хотя бы тем, что славится не мозаичными панно, а скульптурами. 76 бронзовых фигур расположены в 18 арках над проходами к посадочным платформам. Арки опираются на пилоны (опорные столбы) станционного зала. Все скульптуры олицетворяют жителей СССР в различные временные периоды ее становления (от октябрьских событий 1917 года до момента установления их в 1937-м) и выполнены в ленинградской мастерской группой скульпторов, возглавляемых Матвеем Манизером. Если это и не самая красивая станция метро в Москве, то уж точно самая оригинальная и запоминающаяся.

Окруженная поверьями

Она любима москвичами. Существует много поверий, связанных с бронзовыми фигурами. Если потереть их в определенном месте, то «привалит» счастье – поэтому на многих скульптурах есть более светлые, натертые прикосновениями не одного поколения жителей столицы места. Например, студенты трут нос сторожевому псу, и начали его натирать практически с момента установления. Всего собак четыре, и у каждой мочка отполирована до блеска. Есть изображения петухов – их трут к прибавлению в зарплате.

Одним словом, станция для москвичей родная, и они ее очень любят. А бронзовые фигуры во время войны были отправлены в эвакуацию в Казахстан. Конструкция «Площади революции» является пилонной трехсводчатой, глубокого заложения. Она имеет переход на станцию «Театральная», и у них общий вестибюль.

Последняя работа признанного мастера

Последняя работа А. Н. Душкина — станция «Новослободская», открытая в 1952 году, — почти всегда входит в пятерку перечня под названием «Самые красивые станции метро Москвы». Фото, приведенное ниже, полностью подтверждает ее право на место в этом списке. Кроме того, ее единственный вестибюль, находящийся на одноименной улице, внешне напоминает собой античный храм, портик перед фасадом которого имеет 6 каннелированных (с вертикальными желобками) колонн. Не менее величественны и красивы аван- и эскалаторный залы. Конструкция этой станции – пилонная глубокого заложения. Ее «фишкой», или самым ярким элементом оформления, являются искусно подсвеченные 32 витража. Их изготовили латвийские художники из стекол, отливаемых для витражей костелов. Оригинальны и подвесные люстры. Нужно добавить, что о каждой из станций Московского метрополитена, особенно о тех, которые являются объектами культурного наследия, в широком доступе имеется подробнейшая, с инженерными выкладками, информация.

Еще одна «русская красавица»

В столице очень много замечательных станций, которые являются и яркими достопримечательностями Москвы, и одновременно объектами туристического паломничества. Так, по мнению многих, самая красивая станция московского метрополитена – «Арбатская», открытая в 1953 году. Она входит в крупнейший столичный пересадочный узел. Сооружена по специальному проекту: сечение пилонной, глубокого заложения станции имеет эллипсовидную форму, стиль внутреннего убранства относится к московскому барокко. «Арбатская» — очень длинная, вторая после «Воробьевых гор», и не имеет замкнутой перспективы. Благодаря подборке цветов, выглядит она очень празднично.

Самые яркие памятники сталинской эпохи

На звание «Самая красивая станция метро в Москве» могут претендовать также «Белорусская» и «Новокузнецкая», «Таганская» и «Театральная», «Кропоткинская» и «Проспект Мира», «Смоленская» и некоторые другие. Как отмечалось выше, любая из 44, признанных объектами культурного наследия, может входить в пятерку или семерку лучших остановок Московского метрополитена. А что же объекты, построенные после смерти Сталина? Эпоха «пролетарских дворцов» прекратилась со смертью вождя…

Новые объекты

Самая красивая станция Московского метро, построенная уже в XXI веке, — «Славянский бульвар». Она была открыта в 2008 году. Безусловно, второму в мире по загруженности (уступает только Токийскому) метрополитену, может быть, и не до красот. Но ведь строятся именно сейчас в мире станции необыкновенной красоты, например в Дубае.

Хочется верить, что Московский метрополитен, недавно отметивший свое 80-летие и переживающий сейчас строительный бум, «обрастет» современными, удобными, отвечающими всем требованиям сегодняшнего дня, но вместе с тем и красивыми станциями.

Комментарии