Иван Пырьев: биография, личная жизнь, фильмография, фото

Иван Пырьев – знаменитый советский режиссер, подаривший народу много душевных фильмов. Их смотрят и сейчас. Смотрят и восхищаются. Его талант неподвластен времени.

Многие помнят и знают, кем был Иван Пырьев. Биография, личная жизнь этого великого деятеля советского кинематографа до сих пор являются предметом обсуждения кинокритиков, историков и просто любителей советских фильмов.

Детство

Рожден 4.11.1901 года. Место рождения: село Камень-на-Оби (Алтайский край). Как и все крестьяне того времени, его родители целыми днями пропадали на полях. Кроме того, стараясь обеспечить семью дополнительными средствами, мать и отец маленького Вани занимались погрузкой хлеба на огромные баржи. В 1904 году отца не стало – его убили в драке. После этого мать отправилась на заработки, а Ивана оставила на попечении у своего отца Осипа Комогорова. Так и прожил он в большой дружной старообрядческой семье деда до 10 лет. Когда Ваня закончил третий класс, за ним приехала мать. Она увезла его в Мариинск, где сожительствовала с татарином Ишмухаметом Амировым. Он занимался торговлей фруктами на рынке, был человеком агрессивным и вспыльчивым, а когда выпивал, бросался в драку. Мать и сын терпели выходки Амирова до поры до времени. Но однажды повзрослевший Ваня не выдержал. Во время очередного пьяного дебоша отчима он схватил топор и бросился на Амирова. А тот оказался тем еще трусом и подлецом: он с позором убежал и укрылся в полицейском участке. После этого Ивану ничего не оставалось, он пошел «в люди».

Юность

В 1915 году Иван Пырьев вместе с одним из воинских эшелонов отправился на фронт. Воевал в 32-м Сибирском полку, был два раза ранен. За боевые заслуги получил в награду Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней.

В мае 1918 года он тяжело заболел тифом. Но молодой сильный организм быстро справился с недугом. И сразу после выздоровления он записался в ряды Красной армии и в партию Большевиков. Его стремление добиться успеха позволило ему из рядового красноармейца дослужиться сначала до политрука, а затем до агитатора. Именно тогда Пырьев начал учебу в театральной студии Губпрофсовета. Там произошла его судьбоносная встреча с Григорием Александровым, который во многом повлиял на профессиональную судьбу Пырьева.

Иван активно принимал участие в организации Уральского Пролеткульта. В городе Екатеринбурге он, взяв сценический псевдоним Алтайский, некоторое время был членом профессиональной драматической труппы. А летом 1921 года в Екатеринбурге гастролировала Третья студия МХАТ. Григорий Александров и Иван Пырьев были настолько восхищены и поражены их деятельностью, что вскоре решили отправиться в Москву.

Покорение Москвы

В столице первыми работами в качестве актера стали роли в спектакле Сергея Эйзенштейна «Мексиканец». А в кино он впервые появился в роли клоуна в короткометражке «Дневник Глумова». Затем Пырьев работал у Всеволода Мейерхольда. Многим запомнился его зеленый парик, когда он играл роль Буланова в «Лесе». Попутно будущий режиссер Иван Пырьев осуществляет руководство несколькими самодеятельными кружками, в которых он ставил агитки и оратории на актуальные, злободневные темы того времени.

В 1923 году он с успехом закончил ГЭКТЭМАС как студент актерского отделения. А на режиссерском он учился еще какое-то время. Наконец он попал в мир кинематографа, в который так стремился. Сначала Пырьев работал помощником режиссера. Профессионализм и талант проявились практически сразу и о нем заговорили, как о «короле ассистентов». В кулуарах павильонов шептались, что, имея Пырьева в ассистентах, даже самый слабый режиссер добивался успеха.

Первые фильмы

Конечно, он стремился к тому, чтобы снимать самостоятельно. Благодаря одной счастливой для молодого человека случайности, советский кинематограф узнал, кто такой Иван Пырьев. Фильмография его началась с сатирической комедии «Посторонняя женщина». Сценарий этой ленты, написанный Н. Эрдманом и А. Мариенгофом, был рассчитан на летнюю натуру. А лето 1928 года выдалось дождливым, съемки постоянно откладывались. Иван Александрович за короткие три недели переделал сценарий и отснял фильм. Так на экранах появилась его первая картина.

Первый блин оказался «не комом». Однако потом последовал ряд неудач. Вторая сатирическая комедия «Государственный чиновник», снятая в 1931 году, была подвергнута жесткой критике. Как следствие, ее пришлось переделывать, в результате чего как-то размылась идея фильма, и успех обошел эту картину стороной.

В опале

И в следующей ленте «Деревня последняя» была затронута политическая и общественная ситуация того времени, а в частности возникновение колхозов и борьба с кулачеством. На верхах посчитали, что «интересы картины противоречат интересам государства», и Иван Пырьев (фото см. ниже) был отстранен от постановки.

В 1933 году И.А. Пырьев заканчивает работу над драмой, рассказывающей о жизни трех немецких девушек, под названием «Конвейер смерти». В главных ролях были задействованы актрисы Ада Войцик, Тамара Макарова и Вероника Полонская, которые прекрасно справились с созданием образов молодых работниц. Именно в ходе работы над этим фильмом между Адой Войцик и Иваном Пырьевым возникли близкие отношения. Позже они поженились, родился сын Эрик.

В поисках себя

После перерыва длиной в несколько лет режиссер занялся воспроизведением на киноэкране работы сценариста Катерины Виноградской, которая имела рабочее название «Анка». Под руководством И.А. Пырьева актеры (главную роль исполняла Ада Войцик) прекрасно передали истинный драматизм истории. Руководство страны по достоинству оценило картину. Окончательное название этого фильма «Партийный билет».

Однако большого успеха у зрителя фильм не имел. Было его и недостаточно, чтобы укрепить положение Ивана Александровича на «Мосфильме». Творческий кризис, не совсем успешные совместные работы привели к разладу в отношениях с женой. Пырьев, еще и поссорившись с представителями дирекции, уехал в Киев, где стал работать над экранизацией сценария кинодраматурга Евгения Помещикова. Реакция зрителей от просмотра музыкальной комедии «Богатая невеста» (1939) была восторженной. Стремительный ритм, красота, задор и добрая веселость пронизывали каждый эпизод картины, а музыка Исаака Дунаевского, написанная специально к этому фильму, делала историю еще более проникновенной, веселой и реалистичной. Главную роль в фильме исполнила Марина Ладынина, которая впоследствии стала второй женой Ивана Пырьева.

Марина Ладынина: жена и муза

Следующая комедия «Трактористы» по сюжету немного повторяла предыдущую. Однако здесь главная героиня, которую вновь воплотила на экране М. Ладынина, была более волевой и энергичной. И снова успех, сделавший Пырьева и Ладынину одними из самых популярных деятелей культуры того времени.

Следует отметить, что влюбившись в Марину Ладынину, Иван Александрович оставил свою первую жену Аду Войцик, но любовь к сыну Эрику не давала ему уйти окончательно. Потом он несколько раз возвращался к первой супруге. Но новая любовь все же одержала верх. Ладынина была для Пырьева настоящей музой. Она исполнила главные роли в девяти его лентах, большинство из которых имели оглушительный успех у зрителей. Ада Войцик очень страдала. Поговаривали, что она даже хотела покончить с собой. Но потом время притупило боль и обиду. Она смирилась.

Иван Пырьев разработал своеобразную поэтику бесконфликтной лирической комедии, которая воспевала труд и жизнь на благо Родины. Ее он успешно воплотил в «Богатой невесте» и «Трактористах». Именно такая интерпретация комедийного жанра стала своеобразным эталоном советской комедии середины XX века.

Военные годы

Съемки одной из лучших комедий советского кинематографа «Свинарка и пастух» стартовали в феврале 1941 года, а в июне началась война. Многие участники съемочной группы, в том числе и сам Иван Александрович, подали заявление на фронт. Однако руководство страны приказало закончить работу над фильмом. С Ладыниной в главной роли, картина имела оглушительный успех, став одним из символов силы духа и веры в лучшее в те тяжелые для русского народа военные годы.

Еще один фильм, работа над которым велась в годы ВОВ, – это «Секретарь райкома» (1942). В ней рассказывается о деятельности партизан. Главный герой, командир партизан Кочет (в исполнении актера Ванина), своими бесстрашными героическими поступками вдохновлял многих на вступление в «народные отряды мстителей».

Война искалечила души миллионов советских граждан. Чтобы поднять дух народа, И.А. Пырьев снимает фильм «В шесть часов вечера после войны». К счастью творческие предсказания режиссера о приближении победы были пророческими.

Тогда в кинематографе еще не использовали термин «мюзикл». Но именно в этом жанре был снят и «В шесть часов вечера после войны», и следующая работа Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948). И в том и в другом фильме в главной роли вновь задействована вторая супруга Ивана Александровича Марина Ладынина. Вскоре они оба были удостоены званий Народных артистов СССР.

Последняя любовь

Далее последовала еще одна лента «Кубанские казаки», ставшая культовой. Эта лирическая комедия, в которой М. Ладынина сыграла одну из лучших своих ролей, и сейчас пользуется большой популярностью у любителей кино.

Это была одна из их последних совместных работ. Иван Пырьев, личная жизнь которого и до этого времени была предметом обсуждения во всех кулуарах, снова поразил всех своей любвеобильностью.

Начав работу над фильмом «Испытание верности», ни Пырьев, ни Ладынина не могли предположить, что сюжет картины станет для них пророческим. Марина Алексеевна играла женщину, от которой уходит муж. Именно в это время Иван Александрович знакомится с молодой актрисой Людмилой Марченко.

Он, будучи зрелым мужчиной, без памяти влюбляется в юную красавицу, засыпает ее подарками и новыми ролями. Однако Людмила, которой он годился в отцы или даже деды, не отвечала на притязания Пырьева ни «да», ни «нет», боясь категорическим отказом вызвать гнев высокопоставленного начальника. Тогда он возвращается в семью, потом снова уходит. И так продолжалось несколько лет, пока Марина Алексеевна Ладынина не подала на развод. Реакция Пырьева, который на тот момент понял, что Марченко не собирается связывать с ним свою жизнь, была крайне агрессивной. Он угрожал, что Ладынина лишится работы: он сделает так, что ни один режиссер не пригласит ее. Однако она, обладая твердым характером, все же расторгла брак. А Иван Пырьев, биография, личная жизнь которого стали обсуждаться в партийных верхах, выполнил свои угрозы, и о Ладыниной почти забыли. Его позвали на ковер, дабы он прекратил преследование актрисы Людмилы Марченко, однако тот заявил, что она стала его последней любовью и без Люнечки (так он называл Людмилу), он просто не сможет работать. Именно тогда, Марченко выходит замуж, чем вызывает неуправляемый гнев Пырьева. С ней он поступает так же, как с Ладыниной, в приказном порядке запрещает режиссерам приглашать ее сниматься и чинит препятствия в театральной работе.

Иван Пырьев и Лионелла Пырьева: личная жизнь и творчество в 50х -60х годах

Уйдя с головой в работу, он с успехом снимает экранизацию романа Достоевского «Идиот». Однако следующая его работа по роману того же Достоевского «Белые ночи» потерпела неудачу.

В течение последнего творческого периода он в основном занимался общественной деятельностью. Пырьев был избран в депутаты в Верховного Совета СССР, позже работал на должности заместителя председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР. Также был художественным руководителем «Мосфильма» и даже его директором.

Позже он женился на актрисе, которая стала его последней супругой. Это Лионелла Скирда. Иван Пырьев и его женщины были особой темой в разговорах столичной богемы. Лионелла была младше мужа на 37 лет. К тому же, как утверждали приближенные к Пырьеву люди, он так и не разлюбил отвергнувшую его Людмилу Марченко. Режиссер находился в состоянии депрессии, чем и воспользовалась юная Лионелла.

Последний день жизни

Когда Союз кинематографистов, организованный Пырьевым, получил признание, он уступил руководящее кресло другому человеку, а сам приступил к воплощению давней мечты: экранизации «Братьев Карамазовых». Первая серия была отснята. Всего планировалось три части. Он, как всегда, трудился с полной самоотдачей. 7 февраля 1968 года он вернулся домой, как обычно, поздно и уставшим. Лег спать и больше не проснулся.

Да, он был противоречивой личностью. Но его вклад в историю советского кинематографа неоценим. Он создал картины, от которых веет счастьем и нежностью. Неукротимый, непреклонный, неугомонный, таким был Иван Пырьев, биография которого доказывает его отношение к миру, к любви. Он хотел взять от жизни все и каждый день проживал как последний.

Комментарии
1
Подлый, злобный, закомплексованный,старый похотливый козёл. Вся его гениальность меркнет, когда вспоминаешь несравненную и глубоко несчастную Екатерину Савинову. Он сломал её жизнь, и в её гибели виноват он и только он!
Не нашлось ни одного нормального мужика который бы придавил эту гниду.
-1
А ещё он отравил жизнь великолепной актрисе Екатерине Савиновой. Великолепная, мстительная сволочь...
Может режиссер и хороший, но как человек - дерьмо!!! Похотливый и мстительный.
Если возможны в кинематографе гениальные режиссеры, то И. А. Пырьев и есть гениальный режиссер. С какой интуицией он подбирал актеров всех амплуа, а от этого и зависит достоверность представления. Какое чутье в оформлении всех сцен и мизансцен! И натурные съемки, и какие операторы работали в съемочных группах! И монтаж фильма -все на высшем уровне. Вот после большого перерыва снова посмотрел фильм "Братья Карамазовы". Содержательный роман российского классика Ф. М. Достоевского и убедительное
А человек то какой? Достаточно одного грязного поступка и не нужны громадные заслуги. Равняться на такого? А может таким "великим" все спишется?????????