Космонавт Алексей Леонов: биография (фото)
В нашей стране и во всём мире хорошо известно имя космонавта Леонова. Алексей Леонов первый в открытом космосе произвёл видеосъёмку, покинув космический корабль. В нашей статье мы расскажем, как это было и почему ему присвоили звание Героя Советского Союза за выполнение такого вроде бы нехитрого задания. Также расскажем, почему для этой миссии Сергей Королёв выбрал именно его. Биография Алексея Леонова – это судьба обычного советского человека из самой простой семьи.
Детские годы
Родился Алексей Леонов в 1934 году в сибирском селе Листвянка, что расположено в Кемеровской области. Многодетная семья, в которой он был восьмым ребёнком, занималась крестьянским трудом. Отец, электрослесарь-железнодорожник из Донбасса, после окончания гражданской войны перебрался в Сибирь к своему отцу, деду будущего космонавта, и стал работать зоотехником. Мать обосновалась в этих местах раньше. Дед Алексея Леонова был сослан в эти места за участие в революционных событиях 1905 года.
Отец будущего космонавта, Архип Леонов, умный человек и большой труженик, снискал уважение среди односельчан и был избран ими председателем сельского совета. Волна репрессий не обошла и эту семью. Отца в 1936 году репрессировали, однако в 1939-м восстановили в правах и полностью оправдали.
О родительской семье и детстве Алексея известно мало. Будем надеяться, что он оставит после себя подробную книгу воспоминаний.
В 1938 г. мать Алексея переехала в Кемерово. Там же, когда подрос, он и пошёл в школу. Первокласснику было девять лет.
В 1948 году семья перебралась на постоянное место жительства в новую, западную область Советского Союза. Калининград стал родным городом для Алексея Архиповича. Там и сегодня живут его родственники. В одном из скверов в центральной части города установлен монумент в честь покорителей космоса. От него берёт начало улица, носящая имя космонавта Леонова.
Профессия – лётчик-истребитель
Интерес к лётному делу у Алексея Леонова возник не случайно. Его старший брат, Пётр Архипович, был слесарем-инструментальщиком, отличным специалистом своего дела. Он охотно делился с Алёшей своими знаниями.
Кроме техники Алексей Архипович увлекался спортом. Он занимался фехтованием, велоспортом, метанием копья и лёгкой атлетикой. Имеет разряды. Его интерес к живописи развился в большой талант.
Калининградцы, лично знакомые с Алексеем Архиповичем, вспоминают, что он был отличным парнем – компанейским, спортивным, весёлым и добрым.
Первое лётное образование Алексей Леонов получил в Кременчуге, в лётной школе. Потом учился в Чугуевском высшем училище лётчиков-истребителей, после окончания которого, в конце пятидесятых, летал на боевых самолётах.
Первый отряд космонавтов
Сергей Королёв очень тщательно выбирал кандидатов для полётов в космос. В послужном списке Алексея Леонова помимо отличной характеристики с места службы и превосходной спортивной подготовки была ещё и посадка самолёта-истребителя МИГ-15бис в экстремальных условиях с заглохшим двигателем. В начале шестидесятых он был принят в первый, гагаринский, отряд космонавтов, состоявший из двадцати человек.
К выходу в открытый космос Алексей Леонов был подготовлен отлично. Кроме него в отряд космонавтов входили и другие, не менее достойные кандидаты. Это и Валерий Быковский, и Павел Попович, и Виктор Горбатко, и Владимир Комаров, и Иван Аникеев, и др. Всего 20 человек. Технически каждый из них мог справиться с любой смоделированной ситуацией. С. П. Королёв остановил выбор на Алексее Архиповиче как на человеке, который сможет наиболее точно описать впечатление от космического пространства. И не ошибся.
Несмотря на то, что подготовка к выходу в открытый космос многократно и детально прорабатывалась на земле, всё предусмотреть оказалось невозможным.
Тренировки проходили в специальных камерах, где имитировалась невесомость. В соответствии с показателями индивидуальной анатомии, а также с учётом давления воздуха внутри скафандра и предполагаемых внешних условий скафандры конструировались отдельно под каждого космонавта.
Точно смоделировать все условия непривычной для жителей Земли среды в лабораторных условиях не представлялось возможным. По этой причине первые космонавты подвергались огромному риску.
Правда о полёте – табу для граждан СССР
Выход Леонова в открытый космос можно увидеть в документальном фильме, в который входят фрагменты, снятые им на камеру. Очень впечатляюще выглядит картина, написанная им самим. Это точное изображение корабля, а рядом, в скафандре, Алексей Леонов. Фотография картины представлена в этой статье. Надо сказать, что в советское время увидеть это полотно могли только избранные. Малые размеры корабля по сравнению с двумя его пассажирами выглядят не просто впечатляюще. Они заставляют взглянуть на первопроходцев космоса как на людей огромной смелости.
Подробности этого события в советское время были засекречены. Население страны не должно было знать о просчётах или ошибках отечественной науки и несовершенстве техники.
На картине, где изображён Алексей Леонов, первый в космосе человек, находящийся в свободном полёте, ясно видно: размеры корабля настолько малы, что в нём с трудом могут уместиться два человека. Свободного пространства нет. Да оно, исходя из поставленных перед космонавтами задач и времени, которое они находились в полёте, было и не нужно.
Первый полёт, фотосъёмка
В 1965 году советский космический корабль «Восход-2» совершил полёт вокруг Земли. Основной целью была проверка возможностей человека и созданных на земле приборов выполнять работы в условиях безвоздушного пространства. Экипаж корабля – Павел Беляев и Алексей Леонов.
Три года предполётной подготовки и всего 1 сутки, 2 часа, 2 минуты и 17 секунд полёта, а время в открытом космосе – 23 минуты и 41 секунда. Выход в космос Алексея Леонова сопровождался отдалением от корабля на 5,35 метра. Длилось это 12 минут и 9 секунд. Космонавт был соединён с кораблём тросом, оснащённым крючками и петлями. Перестёгивание крючков помогало приближаться или отдаляться от космического аппарата на нужное расстояние.
Главная задача, которую должен был выполнить Алексей Леонов в космосе, – это фотосъёмка на видеокамеру и на микрофотоаппарат. Видео получилось отлично настолько, насколько это было возможно при тогдашнем уровне техники. А вот сделать фотографии с микрофотоаппарата, размещённого в крохотном, величиной с пуговицу, отверстии скафандра, не удалось. Из-за деформации костюма космонавт не смог взять в руки тросик, выполнявший функцию кнопки фотоаппарата, а пневматическая груша, которая была надета на его конец, оторвалась во время выхода из шлюза. Она зацепилась за крышку люка.
Неожиданность со скафандром
Скафандр Алексея оказался не вполне совершенным. Его испытывали при максимально возможной разнице внешнего и внутреннего давлений, которую можно сымитировать на Земле. Она оказалась слишком далека от того, что имеет место в условиях космоса. Давление внутри скафандра – 600 мм рт. столба, снаружи – 9 мм. В результате он раздулся. Не выдержали рёбра жёсткости и ремни. Ноги и руки перестали доставать до конца рукавов и штанин. Костюм стал неуправляемой капсулой, в которой заключён беспомощный человек. Павел Беляев, командир корабля, видел, что происходит с костюмом Леонова, но помочь ничем не мог. Алексей Архипович прикинул, что уже около часа он дышит чистым кислородом и азот, который присутствует в дыхательной смеси на корабле, к этому времени должен бы вымыться из крови. Он принял решение стравить давление внутри скафандра. Это запрещено инструкцией, но другого выхода он не видел. Если бы азот оставался в крови, он бы закипел, а это означало смерть. Азота не было, и Алексей Архипович, цепляя и отстёгивая крючки троса, добрался до люка.
Акробатика в шлюзовом отсеке
Размер люка шлюзового отсека был меньше, чем требовалось для габаритов космонавта, ширина плеч которого в космическом обмундировании – 68 см. Так как люк открывается внутрь, а диаметр шлюза – 1 м, то развернуться в нём нельзя. Чтобы Алексей Архипович уместился в него и герметично задраил люки, нужно было либо уменьшить размер крышки люка, либо сократить ложемент. Просто увеличить размер корабля не представлялось возможным. За сохранение внутреннего размера шлюза был сам Алексей Леонов. Выход в космос и возвращение на корабль, наиболее рациональная последовательность действий тщательно выверялись и многократно отрабатывались на тренажёрах. Но учёба учёбой, а реальность не поскупилась на сюрпризы.
Космонавт вошёл в люк не ногами, как предлагалось более эргономичным, а головой. Чтобы задраить люк, требовалось развернуть туловище на 180 градусов. Задача с учётом размера космонавта и тесноты шлюза архитрудная. Алексей Архипович вспоминал впоследствии, что частота пульса у него к концу этой акробатики была 200 ударов в минуту, а пот заливал глаза сплошным потоком. Теперь следовало отделить шлюз, и можно возвращаться домой, на Землю. Но оказалось, что успокаиваться рано.
После отделения шлюзового отсека корабль начал вращаться вокруг своей оси, а давление внутри стало расти. Космонавты могли только смотреть на приборы. Остановить процесс было невозможно. Они максимально снизили температуру и влажность на борту. Давление продолжало расти. Малейшая искра - и их вместе с кораблём разорвало бы на молекулы. В какой-то момент Алексей Леонов и Павел Беляев отключились – то ли потеряли сознание, то ли уснули. Впоследствии, при считывании приборных диаграмм, выяснилось, что давление внутри корабля вместо положенных 160 атмосфер добралось до отметки в 920 мм ртутного столба, после чего стало самопроизвольно снижаться.
Дело в том, что корабль, около часа находившийся в статичном положении, деформировался. Одну его сторону до +150 градусов по Цельсию нагрело Солнце, а другая, находившаяся в тени, остыла до –140 градусов. В результате корабль оказался закрыт негерметично. Автоматика сработала на режим компенсирования утечки кислорода. В конце концов давление стало настолько высоким, что изнутри придавило крышку люка. Герметизация восстановилась, и приборы получили соответствующий сигнал на стравливание лишнего давления. Струя воздуха с наружной стороны корабля придала ему вращательное движение.
Остановить вращение было, как говорится, делом техники, то есть несложно. Впереди стояла ещё одна задача – приземление.
Внештатная посадка
Считается, что взлёт и посадка – наиболее сложные процессы при управлении космическим кораблём. «Восход-2» садился в режиме ручного управления. Вместо запланированной точки под Кустанаем он погрузился в полутораметровый снег глухой уральской тайги, в 200 км от Перми. История вызволения космонавтов из таёжного плена заслуживает отдельной главы. Алексей Леонов и Павел Беляев провели две ночи, кутаясь в обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра, а Алексей Архипович делал физические упражнения, подтягиваясь на стропах парашюта, зацепившегося за вершины сосен. Продуктовый запас у них был – лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишнёвым соком.
После того как космонавтов нашли, а это произошло через четыре часа после приземления (этому помог ярко-оранжевый купол километрового парашюта, полёт которого видели жители ближайших населённых пунктов), им сбросили тёплую одежду и еду, но добраться до лётчиков спасатели не смогли. Для эвакуации нужно было организовать место для посадки вертолёта. Прибыла бригада лесорубов с бензопилами и расчистила поляну.
Кумир и вера
Алексей Леонов вспоминает, что Сергей Павлович Королёв, конструктор советских космических кораблей, создатель космической отрасли в науке и промышленности, циник, пессимист и скептик, воспринимавший жизнь настоящую и будущую только в мрачных тонах, был для космонавтов больше чем отцом. Он был их богом.
Надо сказать, что советские космические аппараты с точки зрения надёжности и безопасности значительно превосходили корабли конкурентов – США. С начала освоения космоса во время тренировок и полётов наша страна потеряла пятерых космонавтов, в то время как американцы похоронили 17 астронавтов. Причина наших трагедий – так называемый человеческий фактор. Техника не подвела ни разу.
Валентин Бондаренко погиб во время испытаний на психологическую устойчивость в условиях одиночного существования. Это произошло в Институте авиационной и космической медицины в результате пожара в барокамере. Владимир Комаров погиб при посадке – не раскрылся парашют. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли от разгерметизации корабля во время посадки.
Несостоявшийся полёт
Второй полет Алексея Леонова должен был состояться в июне 1961 года. Экипаж состоял из троих космонавтов – Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Незадолго до намеченного дня старта медицинская комиссия обнаружила у Валерия небольшое затемнение в лёгких. Было решено послать дублирующий экипаж. Для первых это было трагедией: Пётр так никогда и не слетал в космос, а для дублёров – счастливый случай. Программа полёта была выполнена блестяще. Во время вхождения в атмосферу произошла беда. Космонавты по ошибке открыли клапан герметизации.
Корабль совершил мягкую посадку в запланированном районе, но людей спасти не удалось. Это были Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский.
Второй полёт
Алексей Леонов в космосе был дважды. Первый полёт состоялся в марте 1965 года. В открытый космос Алексей Леонов выходил один раз. Его оценка – в космосе можно жить и работать.
Второй раз он побывал там в июле 1976 года. Работа на орбите продолжалась в течение 5 суток, 22 часов, 30 минут и 51 секунды. Это был международный проект. Цель – стыковка модулей и научные эксперименты. В космос полетели советский «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американский «Аполлон» с тремя астронавтами – Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом.
Талант живописца
Благодаря художественному таланту космонавта всё человечество смогло узнать, как выглядит мир за пределами земной атмосферы, ведь в то время снимки в космосе получались лишь в чёрно-белом цвете. До сих пор космическая фотосъёмка представляет собой определённые сложности. Это связано с иными, нежели на Земле, требованиями к разрешению оптики, своеобразным распространением световых лучей, другим преломлением.
Уникальность художника Алексея Леонова в том, что он на своих полотнах с инженерной точностью воспроизвёл технические особенности космической техники и костюма космонавта. А острый взгляд живописца определил, какие оттенки спектра присутствуют в космических пейзажах.
Алексей Архипович участвовал в создании почтовых марок на тему космоса. На каждой из них – настоящее и будущее космонавтики. Их очень интересно рассматривать. Взгляните на фото. Алексея Леонова можно причислить к реалистам, способным предвидеть будущее, ведь того, что он изобразил, в те годы ещё не было.
Жизнь на Земле
Алексей Архипович два раза летал в космос. Он награждён двумя звёздами Героя Советского Союза, орденами Ленина и Красной Звезды, медалями нашей страны и зарубежья, является почётным гражданином тридцати российских и зарубежных городов.
Один из лунных кратеров носит его имя, а также планета созвездия Весы.
Алексей Леонов, генерал-майор авиации запаса, всю свою жизнь посвятил космосу. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, в том числе адъюнктуру. Алексей Архипович долгое время занимался подготовкой космонавтов и разработкой космического оборудования. Ему принадлежат исследования в области восприятия зрением цветовых и световых характеристик после полёта в космос, восприятия пространства и времени в условиях космоса, психологических проблем межпланетного полёта, а также другие научные и экспериментальные работы.
Он женат, имеет дочь и двух внуков.
Начало третьего тысячелетия
В настоящее время космонавт Леонов Алексей Архипович живёт в Москве. В прошлом, 2014, году президент Российской Федерации Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Так был отмечен восьмидесятилетний юбилей космонавта, который всю жизнь много и плодотворно работал для блага своей Родины. Он навсегда останется в нашей памяти как человек, внёсший огромный вклад в освоение космоса и в науку, и как художник, показавший людям мир за пределами земной атмосферы. Личность, на примере которой можно и нужно воспитывать подрастающее поколение, – это, безусловно, Алексей Леонов. Биография его невероятно интересна. О его космической эпопее можно прочитать в книге А. С. Елисеева «Жизнь – капля в море». О нём также снято несколько документальных фильмов.