Александр Алексеев: жизнь и творчество художника
Александр Алексеев (1901–1982) – книжный иллюстратор, художник-график, автор анимационных фильмов. Будучи русским по происхождению, он почти всю жизнь провел за пределами страны, но душой всегда оставался верным своим корням и родине.
Без сомнения, талант Александра способен преодолеть любые границы времени и пространства. Его новаторский подход к графике и анимации восхищал его современников – Сальвадора Дали и Орсона Уэллса. Однако в 21 веке оригинальность его мышления и мастерство по-прежнему служат примером для одаренных молодых людей.
Детство и юношеские годы скитаний
Первые годы своей жизни Александр Алексеев провел в солнечном Константинополе, где его отец в то время служил военным атташе. Семья маленького Саши переехала в Санкт-Петербург после внезапного исчезновения отца во время командировки в Германию. Обучаясь в кадетском корпусе (1912–1917), мальчик увлекся рисованием.
Когда началась революция, Александр перебрался в Уфу к родственникам, а через два года сбежал во Владивосток. В 1920 году будущий художник нанялся матросом на корабль, уходивший из порта, и покинул родную страну. Путь Алексеева во Францию, где он поселился в 1921 году, был тернист и извилист – через Китай, Индию, Японию, Египет и Англию.
Французская жизнь
В Париже Александр Алексеев (фото выше) продолжил обучаться живописи в студии С. Судейкина. В 1922 году он начал работать декоратором в местных театрах, что способствовало развитию его увлечения графикой и гравюрой. В 1923 году Алексеев женился на театральной актрисе Александре Гриневской и стал отцом.
Начиная с 1925 года Александр пробует себя в качестве иллюстратора книг и добивается определенного успеха. Его творениями оформлены французские переводы книг А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя и других великих писателей.
Новаторские эксперименты
Александр Алексеев был сильно впечатлен экспериментальными немецкими фильмами («Идея» Б. Барташа и «Механический балет» Ф. Леже) и решил найти свой путь в кинематографическом искусстве. Вместе со своей ассистенткой Клер Паркер он изобрел уникальный способ анимации с помощью «игольчатого экрана». Поверхность экрана, сделанного из мягкого материала, пронизывалась тысячами иголок, которые выдвигались при надавливании и повторяли контур предмета. Благодаря специальному освещению создавались графические образы, напоминающие штриховые гравюры.
В 1933 году с помощью своего изобретения Александру удалось снять получившую восторженные отзывы картину «Ночь на лысой горе» под музыкальное сопровождение М. П. Мусоргского. Одновременно Алексеев создавал собственную студию анимационных фильмов.
Отсутствие стабильных заработков подтолкнуло Александра к созданию рекламных роликов для коммерческих компаний, чем он и занимался со своей командой в течение четырех лет (с 1935 по 1939 год).
В 1940 году он вместе с А. Гриневской эмигрировал в США. Уже через год он получил развод и женился на помощнице Клер Паркер. Александр Алексеев продолжал работать в сфере рекламы, но не бросал и собственные эксперименты. В 1943 году с помощью «игольчатого экрана» он создал фильм «Мимоходом».
Слава и признание
Александр вернулся в Париж в 1946 году и продолжил создавать рекламные ролики и книжные иллюстрации. Творческий гений вместе с супругой смог изобрести еще одну необычную технику анимации, названную «тотализацией иллюзорных твердых тел». Ее суть заключается в покадровой съемке источника света, двигающегося в заданном направлении с помощью системы маятников. При этом получались сложные эффекты, похожие на компьютерную графику, еще до ее появления.
С использованием этой техники был создан рекламный ролик «Дым», отмеченный призом на Венецианском биеннале в 1952 году.
Авторитет Александра в кинематографическом мире достиг таких высот, что он смог позволить себе снять еще несколько фильмов на «игольчатом экране», впоследствии снискавших славу во многих странах: «Нос» (по повести Н. В. Гоголя), «Три темы», «Картинки с выставки».
До глубокой старости не оставлял свое творчество Александр Алексеев. Биография этого талантливого человека вдохновила нескольких режиссеров на создание о нем фильмов. Так, в 2010 году Никита Михалков выпустил документальную картину, посвященную жизни и творчеству анимационного новатора.
Александр по праву считается крупным и влиятельным деятелем культуры во Франции. В России, к сожалению, о нем известно гораздо меньше, но в последнее время о нем стали узнавать, благодаря выставкам его работ.
Александр Алексеев – художник и мультипликатор, умевший потрясающе передавать игру света и тени, не перестававший удивлять своим оригинальным видением всего сущего и постоянным творческим поиском новых форм выразительности.