Михаил Фокин: краткая биография, творчество, личная жизнь, фото

Современный балет невозможно представить без Михаила Фокина. Он оказал революционное влияние на этот вид искусства. Выдающийся реформатор балета, который стал основой для славы русской школы во всем мире в 20 веке, – Михаил Фокин. Он прожил яркую жизнь. Становление художника проходило в непростые времена, но это не сломило его дух и только укрепило веру в силу искусства.

Детские годы

Михаил Фокин, краткая биография которого не может уместиться в нескольких словах – прародитель современного балета, начал свой путь в далекой от танца среде. Он родился в семье зажиточного купца, и отец категорически не желал видеть сына танцовщиком. Но мать, одержимая балетным искусством, сумела противостоять мнению мужа. Она отдала сына в хореографическое училище, в класс представителя знаменитой балетной династии Николая Легата, тем более что мальчик обладал великолепными природными задатками. Также учителями Миши были Павел Гердт и Платон Карсавин, выдающиеся танцовщики своего времени. Петербургское училище исключительное значение придавало балетной технике, и ученики долгие часы проводили в классах, а также участвовали в постановках Мариинского театра. Поэтому основное формирование Михаила Фокина происходило в балетной среде, он проникался духом классической школы, видя ее достоинства и недостатки.

Семейное образование помогло маленькому танцовщику получить начальные знания по музыке и рисованию и развить свои природные способности, в дальнейшем Михаил даже всерьез размышлял о художественной карьере. И, конечно, эти знания ему пригодились при работе постановщиком.

Балетная карьера

Выступать на великой сцене Мариинки Фокин начал еще в школьные годы, он был задействован в спектаклях «Щелкунчик» и «Спящая красавица». По окончании училища его зачислили в труппу театра, и он довольно быстро вырос до солиста, исполняя партии в «Корсаре», «Спящей красавице», «Пробуждении Флоры» и других постановках.

Однако танец не давал ему ощущения полноты жизни, он видел себя постановщиком. Наблюдая за работой выдающихся хореографов М. Петипа и Л. Иванова, Михаил Фокин вырабатывал собственный взгляд на классический балет, и у него появилось устойчивое мнение о необходимости модернизации танца.

Михаил Фокин: балетмейстер-новатор

Первые постановки Фокину доверили еще во время учебы в училище. Но настоящим балетмейстером он становится только 1905 году, а позже будет официально принят на должность постановщика в Мариинском театре. Изучая систему танца М. Петипа, Фокин начинает формулировать собственную теорию. Еще будучи начинающим танцовщиком, он пишет письмо руководству театра с предложениями о реформировании балетных постановок, но тогда на него просто не обратили внимания.

Первые заметные работы появляются в 1907-08 годах: «Египетские ночи», «Умирающий лебедь», «Шопениана», когда становится все более известным выдающийся балетмейстер Михаил Фокин. Биография резко изменяется после его встречи с Сергеем Дягилевым. Антрепренер предложил постановщику принять участие в создании балетных спектаклей для гастролей в Париже. В течение трех лет Фокин является единственным хореографом Русских сезонов, за эти годы он смог собрать вокруг себя выдающуюся команду, в которую входили А. Бенуа, Л. Бакст, Анна Павлова, В. Нижинский, И. Рубинштейн, Т. Карсавина. Он создает свои выдающиеся работы, которые до сих пор восхищают зрителей. Это спектакли «Шехерезада», «Карнавал», «Жар-птица», «Подводное царство», «Нарцисс», «Синий бог», «Призрак розы», и вершина творчества - «Петрушка» на музыку И. Стравинского.

До 1918 года Фокин совмещал работу с Дягилевым с постановками в Мариинке, но события в России вынудили его покинуть страну, со временем он перебирается в США, где открывает первую балетную школу и ставит спектакли с русской музыкой: «Русские праздники», «Громовая птица», «Паганини» на музыку С. Рахманинова и «Русский солдат» Прокофьева. Всего за свою жизнь Фокин поставил 70 балетов, каждый из которых имеет свои находки. Он прививает Америке любовь к классическому балету, формируя национальную школу и традицию. Балеты Фокина стали настоящим достоянием искусства танца в 20 веке, он смог создать собственную школу и совершил ряд открытий.

«Против течения»: реформаторские идеи Михаила Фокина

В начале 20 века балет переживал не лучшие времена, он считался умирающим искусством, ему требовался новый толчок для развития. Танец нуждался в новом творце-спасителе, и таким балетмейстером для русского балета стал Михаил Фокин. Творчество этого художника навсегда изменило представления о классическом танце и дало балету новый толчок к развитию. Реформа Фокина заключалась в том, что он предложил создавать не отдельные танцы, а целостные произведения, в которых гармонично сочетались пластика, музыка и декорации. Также его заслугой было возрождение мужского танца, который совсем уже исчезал к тому времени. Он создает новые жанры: балеты-миниатюры, бессюжетные пластические зарисовки.

Сотрудничество с великими

В своем творчестве Фокин старался сотрудничать только с единомышленниками, людьми, влюбленными в искусство. Он проникся идеями кружка «Мир искусства» и активно привлекал выдающихся творцов к созданию своих спектаклей. Отдельная тема в биографии балетмейстера - это тандем: Михаил Фокин и Анна Павлова. Они вместе начали работать над спектаклем «Шопениана», который в полной мере продемонстрировал гений обоих творцов.

Еще одной значительной удачей Фокина стало открытие Вацлава Нижинского, которого он увидел в учебном классе и пригласил в свой спектакль. На протяжении нескольких лет танцор был занят в каждом спектакле Фокина.

Частная жизнь

Жизнь гениев часто трудно сочетается с семейной, но есть счастливчики, которым удается это объединить, именно таким был Михаил Фокин. Жена постановщика - балерина Вера Антонова - участвовала в постановках Фокина, она родила балетмейстеру сына, а также всю жизнь помогала мужу.

В частности, с ее помощью была открыта балетная школа в Нью-Йорке, в которой Фокин работал до конца жизни.

Комментарии