Комплекс РЭБ "Хибины": средства, аппаратура. РЭБ "Хибины" - что это такое?

Современная военная техника немыслима без широчайшего использования радиотехнической аппаратуры. Радары, локаторы, средства наведения на цель… Все это в условиях современной войны чрезвычайно важно. Неудивительно, что отечественные инженеры всегда старались разработать эффективное средство для подавления радиотехники потенциального противника. Таковым стал РЭБ «Хибины».

Основные сведения

Многофункциональный комплекс, предназначенный для установки на авиационную технику, был разработан в ОКР «Хибины», что в Калуге. Главным конструктором был назначен талантливый инженер Александр Семенович Ямпольский.

В СССР первые целенаправленные исследования в области постановки активных помех начались еще в 1977 году. Уже в 1984-м работы вылились в создание первых комплексов РЭБ «Хибины», которые изначально были предназначены специально для установки на самолеты Су-34. В 1990 году, незадолго до развала ССССР, первые модели уже проходили приемочные испытания в рамках специально созданной государственной комиссии. Несмотря на распад государства и все сопутствующие сложности, к середине 90-х годов была закончена разработка контейнеров для комплекса.

Для чего вообще предназначен РЭБ «Хибины»? Его основная роль – защита самолета от средств ПРО и ракет класса «воздух-воздух», которые могут быть использованы вражескими летчиками. Суть его действия – подавление систем самонаведения этих средств поражения путем постановки активных помех.

Испытания

Их испытания были назначены на конец 1995 года. Государственной проверке подверглись существенно доработанные образцы, в которых были исправлены многие недочеты предшествующих моделей. Несмотря на это, определенные недостатки были выявлены и на этот раз. А потому окончательный тур испытаний стартовал только в конце августа 1997 года. Весной 2004 года РЭБ «Хибины» был окончательно принят на вооружение ВВС РФ, войдя в состав комплекса вооружения для самолета Су-34.

В августе 2013 года был подписан важный контракт, по условиям которого отечественные предприятия должны будут оснастить этим оборудованием практически все самолеты модели Су-34 и прочие образцы, которые технологически могут принять на борт такое вооружение. Предполагаемая сумма работ – более полутора миллиардов рублей. Предполагается, что в дальнейшем комплекс РЭБ «Хибины» будет смонтирован на истребители Су-30М и подобные им машины.

История опытных образцов

В состав первых опытных образцов входил блок, отвечающий за точное запоминание используемых частот (модель ТШ). Конструктивно туда же относились модернизированные блоки цифровых микросхем задержки сигнала «Ответ». В этом блоке были использованы новейшие компоненты «сотой» серии. Начиная с 1984 года, эти составные части «Хибин» разрабатывались в отдельном НИИ, так как объем работ оказался слишком большим для одного предприятия. В ходе работ линия задержки сигнала была модернизирована до уровня «Ответ-М».

Работа с представителями ОКБ Сухого

Нужно заметить, что первый официальный образец, который полностью соответствовал техническому заданию, попросту не умещался в отсеках самолета. Чтобы не допускать таких промахов в дальнейшем, конструкторы стали тесно сотрудничать с ОКБ Сухого на самом высоком уровне. Отныне все работы по «Хибинам» стал возглавлять В. В. Крючков.

Первые полеты

В 1990 году первый «летный» образец проходит все этапы Государственной приемки, будучи официально признанным подходящим для установки на боевые самолеты, эксплуатируемые ВВС СССР. Второй комплект был предназначен специально для монтажа в навесной контейнер Л-175В и проектировался исключительно для установки на многие модели истребителей и штурмовиков семейства Су. Как уже указывалось выше, первый полет самолета с этой аппаратурой на борту произошел в 1995 году.

Так начался первый этап заключительной части приемочных испытаний. Уже в 1997 году в Раменском Су-34 с установленным контейнером Л-175В также успешно отлетался и выполнил все тестовые задания, которые были поставлены перед конструкторами комплекса.

Вскоре выяснилось, что сложная экономическая ситуация в стране не дает быстро развернуть производство новых Су-34 в достаточном количестве, да и с самими контейнерами Л-175В для размещения комплекса РЭБ не все так просто. В то же время началась разработка нового варианта «Хибин» для защиты целой группы самолетов. Предполагалось, что эта модификация комплекса будет использоваться для обеспечения безопасности групп бомбардировщиков и истребителей, идущих в эшелоне прикрытия.

Конструкция многих элементов была предельно упрощена, что позволило значительно снизить стоимость всего комплекса. На этот раз в состав РЭБ вошли контейнеры У1 и У2. Особенность такого нововведения была в том, что их рабочая частота полностью совпадала с таковой для «Хибин». По факту, это были передатчики высокой мощности, которые можно было использовать не только для повышения мощности основного комплекса, но даже для выдачи целеуказаний.

Прочие контейнеры

Во второй паре имелись контейнеры модели Ш1 и Ш0. Вот они-то имели радиочастотный диапазон, резко отличавшийся от основного комплекса «Хибин». Они используют совершенно отличную от родительской логику управления, а потому могут быть использованы для постановки активных помех иного, более эффективного типа. Вероятно, после объединения всех наработок в этой области и был создан комплекс РЭБ «Хибины» МЛ-265.

В этой модификации присутствует возможность использования комплекса вообще без контейнеров. Так, у Су-35 это оборудование встроено прямо в конструкцию планера. В процессе создания новой модели, «Хибины-60», широко использовалось прикладное математическое моделирование, что позволило с высокой точностью предугадать поведение комплекса в самых различных боевых условиях, пусть даже и экстремальных. К слову сказать, такой же подход использовался чуть ранее, в процессе создания комплекса КС418.

Состав «Хибин»

Итак, что же включает в себя система РЭБ «Хибины»? Вот ее базовая комплектация:

  • «Сердцем» комплекса является РЭР «Проран», или же ее более современные аналоги, большая часть информации по которым засекречена.
  • Основная система для установки активных помех «Регата». Скорее всего, в настоящее время используются более современные и совершенные аналоги. Это оборудование может располагаться как в контейнере, так и монтироваться прямо в планер самолета.
  • Как мы и говорили, средства РЭБ «Хибины» включают также аппаратуру, предназначенную для постановки активных помех при защите самолетных звеньев. Монтируется в контейнер. Точные характеристики неизвестны.
  • Блок, предназначенный для точного запоминания частоты. Модель ТШ.
  • Наконец, используется компьютеризированная вычислительная система большой мощности, причем ее точные характеристики также остаются тайной.

Что же касается стоимости этого типа вооружения, то по состоянию на 2014 год цена одного комплекта составляла не менее 123 миллионов рублей.

Технические характеристики комплекса

Рассмотрим основные технические характеристики типового комплекса, находящегося внутри контейнера. Как правило, в этом амплуа используется старый, но прекрасно себя зарекомендовавший Л-175В/Л-265:

  • длина – 4,95 м;
  • диаметр – 35 см;
  • вес – 300 кг.

Области постановки активных помех

  • В передней и задней полусферах сектор перекрытия составляет +/- 45 градусов.
  • Аппаратура радиотехнической разведки может эффективно функционировать на частоте 1,2...40 ГГц.
  • Сама система постановки активных помех работает на частотах 4...18 ГГц.
  • Рабочая частота комплекса для прикрытия летных соединений - 1...4 ГГц.
  • Общая потребляемая мощность составляет 3600 Вт.

Основные этапы создания комплекса

  • Первый прототип «Проран». На этом этапе разрабатывался комплекс радиотехнической разведки.
  • «Регата». В этом случае инженеры работали уже непосредственно над созданием аппаратуры, которую можно было использовать для постановки активных помех.
  • Наконец, была создана сама станция РЭБ «Хибины», которая была получена путем соединения «Прорана» и «Регаты».
  • Разработка и выпуск модели «Хибины-10В». Это специальная модификация, предназначенная для установки на самолеты Т-10В/Су-34.
  • Комплекс КС-418Э. Разрабатывался для оснащения экспортных самолетов Су-24МК/Су-24МК2. По всей видимости, окончательная доводка данной модели не завершена и по состоянию на сегодняшний день.

Современные модификации комплекса

  • «Хибины-М10/М6».
  • Модификация «Хибины-60».
  • «Контейнерный» комплекс Л-265/Л-265М10. Эксклюзивный вариант, который в настоящее время используется только на самолетах Су-35.
  • Наиболее модифицированный и совершенный вариант, «Хибины-У». Впервые был показан на авиационном салоне МАКС-2013. Известно, что в то же время было подписано соглашение о монтировании комплекса на все отечественные самолеты фронтовой авиации. Тогда же стало известно, что эта электроника будет размещаться на Су-30СМ.
  • Наиболее совершенная модель, «Тарантул». О его разработке и применении практически ничего не известно.

Какие самолеты используются в качестве носителей?

Как можно увидеть из статьи, основные самолеты-носители этого типа оборудования – продукция ОКБ Сухого. О причинах этого мы уже говорили. Так что нет ничего удивительно в следующем перечне:

  • На Су-34 может устанавливаться контейнер Л-175В/Л-175ВЭ, в который может помещаться любая подходящая станция РЭБ «Хибины».
  • Су-35 чаще всего несет модель «М», помещенную в Л-265.
  • Су-30СМ планируется оснащать исключительно «Хибинами-У».

Испытания и применение в условиях, приближенных к боевым

О первых этапах государственных испытаний мы уже говорили. Когда еще использовалась система РЭБ «Хибины»? Сообщается, что в 2000 годах, спустя некоторое время после нападения чеченских боевиков на Афганистан, ВВС изучали возможность использования Су-34 для прикрытия бомбардировщиков Су-24. Разумеется, установленные на Су-24 РЭБ «Хибины» могли бы существенно повысить выживаемость этих самолетов в боевых условиях.

Также известно, что в 2013 году был подписан контракт, предусматривающий поставку не менее чем 92 комплексов в войска. Сумма этого договора – порядка 12 миллиардов рублей. Скорее всего, самолеты (неизвестно, какие именно) должны быть оснащены этим оборудованием не позднее 2020 года.

В апреле 2014 года проводились испытания, близкие к боевым. При этом аппаратура РЭБ «Хибины» была направлена на защиту Су-34. Предполагалось, что их будут перехватывать самолеты вероятного противника, в роли которых выступали МиГ-31. О результатах этих испытаний пока что ничего не сообщалось.

«Кук» и «Хибины»: быль или небыль?

В апреле того же года на многих ресурсах появилась одна любопытная статья. Многие трезвомыслящие источники сразу помещали ее в раздел «Домыслы». Что в ней рассказывалось о РЭБ «Хибины»? «Дональд Кук», который 12 апреля 2014 года проходил около Крыма, якобы был «атакован» Су-24, и аппаратура на его борту «давилась» именно при помощи этого комплекса. Впрочем, вскоре статьи с таким содержанием быстро удалили, так как выяснилось следующее:

  • Да, «Сушка» действительно облетала корабль.
  • Никаких враждебных действий стороны не предпринимали.
  • «Хибины» в настоящее время на Су-24 не ставятся (вот это спорный вопрос).
  • Аппаратура такого класса просто не в состоянии подавить электронику не самого маленького боевого корабля.

Итак, мы рассмотрели РЭБ «Хибины». Что это такое? По сути, это продвинутая система радиоэлектронной борьбы, позволяющая боевым самолетам уходить от ракет противника, сбивая их автоматическую систему наведения.

Комментарии
1
"«Хибины» в настоящее время на Су-24 не ставятся (вот это спорный вопрос). "

Это не спорный вопрос, это факт!