Рыночный спрос. Кривая спроса. Закон спроса

Экономическая наука предполагает множество терминов, правил, законов, формул, гипотез, а также идей. Ни одно утверждение не может быть абсолютно правильным или неправильным. Мысль каждого экономиста поддаётся критике. Ведь, в отличие от математики, точных правил, таких, как дважды два будет четыре, просто нет.

Связано это со многими факторами. Главный из них скрывается в самом объекте исследований, который выбран этой наукой в качестве ключевого – отношения между субъектами рыночных отношений.

Как это понимать? То, что хорошо одному, не всегда также хорошо и другому. У каждого участника рыночных отношений существует своя предельная полезность того или иного товара, продукта, услуги. Кто-то производит, а кто-то потребляет.

В этой статье подробно освещается рыночный спрос, кривая спроса, факторы, влияющие на его уровень.

Виды спроса

Изучение такой науки, как экономика, всегда начинается с разъяснения понятий спроса и предложения. Они являются тем инструментом, зная которые, можно начинать изучать экономические связи и отношения между участниками рынка.

Итак, спрос – это заявленная потребность в каком-либо благе субъекта рыночных отношений. К примеру, если у вас есть деньги на определённый товар, который вам нужен, то вы уже создаёте спрос на это благо.

Кроме этого, спрос зависит от эластичности рынка, которая описывает взаимосвязь спроса и предложения через уровень цены на необходимые блага.

При этом выделяют индивидуальный, рыночный и совокупный спросы. Отличаются они только количеством участников и масштабом рынка.

Так, индивидуальный спрос – это потребность в товаре, которая существует у определённого покупателя. К примеру, если конкретно вам нужен аквариум, это ваш индивидуальный спрос.

Рыночный спрос – это общая экономическая величина, которая объединяет несколько индивидуальных спросов. Через такой вид спроса определяется потребность в партии товара определенной категории потребителей. То есть, в сравнении с первым видом, это более масштабное понятие, зависящее не от одного субъекта рыночных отношений, а от целой группы.

Совокупный спрос – это сумма всех локальных спросов, которые существуют на определённом рынке. Можно сказать, что он характеризует потребность всех субъектов экономических отношений на различные товары, но в плоскости одного рынка, то есть объединенный рыночный спрос.

Кривая спроса. Закон спроса

Экономисты для характеристики каждого понятия используют законы, выводят формулы и составляют графики. Таким же образом описан и сам спрос.

Под законом спроса предполагают гипотезу о том, что чем ниже цена на товар, тем больше его единиц удастся продать при прочих равных условиях. Предположение выглядит абсолютно правдоподобным только лишь на первый взгляд, но именно оно позволяет делать первые шаги в экономическом анализе значений спроса на рынке.

Если учитывать такое понятие, как эластичность спроса, то закон становится не полностью правильным, но об этот расскажем попозже.

Какие инструменты можно применить, чтобы проанализировать рыночный спрос? Кривая спроса используется для визуализации результатов, полученных при сборе данных о спросе на товары и услуги. Она представляет собой график, который составляется на основании собранных данных об уровне спроса в зависимости от изменений цены на продукцию.

К примеру, имеем следующие данные:

цена услуги, у.е. (Р)

уровень спроса, у.е. (q)

11

25

15

22

20

21

25

16

Представим, что приведенная выше таблица характеризует определённый рыночный спрос. Кривая спроса будет выглядеть следующим образом:

Как видно, спрос не имеет прямую зависимость от цены товара, а представлен кривой линией. Таким же образом можно графически изобразить любой рыночный спрос. Кривая спроса всегда наглядно показывает ценовую зависимость потребностей субъектов рынка.

Уравнение спроса

Видно, что каждой цене соответствует свой уровень спроса. В экономике любое явление ученые способны описать с помощью конкретной формулы. Как применить это для нашего объекта исследований?

Кривая рыночного спроса, график которой приведён выше, может быть описана с помощью специальной формулы. Используя её, можно запросто и в любое время узнать, насколько же сильно будет колебаться спрос при конкретных изменениях цены.

Это очень полезная информация для директоров (менеджеров) по продажам, коммерческих управляющих любых предприятий, фирм, компаний, которые занимаются реализацией какой-либо продукции. Ведь на большинстве рынков существует конкуренция, и в погоне за прибылью не стоит забывать, что спрос может изменяться.

Уравнение рыночной кривой спроса можно представить в следующем виде:

Р = x - y*q, где:

x, y - параметры, которые получают, анализируя состояние рынка. “x“ - это тот уровень цены, при котором спрос будет равен 0. В то же время “y” отвечает за степень наклона кривой относительно оси. Это означает, что вторая переменная определяет, с какой интенсивностью изменяется спрос в зависимости от единицы изменения цены.

График можно использовать на практике

Применяя это уравнение на практике, становится очевидным, что кривая рыночного спроса показывает, как будет снижаться объём продаж продукции при повышении её цены. Конечно, нужно искать ту ситуацию, когда происходит взаимодействие максимально возможной цены с наибольшими объёмами продаж товара. Только в таком случае можно будет говорить, что предприятие получает максимальный доход от своей деятельности.

Итак, основной принцип закона спроса сохраняется: чем ниже цена Р, тем больше могут купить товара. Но это только в этом конкретном случае. Что же может повлиять на ситуацию?

Эластичность - фактор, влияющий на спрос

Эластичностью спроса называют показатель, позволяющий определить степень зависимости потребительской активности от цены или уровня доходов покупателей на обретаемые товары или услуги.

В данном случае подробнее остановимся на эластичности спроса по цене.

Виды эластичности

В зависимости от модели и типа экономической модели построения рыночных отношений можно выделить следующие типы спроса:

  1. Совершенно эластичный.

  2. Эластичный.

  3. Частично эластичный.

  4. Неэластичный.

  5. Абсолютно неэластичный.

Первый тип показателя означает, что для покупателя товар является не стратегическим, имеет множество товаров-заменителей или аналогов, а значит, и спрос будет резко реагировать на изменение цены. Можно также сказать, что существует только одна приемлемая цена на товар, при которой будет спрос на него.

Второй тип говорит о том, что колебания цены меньше изменений уровня спроса. Так зачастую бывает, когда товар является близким к предметам роскоши.

При частичной эластичности кривая рыночного спроса показывает, что изменение спроса происходит пропорционально цене. То есть, на графике можно было бы наблюдать прямую линию, которая пересекала бы обе оси на одинаковом расстоянии от их начала.

Не всегда спрос зависит только от цены

Далее, неэластичный спрос. Обычно его можно наблюдать на рынке товаров, которые люди используют ежедневно. Это может быть мыло, туалетная бумага, лезвия для бритвы, и тому подобное. То есть, те группы товаров, которые действительно необходимы потребителям, и они готовы за них немного переплатить.

Также это может быть продукция, которая представлена на рынке достаточно в узком ассортименте, и на неё существует малое количество товаров-заменителей.

Последним рассмотрим абсолютно неэластичный спрос. В этом случае, кривая рыночного спроса показывает такую ситуацию, когда спрос на товар никак не зависит от его цены. На графике это можно увидеть в виде линии, параллельной оси с ценой.

Так бывает, когда исследуется рынок товаров первой необходимости. Ими могут выступать: лекарства, медицинские средства, определённые группы пищевых товаров (хлеб, вода и пр.), коммунальные услуги (свет, вода, газ) и т.п.

Что ещё влияет на спрос?

Кривые индивидуального и рыночного спроса помогают провести анализ покупательской активности, а также найти наилучшее соотношение цена/объём продукции.

График, приведённый выше, показывает зависимость уровня спроса от цены товара. Но стоит отметить и другие факторы, влияющие на спрос. Ниже приведён полный перечень:

  1. Колебание цены на интересующий товар.

  2. Изменение стоимости товаров-заменителей или комплектующих.

  3. Покупательская способность потребителей (доходы).

  4. Тенденции моды.

  5. Времена года.

  6. Прогнозные изменения на рынке (к примеру, слухи о кризисе, инфляции и т.п.).

Как себя будет вести кривая спроса в этих случаях?

Кривая совокупного рыночного спроса будет сдвигаться вправо по оси абсцисс в таких ситуациях:

  • рост стоимости товаров-заменителей;

  • комплектующие становятся дешевле;

  • растут доходы потребителей;

  • рекламная компания становится более масштабной;

  • приходит сезон активного использования товара;

  • слухи о подорожании товара.

Обратная ситуация будет наблюдаться, если:

  • товары-заменители становятся дешевле;

  • комплектующие становятся дороже;

  • снижаются доходы покупателей;

  • товар больше не считается модным, современным.

Действительно, факторов влияющих на уровень спроса достаточно много, и можно легко его рассчитать, используя соответствующую формулу и график.

При осуществлении анализа важно понимать то, что рынок не стоит на месте и постоянно развивается, так что использовать кривую спроса, а также проводить исследования лучше всего в динамике.

Комментарии