Аполлинарий Васнецов. Художник, исследователь, историк.
Таких удивительных художников, как Аполлинарий Васнецов, наберется немного среди всех живописцев конца XIX – начала XX века. Он нашел тему, которая дорога и близка сердцу многих русских людей – тему исторических преобразований средневековой Москвы.
Детство
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 – 1933) родился в маленьком селении под Вяткой. Он рано осиротел, брат уехал учиться в Москву. Уже к этому времени было ясно, что подросток очень талантлив и ему надо учиться живописи. Но он занимался в духовном училище и просто брал уроки рисования у польского художника, который находился в ссылке.
Годы учебы
В 1872 (в 16 лет) Аполлинарий Васнецов переехал в Петербург и начал по-настоящему учиться живописи. Его первыми учителями были брат Виктор и выдающиеся художники-передвижники. Он интересуется литературой, минералогией, астрономией, но более всего Аполлинарий Васнецов в 19 лет увлекается идеями народников, Он оставляет живопись. Васнецов уезжает учительствовать в Орловскую губернию, в самую глубинку. Но идеи народничества его разочаровали, и повзрослевший Аполлинарий Васнецов в 21 год возвращается в Москву. Теперь он всерьез относится к живописи, как к призванию.
Первые удачи
С 1882 молодой художник подолгу живет на даче у брата, входит в кружок С.И. Мамонтова, а с 1883 года начинает выставлять свои картины на выставках передвижников. И вот первый успех: П. Третьяков на выставке приобретает его картину «Серенький день».
Изучение истории
Постепенно (этому способствуют исторические знания) художника начинают притягивать драматические, эпические мотивы. Первой такой картиной была «Родина» (1886), а следующей «Сумерки» (1889). На ней одиноко кое-где стоят в поле отдельные широко раскинувшиеся дубы. Вдали сгущается синяя ночь. На первом плане все покрыто дымкой, и сероватые тени уже легли на траву. Древние дубы предлагают зрителю задуматься о прошедшем времени. Так, через пейзаж, проявляются эпические мотивы в творчестве А. Васнецова, утверждается вечность природы.
Урал
Позже, в 90-х годах, он поедет на Урал. Вдохновленный увиденным Аполлинарий Васнецов картины пишет величественные, показывающие природу Урала, мужественные и суровые характеры людей, выросших здесь. Детство как будто стало оживать перед ним. Все напоминало ему родную Вятку. В 1891-м он пишет картину «Тайга на Урале. Синяя гора». Нагромождение стоящих и поваленных деревьев, таинственное озеро завораживают и пугают своей мощью. А вдали голубеет в дымке гора. В этом пейзаже отражается характер живущего в этих краях народа.
Художник успевает в 1898-м посетить Францию, Италию, Германию. Под влиянием импрессионистов в его палитре произошли изменения. Его работы посветлели.
Певец древней столицы
Новая тема появилась в творчестве такого художника, как Аполлинарий Васнецов. Картины теперь изображают средневековую Москву, ее мосты, какими они были в древности, меняющийся со временем Кремль и, конечно, московский люд.
В 1900-х годах он так заинтересовался жизнью старой Москвы, что принимал участие в раскопках. Все это сказалось на его творчестве. Историко-бытовой жанр привлек надолго внимание Васнецова. Сначала он пишет картину «Улица в Китай-городе. Начало XII века». В его тесных, узких извилистых улицах беспокойно мечутся горожане, стрельцы. Эти волнения погружают зрителя в период Смуты. Шумит Москва («На рассвете у Всехсвятского моста. Конец XII века»).
На картине «Московский застенок. Конец XVI века» изображена пристроенная к башне Кремля пыточная камера, которой пользовались и во времена Ивана IV, и в правление царя Бориса Годунова. На улицу выброшены трупы замученных в застенках, за ними пришли родственники, чтобы забрать и похоронить.
И снова перед зрителем предстает картина Смуты («Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века»). Самозванцы, пестрота царей, семибоярщина, в целом очень мрачная и тревожная атмосфера того времени передана через стремительную скачку двух всадников: инока и дружинника. Но вопреки всему незыблемо стоит сердце Москвы – ее Кремль, куда устремляются гонцы зимой на рассвете.
В эти годы (1901 – 1918) Васнецов Аполлинарий Михайлович, уже академик, руководит классом ваяния и живописи в Москве.
По произведениям художника можно изучать, как менялась Москва от века к веку. Он работает маслом, пишет акварели, делает наброски карандашом, глубоко изучает работы историка Москвы И. Забелина. Вникает в научные работы В. О. Ключевского. Имея такие глубокие знания и творческую фантазию, художник достигает все более полной достоверности в своих картинах.
В 1925 г. была создана «Красная площадь во второй половине XVII века». На картине изображен яркий и праздничный день.
Очень много (около ста двадцати картин) посвятил Аполлинарий Васнецов Москве. И почти на всех его работах присутствует Кремль в разное время и в разных видах. Везде видна динамика его изменений.
Васнецов Аполлинарий, художник, был мужественным человеком. В 75 лет, в 1931-м, написав письмо в газету «Известия», он стал единственным человеком, который выступил против сноса храма Христа Спасителя.
Вот так прожил жизнь Аполлинарий Васнецов. Биография его вся - в картинах, которые он оставил. Умер художник в Москве в возрасте 76 лет.