Основные показатели рентабельности: формулы

Работа любой компании нуждается в постоянной оценке. Это дает возможность определить слабые и сильные черты организации финансовой, инвестиционной и операционной деятельности. Для этого аналитики применяют множество методик. Очень важное место в системе оценки занимают показатели рентабельности, формулы определения которых позволят оценить целесообразность функционирования предприятия. Данный подход предполагает исследовать несколько показателей. Это позволит всесторонне взглянуть на состояние финансовой организации. Чтобы правильно понимать показатели рентабельности, следует изучить суть их формул расчета.

Понятие рентабельности

Чтобы оценить показатель прибыли, которую предприятие получило в отчетном периоде, недостаточно просто проанализировать его динамику.

Ведь он может увеличиваться, но при этом будут расти и расходы, и стоимость производственных фондов. Рассчитывая при помощи формул показатель рентабельности по балансу, можно будет выявить, в каком периоде сумма основного капитала и оборотных средств была меньшей при росте прибыли.

Показатели рентабельности, формулы которых будут рассмотрены далее, позволяют оценить относительные показатели эффективности деятельности компании. Это возможно сделать путем сравнения количества затрат и их отдачи в течение операционного периода.

Рентабельность - это прибыльность (доходность) предприятия. Один из самых важных показателей для аналитиков, инвесторов и руководства. Чтобы понять, как эффективно сработала компания в рассматриваемом периоде в разрезе различных сфер ее деятельности, применяют формулы основных показателей рентабельности.

Методика

Чтобы оценить эффективность деятельности компании, аналитик должен соотнести прибыль с ресурсами, которые ее сформировали. Показатели рентабельности предприятия, формулы которых применяются в методике, могут выражаться в прибыли, которую несет в себе вся продукция, или же в единице вложенного в нее капитала.

В зависимости от того, какой вид прибыли сравнивается с определенными ресурсами компании, различают и типы оценки. Самых часто применяемых из них всего 4 коэффициента:

  • активов;
  • продаж;
  • прямых затрат;
  • общей деятельности.

Также можно анализировать показатели рентабельности своего капитала.

Рентабельность активов

Показатели рентабельности, формулы по балансу которых предоставляют возможность сделать оценку эффективности использования капитала, рассчитываются в обязательном порядке. Это основные производственные показатели.

Этот подход оценивает разумность решений руководства в области инвестированного капитала. Здесь рассматривается количество валюты баланса. Чтобы понять правильность ее структуры, используют другие приемы проведения аналитической оценки.

Для расчета будет необходимо рассмотреть данные бухгалтерской отчетности предприятия, такие как форма № 1 под названием «Баланс» и форма № 2, которая именуется «Отчет о прибылях и убытках».

Формула рентабельности активов имеет следующее выражение:

РА = ЧП/(ВБнп + ВБкп)/2, где ЧП - чистый убыток или прибыль, ВБнп, ВБкп - валюта баланса в начале и конце отчетного периода.

Рентабельность продаж

Формула показателя рентабельности продаж также выступает немаловажным фактором при изучении эффективности деятельности компании.

Он позволяет оценить, какую величину прибыли зарабатывает организация с каждой единицы реализованной продукции.

Показатели рентабельности продаж, формула которых представлена ниже, позволят понять, сколько средств может оставить себе предприятие после финансирования себестоимости готовой продукции, оплаты налогов и процентов по кредитным обязательствам. Этот подход показывает рентабельность выпуска, позволяет взвесить его долю в продажах.

Формула рентабельности продаж:

РП = ЧП/ВР, где ЧП - чистый убыток или прибыль, ВР - доход от реализации.

Рентабельность прямых затрат

Следующей ступенью анализа выступает рентабельность прямых затрат. Он позволяет оценить, какую отдачу приносит общий капитал компании, которым она владеет.

Т. е. это хорошая возможность оценить и сделать выводы о том количестве прибыли, которое остается у компании при организации выпуска и реализации продукции.

Показатели рентабельности, формулы расчета которых будут рассмотрены далее, представят данные о целесообразности использования капитала и покажут, какое количество ресурсов потратило предприятие на получение чистой прибыли.

Формула имеет такой вид:

РПЗ = ЧП/С, где ЧП - чистый убыток или прибыль, С - себестоимость.

Также можно вместо показателя чистой прибыли рассмотреть в формуле доход от реализации, валовый доход и т. д. Все зависит от целей, поставленных перед финансовым аналитиком.

Рентабельность общей деятельности

Самым простым способом оценить прибыльность компании в отчетном периоде является расчет рентабельности деятельности предприятия. Формула будет представлена далее. Чтобы понять сущность этого метода, следует вникнуть в суть сравниваемых статей формы № 2.

Это очень важный подход в системе, которую формируют основные показатели рентабельности. Формулы для определения общей прибыльности компании сравнивают количество прибыли до уплаты налогов и выручку от реализации товаров в отчетном периоде. Она выглядит так:

РОД = ПН/ВР, где ПН - прибыль (убыток), которую получила компания до уплаты своих налоговых обязательств, ВР - выручка (доход) от реализации.

Рентабельность собственных пассивов

Очень важным как для инвесторов, так и для управляющих компании является определение рентабельности своего капитала.

Он показывает, какую прибыль получают собственники и инвесторы с единицы вложенного в деятельность их компании капитала. Формула такая:

РСК = ВР/(ВБнп + ВБкп)/2, где ВР - величина производства, ВБнп, ВБкп - валюта баланса в начале и конце рассматриваемого периода.

Рентабельность собственных источников финансирования компании более полно может описать формула Дюпона. Она может быть выражена так:

РСК = ЧП/ВР × ВР/ВБ × ВБ/СК, где ЧП - чистый убыток или прибыль; ВБ - сумма активов; ВР - выручка (доход) от реализации; СК - собственные пассивы.

Что следует учитывать

Показатели рентабельности, формулы которых были представлены выше, предполагают учитывать еще ряд аспектов.

  • Время анализа. Представленная методика не учитывает отдачу в перспективе от пользования долгосрочными инвестициями. Лучше оценивать коэффициенты в динамике.
  • Несопоставимость денежных единиц. Прибыль отражает результаты текущей деятельности, а капитал (баланс) складывался годами. Для точности проведения оценки следует учитывать рыночную стоимость активов компании.
  • Высокая рентабельность может быть достигнута при значительном увеличении риска. Поэтому необходимо рассчитать ряд сопутствующих показателей (финансовый, операционный рычаг, структуру текущих затрат и финансовую устойчивость).

Показатели рентабельности, формулы которых были представлены в разрезе нескольких аспектов оценки, позволяют сделать вывод о целесообразности работы компании. Сравнивая количество затрат с величиной полученных благодаря им результатам, можно понять, прибыльно предприятие или же деятельность управленцев была неэффективной в анализируемом периоде. Учитывая ряд объективных аспектов при проведении подобного исследования, аналитики получают довольно точные результаты. Выводы, которые делаются на основе проведенных расчетов, способны улучшить состояние деятельности каждой организации.

Комментарии