Король ужасов - Борис Карлофф
Борис Карлофф прочно утвердился в истории кинематографа как один из самых выдающихся и знаменитых актёров жанра хоррор. Он рано начал карьеру, однако прославился далеко не сразу. Мировую известность ему принесла роль Чудовища из картины Джеймса Уэйла «Франкенштейн». За более чем 50 лет актёрской карьеры он воплотил на экране около двухсот образов, что делает его одним из тех, кто прошёл наиболее длинный творческий путь в сфере кино.
Детство
Уильям Генри Пратт, именно так звали мальчика при рождении, появился на свет 23 ноября 1887 года. Большая семья, в которой помимо Уильяма было ещё 7 детей, проживала в Лондоне, но известно, что отец будущего актёра имел индийские корни. Примечательно, что сестрой одной из его бабушек была та самая Анна, события из жизни которой легли в основу мюзикла «Король и я» и картины «Анна и король». Отец работал дипломатом, поэтому часто бывал в разъездах. Маленький Борис Карлофф с детства также хотел связать дальнейшую судьбу с дипломатией, которая была заведомо уготована для каждого члена семейства. Рано потеряв родителей, он воспитывался братьями и сестрой.
Юность
Поступил юноша в Лондонский университет, по окончании которого думал пойти по стопам погибшего отца. Началась Первая мировая, но Борис Карлофф, пока ещё звавшийся Уильямом, не принимал в ней участия по причине проблем со здоровьем. В 22 года он переезжает в Канаду, где какое-то время работает на ферме. Именно в это время он страстно увлёкся театром. Открыв в себе актёрский талант, он начал гастролировать по стране с различными труппами. Роли у него тогда были незначительные, однако, чтобы не испортить репутацию дипломатической семьи, он взял имя Борис Карлофф. Фильмография актёра берёт своё начало в 1916 году, правда, сыграл он тогда на втором плане. Впереди его ждёт ещё много лет усердной работы, прежде чем он воплотит на экране судьбоносный образ.
Голливуд
Спустя 3 года после дебюта начинающий актёр переезжает в Голливуд, как и любой другой, кто ищет славы и успеха. Там он активно снимается во множестве второстепенных ролей, а параллельно подрабатывает на самых разных должностях: от грузчика до рабочего оперной сцены. Каждый год на экраны выходит множество картин с его участием. Среди них можно назвать такие, как «Наездник в маске», «Динамит Дэн», «Тарзан и золотой лев», «Уголовный кодекс», «Король Конго» и десятки других. Помимо этого, он пробует себя на телевидении в нескольких сериалах, однако и это не приносит ему известности. К 1931 году в свет вышло более 60 картин, в титрах которых значился Борис Карлофф. Фильмы, в которых он успел сняться в том же году, насчитывают порядка 10, однако ему так и не удалось стать востребованным.
Франкенштейн
Неожиданно в его актёрской карьере наступает эпоха серьёзных перемен, когда Бела Лугоши отказывается от роли в фильме «Франкенштейн» по причине того, что у его персонажа нет реплик. Режиссёр активно ищет того, кто согласится на роль Чудовища, и тут его вниманию предстаёт Борис Карлофф. Он успешно проходит прослушивание и получает заветную роль. Несмотря на то что работа над героем далась тяжело, ему было интересно получить столь ценный опыт. Каждый день на нанесение и снятие сложного грима уходило 5 часов. Чтобы образ казался более ярким, сам Карлофф предложил снять с зубов боковой протез. Благодаря этому его щёки казались впалыми, что весьма соответствует образу монстра. Может показаться, что актёр обладает весьма крупным телосложением, но в жизни он, скорее, отличался худобой. Такой эффект был достигнут при помощи гигантского, тяжёлого костюма, вес которого вместе с гримом насчитывал около 24 килограмм. Фильм возымел огромный кассовый успех, а его персонажи и по сей день считаются культовыми. Именно тогда, в 44 года, известность пришла к Борису Карлоффу, позволила ему отныне сниматься в главных ролях.
Самые известные работы
Следующим значимым фильмом, вышедшим на экраны в 1932 году, становится «Мумия». Борис Карлофф сыграл в нём Имхотепа, уже прочно укоренившись именно в образах различных злодеев, чудовищ и монстров. Однако иногда он всё же отбрасывал привычное амплуа и являлся зрителям в совершенно неожиданных ролях. К таким, например, относится картина «Лицо со шрамом», где он сыграл гангстера. За долгие годы своей карьеры он не раз успел поработать в команде с не менее выдающимися жанровыми актёрами. Например, вместе с Лугоши они снялись в таких лентах, как «Чёрный кот», «Ворон», «Чёрная пятница» и «Похитители тел». Он также возвращается к образу Чудовища в картинах «Невеста Франкенштейна», которая стала сенсацией, и «Сын Франкенштейна», уже менее удачной. Помимо первых планов он всё так же соглашается практически на любую роль. Эта черта привела его на площадку комедийных фильмов ужасов о приключениях известных в ту пору героев: «Эббот и Костелло встречают убийцу Бориса Карлоффа» и «Эббот и Костелло встречают доктора Джекилла и мистера Хайда».
Прочая деятельность
Помимо активных съёмок в кино, он также неоднократно становится гостем известных ТВ-шоу, среди которых «Вуаль», «Шоу Доналда О’Коннера», «Сказки завтрашнего дня» и десяток других. Кроме того, он дебютирует на Бродвее в спектакле «Мышьяк и старые кружева», который является пародийным. После этого он ещё не раз выступает на театральной сцене в таких спектаклях, как «Ворон», «Умри, монстр, умри», «Питер Пэн» и «Комедия ужасов». Последней значимой ролью на экране становится дебютный фильм Питера Богдановича «Мишени» в 1968 году.
Смерть
На протяжении долгих лет у Бориса были проблемы с позвоночником, а в старости он активно боролся с артритом и эмфиземой. Последние годы жизни он передвигался при помощи инвалидного кресла. Заболев пневмонией в 81 год, он так и не вылечился, отчего и умер в 1969 в городе Мидхерсте, что в Западном Сассексе. За свою долгую жизнь он не только снялся во множестве картин, но и несколько раз был женат, а в пожилом возрасте стал отцом первой и единственной дочери. Однако наследие великого актёра выходит далеко за рамки семейной жизни, ведь его фильмы будут жить вечно.