Литературные институты России
Чисто литературные институты в нашей стране имеются в количестве одного-единственного. Как, впрочем, и на всём земном шаре. Много есть педагогических институтов, где преподают русский язык и литературу в процессе подготовки преподавателей школ. Много и университетов, где есть факультет журналистики. Но литератор и журналист - это две совсем разные "птицы". Писатели учатся только в одном вузе страны, и это Литературный институт имени Горького.
Предшественник
Этот институт существовал недолго и давно. Так называемый в народе Брюсовский институт - это специализированный вуз, открывшийся в Москве в 1921 году по инициативе В. Я. Брюсова. Там готовились поэты, писатели, беллетристы, критики, драматурги и переводчики. Всё, как в Горьковском, только учёба длилась не пять, а три года.
Высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова вобрал в себя студию Лито Наркомпроса, тоже организованную Валерием Яковлевичем, литературные курсы Дворца искусств и большую часть Государственного института слова. Туда же через год вошла и Профессионально-техническая школа поэтики, где работали почти все преподаватели ВЛХИ, в том числе и сам Брюсов. В 1924 году институт получил, наконец, его имя - в связи с широко праздновавшемся юбилеем поэта.
В январе 1925 года московская жилищная комиссия приняла решение о переводе ряда вузов в Ленинград по причине невыносимой тесноты. ВЛХИ переехать не смог, потому что все сорок преподавателей, кроме двух, саботировали перемену места жительства. Таким образом институт был ликвидирован. Студенты доучивались в других вузах. Литературный институт имени Горького создавался уже с учётом печального опыта своего предшественника. И, надо признать, ошибки не повторились.
ИЖЛТ
Институт журналистики и литературного творчества никак не может называться литературным институтом. Это образовательное учреждение не государственное, хотя имеет государственную аккредитацию и лицензию, а выпускникам вручаются дипломы государственного образца. Институт журналистики и литературного творчества имеет только одно направление обучения - это журналистика. Есть там и подготовительные курсы. Бюджетной основы обучения не предусмотрено. Студенты выбирают заочную, очно-заочную и очную форму обучения.
Литинститут имени А. М. Горького
Этот вуз всегда целиком и полностью принадлежал Министерству Культуры, с 1992 года находится в ведении Минобрнауки РФ. Здесь два факультета - заочный и очный. Очно студенты осваивают пятилетнюю программу специалитета: "Литературное творчество" и "Перевод художественной литературы".
Заочно специалистов готовят шесть лет и по одной специальности - "Литературное творчество". На отделении художественного перевода учатся будущие переводчики с английского, немецкого, французского, испанского, итальянского и корейского языков. Есть здесь и аспирантура с докторантурой по специальностям: "Русский язык", "Теория литературы" и "Русская литература".
Как всё начиналось
Инициатором создания Литинститута выступил Максим Горький. Сначала вуз был Вечерним рабочим литературным университетом, лишь с 1933 года получил своё название, которое сохраняет по сей день.
Во время войны, в 1942-м, институт стал обучать очников и заочников. В 1953-м открылись очные двухгодичные Высшие литературные курсы для уже состоявшихся писателей, которым необходимо пополнить гуманитарные знания и расширить кругозор. В 1983 году Литинститут был награждён высоким орденом Дружбы народов.
Местоположение
Литературные институты педагогического профиля находятся в разных районах Москвы, некоторые в исторических, но более знакового места для расположения Литинститута имени Горького найти просто невозможно. Это памятник архитектуры восемнадцатого века, городская усадьба на Тверском бульваре, где в 1812 году родился А. И. Герцен. А в сороковых годах девятнадцатого здесь, в литературном салоне, завсегдатаями были Гоголь, Белинский, Аксаковы, Чаадаев, Баратынский, Хомяков, Щепкин и многие другие легендарные личности.
Перед самым началом двадцатого века здесь разместилось издательство, а в двадцатых годах - многочисленные писательские организации. Литературные вечера проходили с участием Маяковского, Блока, Есенина. Это здание подробно описывается Герценом, Булгаковым, Мандельштамом. Здесь, прямо в этом здании, проживали Вячеслав Иванов, Даниил Андреев, Осип Мандельштам, Андрей Платонов, о чём сообщают мемориальные доски на здании. Во дворике стоит памятник Герцену.
Преподаватели
Преподаватели всегда были и остаются в Литинституте звёздные, никакие другие литературные институты просто не смогли бы собрать прославленных мастеров в таком количестве. Здесь преподавали Александр Зиновьев, Виктор Розов, Константин Паустовский, Михаил Светлов, Константин Федин, Лев Ошанин, Лев Озеров, Юрий Кузнецов, Юрий Минералов и многие другие, не менее знаменитые писатели, поэты, драматурги. Лекции читали учёные со звонкими именами: И. Толстой, В. Асмус, А. Реформатский, Г. Винокур, А. Тахо-Годи, С. Радциг, С. Бонди, Б. Томашевский, В. Кожинов и не менее достойные другие.
И сейчас творческие семинары ведут самые известные и всеми любимые писатели: Сергей Николаевич Есин - заведующий кафедрой литературного мастерства, Самид Сахибович Агаев, Юрий Сергеевич Апенченко, Сергей Сергеевич Арутюнов, Игорь Леонидович Волгин, Андрей Венедиктович Воронцов, Андрей Витальевич Василевский, Алексей Николаевич Варламов - исполняющий обязанности ректора Литинститута, Анатолий Васильевич Королёв, Руслан Тимофеевич Киреев, Владимир Андреевич Костров, Станислав Юрьевич Куняев, Геннадий Николаевич Красников, Владимир Юрьевич Малягин, Александр Александрович Михайлов, Олеся Александровна Николаева, Олег Олегович Павлов, Александр Евсеевич Рекемчук, Евгений Борисович Рейн, Инна Ивановна Ростовцева, Галина Ивановна Седых, Евгений Юрьевич Сидоров, Александр Юрьевич Сегень, Сергей Петрович Толкачёв, Александр Петрович Торопцев, Мариэтта Омаровна Чудакова. Никогда институты литературного творчества не имели такого созвездия мастеров.
Абитуриентам - творческий конкурс
Поступить в Литинститут могут только прошедшие творческий конкурс и сдавшие вступительные экзамены. В педагогические литературные институты Москвы поступают по ЕГЭ, также и на журналистику в университеты. Здесь конкурс проходит в три этапа. Сначала абитуриенты присылают свои творческие работы по выбранному направлению: двадцать (не менее) страниц текста прозы, или двести стихотворных строк, или двадцать страниц в литературной критике, драматургии, очерке и публицистике, а также в художественном переводе. Это испытание проводится без участия абитуриента, более того, работы он подаёт безымянные, поэтому предвзятого мнения быть не может. Литературный педагогический институт не ставит перед абитуриентом таких сложных, но интересных творческих задач.
И только после этого можно получить возможность сдачи остальных предметов по ЕГЭ (письменно или устно). Это традиционно русская литература, русский язык, история России. Если творческая работа и сдача экзаменов удовлетворит комиссию, будущий студент приглашается на второй этап творческого конкурса - это письменный этюд. Далее следует собеседование, самый важный момент для прошедших первые два этапа. Ни университеты, ни педагогические литературные институты России не проводят такой тщательный отбор абитуриентов. Творческие конкурсы существуют, помимо Литинститута, только для абитуриентов, выбравших профессию в области театра, кино или в вузах архитектурно-художественных направлений.
Семинары
Готовят студентов по двум направлениям параллельно. Это общегуманитарный - с уклоном в литературоведение и русский язык, а также творческий. Развитие творчества происходит в ходе семинаров. Другие литературные институты, если бы они существовали, наверняка работали бы также - форма самая оптимальная.
Проходят семинары всегда по вторникам - традиционно. В этот день других занятий для студента не планируется - только семинар, руководитель которого обязательно Мастер.
Это всегда день больших волнений и нервов, часто - слёз, иногда - ссор. Однако бывает и наоборот. Жаль только, что нет возможности посещать чужие семинары, потому что все в одно время. Пропускать свой нельзя, он в любом случае самый лучший. В Литинституте семинары вели всегда крупнейшие советские писатели. Сейчас крупнейшие писатели России. Такие же семинары проводятся и для слушателей Высших литературных курсов, которые автору этой статьи посчастливилось окончить. Занимаются по вторникам и студенты Высшей школы художественного перевода. Надо отметить, что есть при Литинституте и курсы редакторов, и курсы корректоров.
Международная деятельность
Сотрудничество этого вуза с зарубежными коллегами развивается планомерно, согласуясь с политикой страны в плане укрепления авторитета на международной арене нашей высшей школы. Существенно расширяются и научные, и академические связи, вуз стремится в образовательное пространство Европы, чтобы интегрировать выпускников и учащихся во всемирный литературный процесс.
Пропагандируются лучшие достижения русской литературы в дальнем зарубежье и странах СНГ. Существуют связи с такими вузами, как Тринити-колледж в Ирландии, Университет Кёльна в Германии, Университет города Бергамо в Италии, Университеты Чосон и Конкук в Республике Корея, Университет Париж-8 во Франции, Университет города Сучжоу в Китае. Также в Литинституте давно работает культурный центр Россия-Корея. Каждый год из этого творческого вуза в числе студентов РФ выпускаются студенты-иностранцы - как стран СНГ, так и дальнего зарубежья.
Кафедры
Литинститут занимает верхнюю ступень рейтинга российских вузов по соотношению профессорского состава и студентов: на двух учащихся приходится один преподаватель с учёной степенью. Какие литературные институты могут похвастать таким соотношением?
Большинство преподавателей здесь с мировым именем. Преподаватели кафедры литературного мастерства перечислены выше, имена настолько значительные, что вряд ли можно добавить какие-либо ещё не прозвучавшие восторги, всё уже было.
Две кафедры литературы
Абсолютно волшебная кафедра с великолепным профессором Борисом Николаевичем Тарасовым во главе, с доцентом - красноречивейшей Татьяной Борисовной Гвоздевой, с обаятельнейшим профессором Станиславом Бемовичем Джимбиновым, с чудесной Анитой Борисовной Можаевой, доцентом... На их лекциях у заворожённых студентов авторучки из рук выпадают. Какие ещё могут понадобиться литературные институты, если есть этот?
Ничуть не уступает и кафедра русской классической литературы и славистики во главе с профессором Михаилом Юрьевичем Стояновским. Все преподаватели там прекрасны, но кто сравнится с профессором Анатолием Сергеевичем Дёминым? Все остальные литературные институты Москвы не имеют творческих образовательных направлений, вот и преподаватели в Литинституте тоже особенные.
Кафедра общественных наук
Здесь под руководством профессора Людмилы Михайловны Царёвой тоже происходят всевозможные чудеса: даже переполненные поэзией студенты начинают обожать экономику и политологию, если лекции читает доцент Наталья Николаевна Кутафина, и разбираться в исторических событиях, если общаются с Александром Сергеевичем Орловым, автором прекрасных учебников и директором Музея истории МГУ имени Ломоносова. А как приятно общаться с Ольгой Вячеславовной Зайцевой на темы философии и эстетики после занятий! Почти так же, как слушать её лекции - завораживает!
На этой кафедре (да и на других наверняка тоже) незапоминающихся преподавателей просто нет. Литературные институты России, направленные на изучение педагогики или журналистики, возможно, тоже имеют хороших преподавателей общественных наук. Но здесь преподаватели ещё и высоко творческие.
Кафедра новейшей русской литературы
Здесь заведует артистичнейший из преподавателей института - профессор Владимир Павлович Смирнов, его лекции студенты наверняка помнят всю жизнь. Читают превосходные лекции профессор Борис Андреевич Леонов (также, по отзывам студентов, один из любимых лекторов), доценты Игорь Иванович Болычев и Сергей Романович Федякин. В области "текущей" литературы специалистов авторитетнее сотрудников этой кафедры просто нет - ни в России, ни в мире. Московские литературные институты педагогической, а не творческой направленности вряд ли смогут объединить под своей крышей столько высокопрофессиональных преподавателей.
Кафедра теории литературы и литературной критики
Здесь только три человека, зато каких! Абитуриентам нужно бороться изо всех сил с высоким (очень высоким!) конкурсом при поступлении в Литинститут хотя бы ради того, чтобы ходить по тем же коридорам. Заведует кафедрой профессор Владимир Иванович Гусев. Это выдающийся литературовед и литературный критик. Председатель Правления Московской городской организации Союза писателей России. Состоит в секретариате исполкома МСПС (Международное Сообщество Писательских Союзов), является главным редактором журнала "Московский вестник". Великолепный лектор, умнейший человек.
Доценты Сергей Михайлович Казначеев и Алексей Константинович Антонов интересны каждый по-своему. Глубокое знание материала позволяет им читать лекции так вдохновенно, что студенты не могут конспектировать, потому что хотят только смотреть и слушать. С. М. Казначеев провёл несколько научно-практических конференций под названием "Новый реализм". А. К. Антонов имеет фундаментальные знания теории критики и литературоведения и имеет огромный лекторский талант. Читает не только студентам, но и аспирантам и слушателям Высших литературных курсов. Написал ряд учебных пособий по теории литературы.
Помимо вышеперечисленных, в Литинституте функционируют ещё три кафедры: русского языка и стилистики, иностранных языков, художественного перевода. И на каждой из них преподаватели исключительные.