Контент-анализ текста. Метод и его описание
Контент-анализ необходим для того, чтобы выявить в содержании документов интересующие читателя определенные тенденции и факты. Изучая содержание документов в их социальном контексте, анализ может быть разной направленности (политической, анализ периодики, результатов анкетирования) и может использоваться в любых областях общественной деятельности как основной метод исследования. Помимо этого в процессе исследований метод контент-анализа может быть также вспомогательным, параллельным, контрольным.
Контент-анализ текстов придерживается некоторых принципов:
1. Принцип формализации.
Текст, подвергающийся анализу, содержит однозначные правила, закрепляющие конкретные характеристики.
2. Принцип статистической значимости.
Значимые в тексте для контент-анализа элементы не должны быть единичными. Чтобы уверенно отталкиваться от тех или иных признаков, им необходимо достаточно часто повторяться в текстах.
Зачастую контент-анализ имеет социальную направленность, и в этих случаях объектами для исследований становятся сообщения СМИ, деловая документация, содержания различных интервью, письма, ответы на вопросы из анкетирования. Данные исследования проводятся для того, чтобы выявить явления и факторы, которые способствовали созданию данных текстов и влияли на их содержание и на характеристики некоторых текстовых элементов: структура, стиль языка, тоны и ритмы общения, оценка воздействия текстов на получателей. Данный метод контент-анализа текста также помогает выявить личностные особенности автора и происходит в несколько этапов:
- Формулирование задач, тем и гипотез исследований.
- Определение категорий для анализа:
- исследование разбивается на несколько важных пунктах, в которых находятся наиболее важные вопросы, требующие выявления в текстах (ценности, знак, цели, герой, тема, жанр текста и его автор);
- контент анализ СМИ имеет свою своеобразную систему категорий: суть проблемы, причины, способствующие ее возникновению, субъекты рассматриваемых проблем, общая напряженность сложившийся ситуации, варианты решений данной проблемы.
Для качественного и точного анализа его категории должны быть исчерпывающими (охват всего исследования), взаимоисключающими (текстовый элемент принадлежит только одной категории), надежными (привязка текстового элемента к категории согласовывается со всеми исследователями), уместными (категории соответствуют содержанию текста).
Контент-анализ начинается с выбора единиц анализа (предложение, слово, тема, суждение, само сообщение). Данные единицы при объективном исследовании рассматриваются на фоне больших текстовых элементов, например, если выбирается слово, то этим элементом становится предложение.
Затем устанавливается единица счета. Данной единицей может быть время вещания данного сообщения в СМИ, количество строк в тексте, количество искомых признаков в тексте.
Важной проблемой при контент-анализе является выборка анализируемых источников. Основные задачи в данной ситуации сводятся к выбору источника, количеству текстов по данной тематике и дате их написания, теме исследования.
Обычно контент-анализ охватывает выборку текста за год, например: протоколы собраний - 12 протоколов, сообщения СМИ – 12-16 номеров периодики (дней эфира). То есть контент-анализ СМИ может содержать от 200 до 600 текстов.
Далее все анализируемые данные сводятся в основной документ, в таблицу контент-анализа. Составление данных таблиц зависит от особенности выборки и этапа, на котором находится исследование.
Например, при определении категории анализа таблица напоминает анкету с вопросом (категории) и вариантами ответов на него (признаки). При определении же единиц анализа создается кодировальная матрица (при больших исследованиях – тетрадь матриц, при маленьких (не более 100 единиц) - каждый текст имеет свою матрицу).