Жизнь людей: смысл, цель, условия

С самых древних времен вопрос о том, что есть жизнь людей, волновал человеческое общество. Люди – существа, наделенные сознанием, поэтому они не могут не задумываться над смыслом, целью и условиями своего бытия.

Попробуем и мы подробнее рассмотреть этот вопрос.

Постановка проблемы смысла жизни в древней философии

Как полагают ученые, первые труды научного характера, которые бы осмысливали жизнь людей как философскую проблему, стали появляться в эпоху Античности.

Греческий философ Парменид полагал, что познание смысла жизни зависит от понимания вопроса о бытии человека. Под бытием ученый понимал чувственный мир, который должен основываться на таких ценностях, как Истина, Красота и Добро.

Таким образом, впервые в науке качество жизни и ее смысл сопоставлялись с важнейшими гуманистическими ценностями.

Традицию Парменида продолжили и другие греческие философы: Сократ, его ученик Платон, ученик Платона Аристотель. Суть жизни человека достаточно глубоко была проработана в их сочинениях. Ее понимание также основывалось на идеях гуманизма и уважения к личности каждого индивида как необходимой составляющей всего общественного устройства.

Решение проблемы в средневековой европейской философии

Проблемы жизни рассматривались и в европейской философии эпохи Средневековья. Однако они подавались в ключе христианской антропологии, поэтому на повестку дня ставились не вопросы жизни, а скорее вопросы жизни и смерти, бессмертного бытия, веры в Бога, загробной участи человека, которая предполагала попадание его либо в рай, либо в чистилище, либо в ад и т. д.

Многое сделали в этом ключе знаменитые европейские философы того времени - Августин Блаженный и Фома Аквинский.

По сути, жизнь людей на земле рассматривалась ими как временный этап существования, причем не самый лучший. Земная жизнь – это своеобразное испытание, полное лишений, страданий и несправедливости, которое каждый из нас должен пройти, чтобы обрести райское блаженство. Если человек будет проявлять на этом поприще должное терпение и трудолюбие, то его участь в загробной жизни будет достаточно благополучной.

Проблема сути жизни в традиции Нового времени

Эпоха Нового времени в европейской философии внесла существенные коррективы в понимание двух вопросов: первый изучал качество жизни, а второй был обращен к проблеме социальной несправедливости, которая пронизывала общество.

Людей уже не устраивала перспектива вечного блаженства в обмен на терпение и труд в настоящем времени. Они жаждали построения рая на земле, рассматривая его как царство правды, справедливости и братства. Именно под этими лозунгами и свершалась Великая французская революция, которая, однако, не принесла того, о чем мечтали ее создатели.

Европейцы стремились к тому, чтобы жизнь людей уже на земле была и благополучной, и достойной. Эти идеи и породили те социально-политические преобразования, которыми были богаты последующие столетия.

Древнерусская философия о смысле жизни

В Древней Руси проблема смысла бытия людей рассматривалась с точки зрения теоцентричности мироздания. Человек, рождаясь на земле, был призван Богом к спасению, поэтому он и должен был на протяжении всей своей жизни осуществлять Божий замысел.

В нашей стране не прижилась западноевропейская схоластика, с ее точными расчетами, согласно которым за тот или иной грех человек должен был совершить определенное количество праведных поступков или подать столько-то милостыни нищим или церковным служащим. На Руси долгое время приветствовалась милость тайная, которая делалась для Бога втайне от людей, потому что Христос и Богородица, увидев праведное поведение кающегося грешника, помогут ему пройти через все мытарства и обрести Царствие небесное.

Проблема жизни в русской философии

Знаменитые русские философы, начиная с В. С. Соловьева, очень внимательно рассматривали проблему смысла жизни человека на земле. И в их трактовке этот смысл связан с воплощением каждой личностью в своем уникальном и неповторимом бытии важнейших духовно-этических ценностей.

При этом данная философия, в отличие от ее западного варианта, носила религиозный характер. Русских авторов интересовало не столько качество жизни и социальные вопросы устройства социума, сколько проблемы иного порядка: нравственные аспекты взаимоотношений людей, проблема духовности, веры и безверия, принятие божественного замысла Творца и принятие идеи об изначальном гармоничном устройстве мира людей.

В этом ключе показателен диалог между Иваном и Алешей Карамазовыми (роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»), который как раз свидетельствует о решении вопроса о смысле бытия человечества на земле.

Если для Алеши, принимающего божественный замысел Творца и верящего в его безусловную благость, мир является прекрасным созданием, а человек, обладающий бессмертной душой, несет в себе образ божественной красоты, то для Ивана, душа которого полна горького безверия, вера брата становится непонятной. Он жестоко страдает от собственного несовершенства и несовершенства окружающего его мира, понимая, что не в его силах что-то изменить.

Подобные горькие размышления о смыле жизни приводят старшего из братьев к сумасшествию.

Преобразования 20 века в свете проблем жизни

20 век принес миру не только много новых знаний в области техники и науки, он еще и обострил вопросы гуманитарного характера, и в первую очередь вопрос о жизни человечества на земле. О чем речь?

Условия жизни человека резко изменились. Если раньше большинство людей проживало в сельской местности, ведя натуральное хозяйство и практически не имея доступа к большим источникам информации, то сегодня население планеты обосновалось в большинстве своем в городах, пользуясь Интернетом и другими многочисленными источниками связи.

Более того, именно в 20 веке было изобретено оружие массового поражения. Использование его в Японии и других странах доказало, что оно в кратчайший срок может уничтожить огромное количество людей, причем зона поражения может занять всю нашу планету.

Поэтому вопросы о жизни приобрели особо актуальный характер.

В 20 веке человечество пережило две крупнейших мировых войны, которые показали, что технологии смерти сильно усовершенствовались.

Биоэтические проблемы жизни

Развитие новых технологий обострило и проблему биоэтики.

Сегодня можно получить живое существо путем клонирования его клеток, можно зачать ребенка «в пробирке», подобрав ему тот генетический код, о котором мечтают родители. Существует проблема суррогатного (донорского) материнства, когда в организм женщины за определенную плату подсаживают чуждый ей эмбрион, и она его вынашивает, а затем рожает. И отдает...

Есть даже проблема эвтаназии – добровольного и безболезненного ухода из жизни смертельно больных людей.

Существует еще масса задач такого же характера: повседневная жизнь человека предоставляет их в избытке. И все эти задачи необходимо решать, ведь это фактически проблемы жизни, которые понятны каждому человеку и требуют от него осознанного выбора той или иной стороны.

Проблемы жизни в современной философии

Философия нашего времени по-новому рассматривает проблемы бытия.

Становится понятно, что современная жизнь человека дает нам, с одной стороны, много новых возможностей, таких как право узнавать информацию о том, что происходит на всей планете, перемещаться по всему миру, но с другой - с каждым годом растет число угроз. И в первую очередь это угрозы, связанные с терроризмом.

Совершенно ясно, что жизнь первых людей на земле была совершенно другой. Но человечеству надо приспосабливаться к новым условиям, поэтому вопросы жизни, ее смысла как никогда актуальны.

Кроме того, человек – единственное существо на Земле, которое осознает жизнь во всей ее полноте и богатстве. Поэтому люди, являясь, по сути дела, первыми среди живых существ, несут ответственность за то, какой будет наша планета через сотни и тысячи лет.

Комментарии
2
Чушь собачья. Люди как не знали, так и не знают что такое "жизнь" на самом деле.
А уж про ответственность, это даже не смешно.