Скрипач Вадим Репин: биография и фото
Человечество знает не так много вундеркиндов, способности которых к деятельному возрасту бы не угасли. Ими обычно полнятся и музыкальные, и художественные, и математические школы, но, что называется, "в финал" выходят единицы. Именно таков Вадим Репин. Новосибирский юный скрипач, покоривший мир, не остановился в своём развитии, не потерялся среди самых высоких имён музыкальной современности.
Самый лучший скрипач
Начинал он стремительно и блистательно. Уже через шесть лет после того как впервые провёл смычком по струнам, Вадим Репин выиграл Международный конкурс Венявского в Люблине, получив золотую медаль. Тогда он был одиннадцатилетним. А в четырнадцать он уже гастролировал по миру: Хельсинки, Берлин, Мюнхен, Токио…
В пятнадцать Вадим играл в Нью-Йорке, в Карнеги-холле. В семнадцать он победил на Международном конкурсе в Брюсселе – одном из самых престижных. Причём тогда он стал самым молодым лауреатом в истории этого соревнования. Королева Бельгии была так растрогана его игрой, что подарила ему гражданство. Теперь Вадим Репин может свободно жить и в этой стране тоже. Великий музыкант двадцатого века И. Менухин назвал молодого скрипача самым совершенным из всех, кого он слышал, лучшим из всех ныне живущих.
Взлёт не окончен
С той поры самые лучшие оркестры мира почитают за честь играть одну музыку с таким виртуозом, как Вадим Репин. Выступления состоялись с Берлинским, Бостонским, Кливлендским и Чикагским оркестрами, с "Ла Скала" и филармоническими оркестрами Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Амстердама. Теперь премии, которые когда-либо получал Вадим Репин, уже и не пересчитать. Участвуя в самых знаменитых и престижных фестивалях, он практически всегда забирал самые большие награды.
Музыкальные фестивали в мире проводятся разнообразные. Исторические, такие как Зальцбургский, пропускать нельзя, и все понимают, почему. Есть еще очень популярные, такие как Промс, там играть интересно и полезно. А есть такие атмосферные, неформальные, полные общения, как, например, швейцарский в Вербье, не посетить который означает словно оставить себя без сладкого. Так считает Вадим Репин. Биография его пополняется всё новыми и новыми фактами: сколько притязаний, столько и побед.
Концерты
Теперь у него около ста концертов в год на лучших площадках мира. Его партнёры по сцене всегда блестящи: Юрий Башмет, Марта Аргерих, Николай Луганский, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Евгений Кисин… Всех перечислить просто невозможно. Самое главное то, что Вадим Репин, скрипач от бога, всё ещё набирает высоту, и взлёт его не окончен. Современная жизнь неимоверно ускоряется, и этой гонке противостоять трудно, однако же необходимо.
Музыкант должен восстанавливаться после каждого концерта, который забирает массу энергии и почти все душевные силы. Концертные планы у профессионалов, таких как Вадим Репин – скрипач, составляются на несколько лет вперёд и только в самых исключительных случаях меняются. Причиной может послужить юбилей у кого-либо из друзей-музыкантов, тогда к ста концертам в год прибавляется ещё один. А ведь у Вадима далеко не один друг среди коллег. Да и другие ситуации довольно часто складываются так, что играть дополнительно просто необходимо. Где же берёт силы для такого напряжённого концертного графика Вадим Репин?
Состояние счастья
Когда человек счастлив, он может и горы свернуть. А причины для приподнятого эмоционального состояния весьма значительны с тех пор, как поженились Вадим Репин и Светлана Захарова. Дочь (фотографии этого маленького счастья не будет, родители берегут девочку от посторонних глаз) сделала творческую энергию исполнителя просто необъятной. И, конечно, сама музыка вдохновляет и придаёт сил.
Вадим Репин на своих концертах играет только те сочинения, которые не отбирают, а дарят радость, подпитывают своей мощью за счёт полученного от их исполнения удовольствия. Например, он всегда с восторгом играет Брамса и сам отмечает то, что каждая нота в сочинениях этого композитора приводит его в экстаз. Очень любит скрипач романтический стиль в музыке и много произведений такого плана имеет в репертуаре. А из нового, современного, он включил в концертные программы скрипичный концерт – потрясающее произведение, написанное Джеймсом Макмилланом специально для Вадима Репина.
Музыкальная школа
Никогда в семье его ни одного музыканта не было, и вдруг появился вундеркинд – Вадим Репин, скрипач. Биография его как музыканта началась в пять лет, когда 31 августа малыша привели записывать в музыкальную школу. Он хотел на ударные инструменты или на баян. Но оказалось, уже поздно, все места на этих отделениях были заняты. Дали Вадиму в руки скрипку и сказали, что если не понравится, то придётся прийти пораньше, но в следующем году.
Скрипка полюбилась мальчику до такой степени, что родители пересмотрели свои планы на оставшуюся жизнь. Отец Вадима был художником-оформителем, а мама – медсестрой. В дальнейшем папа зарабатывал на жизнь, а мама целиком отдала себя таланту сына и его поддержке. Она не имела абсолютно никакого музыкального образования и училась одновременно с Вадимом, слушая его и вникая в самую суть. Это полное материнское самопожертвование Вадим чрезвычайно высоко ценит, тем более что именно мама заметила, что маленький сын чисто, чётко и быстро подбирает услышанные песенки на любом инструменте.
После первого конкурса
Когда одиннадцатилетний Вадим получил почти все премии конкурса Венявского (и главную – первую, и в разных группах несколько знаков отличия, и от жюри, и от публики), встал вопрос о том, что делать дальше, как развивать успех? Мудрый педагог – знаменитейший сегодня и почти неизвестный тогда Захар Брон, подготовил Вадима к назначенной встрече с Тихоном Хренниковым. Мальчик за две недели выучил труднейший скрипичный концерт, чтобы порадовать этого прекрасного композитора.
Звёздной болезни начаться было неоткуда и некогда – одиннадцатилетний скрипач занимался более шести часов в сутки только своим инструментом. Да и мама жёстко пресекала любые попытки возгордиться. А Тихон Хренников очень полюбил Вадима Репина, так же, как своего ученика Максима Венгерова. Часто проходили авторские вечера композитора, где мальчики концертировали совместно с Женей Кисиным – вундеркиндом-пианистом. Счастливое и беззаботное было время!
Скрипки
Вадиму повезло с концертной скрипкой, сделанной чрезвычайно талантливым новосибирским мастером Михаилом Дефлером, но когда Тихон Хренников настоял в министерстве культуры на том, что этот мальчик достоин лучшего инструмента в мире, ему была выдана из государственной коллекции скрипка Страдивари. Горизонты перед юным талантом открылись просто необозримые.
Детская, трёхчетвертная (единственная в мире, кстати), она звучала как полноценная взрослая. А через три года, опять благодаря хлопотам Тихона Николаевича, Вадим Репин уже играл на полном Страдивари – Страдивари Венявского. Почти все знаменитые скрипки имеют имена, потому что у каждой своя биография. Этим инструментом пользовался сам Венявский, когда работал в Мариинском театре.
Но потом, взрослея, Вадим предпочёл Гварнери, потому что в инструментах школы Страдивари практически нет ничего земного, они безупречны, они в облаках поют божественными голосами. То есть эти скрипки каким-то образом задают исполнителю правила игры, которые тот не в состоянии нарушить. Гварнери сделал свои инструменты более философскими: они тоже с "заоблачным" красивым звуком, но и земным, "некрасивым" звучать умеют, не противятся, когда это нужно. А часто это бывает просто необходимо, особенно если играть современную музыку, которой у Вадима в репертуаре много.
Три поколения
Уже не первый раз в 2015 году в Новосибирске состоялся Транссибирский арт-фестиваль, где выступило три поколения скрипачей одной школы, в том числе сам Захар Брон и его замечательный ученик Вадим Репин. Фото выше ярко показывает, сколько экспрессии, сколько энергии приносят на сцену исполнители, по синхронному взмаху смычков видно – движение не остановилось!
В программе были самые виртуозные из известных скрипичных пьес – Сарасате, Равеля, Паганини... За дирижёрским пультом камерного оркестра стоял Захар Нухимович Брон. Играли юные, ещё далеко не восемнадцатилетние воспитанники этого мастера-педагога. Их музыка изумляла слушателей.
Исполнение Вадимом Репиным и Захаром Броном сонаты Прокофьева «до мажор» для двух скрипок было венцом этого великолепного почти трёхчасового концерта. Зал встал и долго не отпускал своих любимцев, ведь это они написали название родного Новосибирска на всех картах мировой культуры самыми крупными буквами.