Любовь в творчестве Бунина и Куприна – любовь земная и небесная

Древнегреческие философы раздели любовь на два вида. Афродита-Пандемос выступала в качестве богини земной чувственной любви, Афродита-Урания провозглашала любовь чистую, небесную. То есть она двояка. Она порождает желание созерцать и обладать красотой. Любовь в творчестве Бунина и Куприна отражает эти качества Венеры в полной мере.

Герои И.А. Бунина

Мечтая о любви, но не о высоком и чистом блаженстве, а о чем-то истинно земном, чувственном, герои И.А. Бунина боятся отдать себя любви, а потом жалеют об этом. Как правило, сами они не делают первого шага. Они ждут от женщины решительных действий.

Имеют ли его герои серьезные чувства? До какой-то степени да. Мужчина бывает наэлектризован им так, что или кончает жизнь самоубийством или живет только воспоминаниями. И в целом герои Бунина производят довольно жалкое впечатление. Им не хватает отваги, в них нет истинно мужского начала. Это началось давно. Еще Чернышевский, анализируя поведение тургеневских героев в статье «Русский человек на рандеву», приходит к выводу, что они обладают «жалкими чертами характера», всякому решительному шагу они предпочитают отступление, то есть он говорит о полной несостоятельности их как личностей. Зато девушки и женщины, как и у Тургенева, у Бунина обычно прямы, без пошлой грубости и решительны. Однако с Буниным все обстоит сложнее. Дух пронизывает плоть, делая ее благородной. Образуется сфера смятенного и мрачного чувства. Но если любовь продлится чуть дольше, то проза и пошлость жизни уничтожат ее. Любовь в творчестве Бунина и Куприна отличаются и характерами героев, и самим «качеством» любви, очень земным и плотским, при всей громадности ее взлета у первого классика и возвышенным у второго.

Персонажи А.И. Куприна

Традиция описания истинной любви в Европе сложилась так, что она обязательно должна закончиться трагично. Самый типичный пример – «Ромео и Джульетта». В России, начиная с пушкинской Татьяны, продолжает эту традицию Вера из «Героя нашего времени». Это не могло не наложить отпечаток на то, как изображает любовь А.И. Куприн. Даже жаркая, пылкая и полная пряных ароматов и благовоний любовь простой девушки из сада, увитого виноградными лозами, и царя царей оканчивается смертью. Случайно ли именно такой сюжет выбрал Куприн? Думается, нет. Все идет в рамках общепринятых традиций.

Но как возвышенны чувства его героев, скромных и самоотверженных! Куприн возводит женщину на пьедестал, сердца его героев открыты благородным чувствам, особенно маленьких людей с их пассивными добродетелями. Как видно из краткого анализа, любовь в творчестве Бунина и Куприна отличается тем, что носителем чувства зачастую выступает бедняк, готовый пойти ради него на любой подвиг и не ждущий за это никакой награды. Рассмотрим одно из самых замечательных произведений о любви в русской прозе.

«Гранатовый браслет»

Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» начинается совершенно безмятежно. Все счастливо и спокойно идет в доме княгини Веры Николаевны Шеиной. Опосредовано атмосфера напоминает дом Ростовых Л.Н. Толстого, с теми же разлитыми в воздухе уютом и теплотой человеческих взаимоотношений. У нее на даче встречают день ее рождения самые близкие друзья и родственники.

Она получает в подарок браслет с гранатами от человека, которого не знает, но который ее любит уже семь лет. Этот подарок омрачает ей праздник, но, разговаривая со старым мудрым генералом, она получает ответ, какой, по его мнению, должна быть любовь – «бескорыстной, готовой совершить любой подвиг, пойти на мучение. Ей это все в радость». «Любовь», – говорит генерал, – «величайшая тайна в мире». И Вере Николаевне удается прикоснуться к этой тайне, единой, всепрощающей, готовой на смерть. Тот скорбный день, когда маленький безобидный чиновник Желтков, покончив с собой, лежит в гробу, и его посещает, чтобы попрощаться с ним, Вера Николаевна, только у самых черствых людей не вызовет слез. Традиционный сюжет о маленьком человеке и красивой светской даме Куприн превратил в поэму о бескорыстной и возвышающей любви. Этот гимн чистому чувству, ничего не ждущему взамен, и есть рассказ Куприна «Гранатовый браслет». А теперь перейдем к совершенно иной, мистической любви в сочинении другого писателя.

«Чистый понедельник»

Мучительна любовь в творчестве Бунина. «Чистый понедельник» он сам считал своим лучшим произведением. Герой – «обычный» при всей свой физической привлекательности человек. Иное дело – героиня. Ее поступки странны и непонятны, но в них заключается значительность характера, «избранность» натуры. Эта краткая новелла практически лишена событий.

Она со своим спутником посещает концерты Шаляпина, «капустники», где их развлекают лучшие актеры Москвы, какие-то курсы, лекции, рестораны и трактиры. Но она чувствует свою отчужденность от всего этого. Героиня напряженно ищет того, что не понимает спутник, чего-то героического, цельного. Она одна посещает монастыри и находит свой идеал в религиозной старине. Героиня обладает властной женской прелестью, волей и жаждой жизни. Так сильно различаются герои и любовь в творчестве Бунина и Куприна. После масленицы, в чистый понедельник, она, рассчитавшись с любимым и отказавшись от него, уходит в мир духа, в монастырь. В последний раз герой видит свою возлюбленную случайно, уже в образе монашенки, но от нее исходит сильнейшее напряжение. Она почувствовала его присутствие в монастыре. Тихо развернувшись, герой уходит.

Заключение

Тематика любви в творчестве Бунина и Куприна различна, как и различен ее показ. Но любовь как трагедия сохраняется и одного и у другого автора. У Бунина это показано через катастрофичность бытия, у Куприна – через слом, казалось бы, всего незыблемого и прочно установившегося. Ведь, несомненно, княгиню изменит смерть безответно любившего ее человека. В конце рассказа она уже начинает понимать, что мимо ее жизни прошло, слегка коснувшись, что-то неведомое и огромное.

Комментарии