Анализ кредитоспособности предприятия: просто о сложном

Каждое предприятие сталкивается рано или поздно с необходимостью взять некоторую сумму в кредит с целью обеспечения текущей деятельности, для покупки дорогостоящего оборудования или с другой целью. Очевидно, что далеко не каждому предприятию стоит давать кредит – компании различаются между собой по некоторым показателям, характеризующим надежность фирмы и величину риска при предоставлении кредита. В данной статье мы расскажем о том, что такое анализ кредитоспособности предприятия, и как он проводится.

Предоставление кредита всегда связано с определенным риском, поскольку всегда есть вероятность невозвращения денег должником. С целью минимизации данного риска крупные финансовые институты, прежде чем дать ссуду той или иной фирме, проводят так называемый анализ кредитоспособности предприятия с целью оценки целесообразности предоставления денег в долг данной фирме. На основании результатов анализа принимается решение о предоставлении либо непредоставлении кредита, возможно также решение об изменении условий кредитования – изменении суммы, процентной ставки, сроков погашения ссуды.

Анализ кредитоспособности может проводиться не только извне, но и изнутри. Анализировать кредитоспособность можно и нужно, поскольку это позволяет заранее спрогнозировать решение банков, и, таким образом, заранее предусмотреть, стоит ли рассчитывать на привлечение ресурсов извне. Данную процедуру также часто проводят аудиторские компании, о чем пишут в своих заключениях касательно состояния дел фирмы.

С практической точки зрения анализ кредитоспособности организации представляет собой расчет нескольких основных показателей, основываясь на значениях которых, и формируется мнение о возможности фирмы получить ссуду:

1) Соотношение «Объем реализации/текущие активы» - данное соотношение показывает степень оборачиваемости, а значит, эффективности использования оборотных активов фирмы. Чем выше данный показатель – тем более эффективно построена деятельность предприятия, и значит, тем надежнее оно в качестве должника.

2) Соотношение «Объем реализации/собственный капитал» - характеризует эффективность использования уставного капитала предприятия. Опять же, чем выше значение данного показателя, тем выше кредитоспособность предприятия.
Если анализ кредитоспособности предприятия проводится «на скорую руку», иногда ограничиваются лишь двумя вышеуказанными цифрами. Однако данный подход – верный путь к неудаче, поскольку полный анализ включает рассмотрение еще трех показателей:

3) Соотношение «краткосрочная задолженность/собственный капитал» - характеризует степень покрытия долгов предприятия его капиталом. Чем меньше данное соотношение, тем проще будет фирме расплатиться со своими кредиторами.

4) Соотношение «дебиторская задолженность/выручка» - позволяет оценить скорость выплаты долгов дебиторами фирмы. Логично, что потенциальный кредитор заинтересован в том, чтобы данный показатель имел как можно меньшее значение, ведь чем быстрее задолженность перед фирмой превращается в деньги, тем надежнее она сама как должник.

5) Соотношение «ликвидные активы/краткосрочная задолженность» - характеризует степень покрытия наиболее срочных долгов фирмы наиболее ликвидными ее активами. Чем выше данный показатель – тем лучше чувствует себя фирма в плане кредитоспособности.

Только после того, как рассчитаны (желательно за несколько последних лет) данные показатели, анализ кредитоспособности предприятия можно считать завершенным. Теперь можно не боясь принимать решение о предоставлении ссуды предприятию, ведь кредитор знает всю ее финансовую подноготную.

Комментарии