«Ночная терраса кафе» Ван Гога. Легкий сон ночью

В возрасте 27 лет Винсент Ван Гог, спасаясь от охватившей его депрессии, обратился к живописи. В 1886 году он переехал в Париж, где изучал японскую гравюру и живопись импрессионистов.

В картине «Ночная терраса кафе» Ван Гог выразил новые впечатления от южной Франции. Работа изображает кафе, расположенное в районе города Арля в сентябре 1888 года. Само кафе восстановлено в 90-х годах и окрашено в желтый цвет, чего не было, по-видимому, при жизни Ван Гога, если не считать желтого освещения ночью. Впоследствии его переименуют в «Кафе Ван Гога».

Так оно выглядит в наши дни, более чем сто лет спустя.

Замыслы художника

Свой замысел сам Ван Гог описал в письме к сестре Вильгемине: « … Новая картина представляет внешний вид ночного кафе. На террасе есть маленькие фигурки пьющих. Ее освещает огромный желтый фонарь. Он проливает свет не только на террасу, но и на брусчатый тротуар, который вбирает розовый оттенок от фиолетового цвета. Фронтоны домов под голубым небом наполнены звездами. А сами они не черные, а отливают глубокими синими и фиолетовыми тонами. Рядом – зеленое дерево. В этой картине ночи нет черного. Есть только красивые голубые, фиолетовые и зеленые цвета. В этом желтом освещении известь окружающих домов окрашивается бледно-серым. Мне чрезвычайно интересно и забавно рисовать там ночь. Я сразу понял, как подойти к колориту. Достаточно в темноте взять синий для зеленого, вместо синего сиреневый с розовыми оттенками. Это единственный выход из черноты ночи».

Новое направление в творчестве

Стиль картины «Ночная терраса кафе» является эксклюзивным, весьма оригинальным для Ван Гога, так как он впервые изобразил глубину перспективы и использовал теплые тона. Это первая работа, в которой он изобразил звездное небо.

Затем он повторил его в картине «Звездная ночь на Роной», и еще позже фон со звездами появится в «Портрете Эжена Боха». Полотно «Ночная терраса кафе» обогатило его стиль легкостью, воздушностью и человечностью, хотя и в нем можно найти нечто, напоминающее ночной сон. Поиски Ван Гога привели к созданию нового направления – постимпрессионизма.

Освещение

В произведении «Ночная терраса кафе» две доминанты: кобальтово-синее ночное небо со звездами и яркий желтый свет фонаря, освещающий плоскость стены. Он неоднороден. Освещение дает зеленоватые и оранжевые блики на стене и на тротуаре кафе, на брусчатке рядом с кафе и повторяется в витринах и окнах рядом стоящих домов, создавая впечатление теплой южной ночи.

За столами сидят освещенные желтым фонарем небольшие фигурки посетителей в красно-оранжевой одежде. Они прописаны схематично, условно, так как не являются главенствующими. У них нет самостоятельного значения. Они просто создают естественный фон. Как и те люди, которые идут по улице в разноцветной одежде. Очень интересно колористическое решение брусчатки.
Здесь и желтые отблески фонаря, и сиреневато-розовые оттенки ночного неба. На стул падает зеленый отблеск стоящего рядом дерева. И все вместе без пестроты дает полную картину ночи.

Небо

Отдельно стоит сказать о глубоком ночном небе. Оно наполнено крупными золотистыми звездами, дающими белесоватый свет, который попадает в некоторые окна домов.

Небо занимает треть картины «Ночная терраса кафе». Винсент Ван Гог написал его так, что от него трудно отвести глаза. Его цвет неоднороден: временами он становится темно-синим, местами высветляется. И только звезды, как крупные драгоценности, сверкают на нем. Его отблески ложатся на верхние этажи стен мягкими голубоватыми и сероватыми красками, обогащая общую палитру картины.

Как появляется новое?

Из обыденного городка, простенькой улочки и кафе художник творит иную реальность, которая существует у него в воображении. «Я часто думаю, что ночь богаче красками, чем день», – писал Ван Гог. «Ночная терраса кафе», описание которой дано выше, отличается тем, что творческое воображение создателя другого мира выходит за рамки восприятия обычного человека, который, проходя каждый день по улице, не может заметить в ней ничего нового и поэтичного. Перефразируя Заболоцкого, можно сказать, что живописец переносит на полотно «приметы изменчивой души». В данном случае он отражает душу города и ночи, даже не ставя перед собой такой цели. Это выявляется «побочно», подсознательно. У каждого большого художника в творениях появляются вторые и третьи планы, которые без его воли, бессознательно показывают именного его. В данном случае ушла присущая художнику резкость и напряженность его смятенного сознания, заменившаяся на почти детскую мягкость и нежность, смешанную, однако, с некоторым страхом.

Картина «Ночная терраса кафе» (Ван Гог), написанная маслом на холсте, находится в Крёллер-Мюллер музее, Оттерло (Нидерланды).

Комментарии