План анализа стихотворения (9 класс) по литературе: примеры
Целью анализа стихотворения "Пророк" А. С. Пушкина является показ изменения юношеского легкомысленного мировоззрения поэта в свете знакомства с людьми глубоко верующими и досконально знавшими Писание – масонами П. Я. Чаадаевым и П. А. Вяземским.
Лицейский период
Воспитанный на сочинениях французского Просвещения, в семье, где к религии относились с прохладцей, молодой человек, скорее подросток, в 14 лет пишет первую почти антирелигиозную поэму «Монах». Так или иначе, он с усмешкой относится к религии, не воспринимая ее как высочайшее достижение человеческого духа. Он не умеет разделить три понятия – Бога как Творца и Создателя всего сущего, религию как доктрину и систему догм, церковь, которая закабаляет человека в строжайшем соблюдении чисто внешних обрядов.
Знакомство с П. Я. Чаадаевым
Оно произошло в 1816 году. К этому времени Петр Яковлевич уже два года состоял в масонской ложе, называя самого себя «христианским философом».
Знакомство с П. А. Вяземским
Петр Андреевич был также масоном и, естественно, преследовал те же цели, что и Петр Чаадаев. Они познакомили с Ветхим Заветом своего друга и повлияли на его мироощущение. Показ духовной эволюции должен войти в план анализа стихотворения (9 класс) по литературе: знание "Книги Исайи" Пушкиным к 1826 году и осмысление того, что есть Пророк.
Ссылка в Михайловское
В 1826 г. А. С. Пушкин был в ссылке в Михайловском. Он заезжал к А. П. Осиповой в Тригорское, у которой была обширная масонская библиотека, и углублял знание Писания: масоны были люди глубоко верующие и начитанные.
Разбор по строфам
Перед каждым учеником должен лежать текст. Разбирать следует каждую строфу, ничего не пропуская, поясняя по ходу чтения непонятные современному школьнику слова, например, "перст", "уста", "зеница" и прочие.
Итак, начало
Опираясь прямо на 6 главу, стих 1 Исайи, самого велеречивого библейского пророка, Пушкин пишет, как, почему и зачем человек может стать пророком, и чем он отличается от людей, суетящихся в повседневности.
Что видит Господь, потеряв надежду, что его услышат люди? Грехи и беззакония, опустошенные войной города и земли, руки людей, обагренные кровью. И такой народ приносит ему жертвы. Но Богу отвратительны кровь тельцов и агнцев, благовонные курения и праздники. Кто будет вестником горькой воли Божьей?
Находится человек, который удаляется в пустыню, потому что у него неизбывный мрак на душе, и только в одиночестве он смутно надеется, что Творец его просветит: зажжет в душе лампаду.
Прежде всего будущего пророка не удовлетворяет духовная пустота, которая его окружает, погоня за золотом, «незрячие, глухие» люди, для которых уже хорошо, если есть обед и ужин. По большому счету толпе больше ничего и не надо. И Исайе хочется уйти от нее, очиститься. Но куда и как? Туда, где никого нет, в пустыню. И с душой, полной горечи и тоски, еле-еле, без сил, бредет человек, отринувший мир, в полном одиночестве. Куда влачится, он и сам не знает, и дороги не разбирает, и, наконец, падает без сил. Так начинается анализ стихотворения. План 9 класс пока не может составить самостоятельно, но в общих чертах пункты понятны.
Явление
На развилке Господь посылает человеку грозный знак: своего самого ближнего, всего сверкающего огнем и сжигаемого любовью к Богу ангела: шестикрылого серафима. Двумя крылами он прикрывает ноги, двумя – руки, на двух летает.
Что делает серафим
В звенящей тишине, молча, ангел легко и безболезненно касается зрачков (зеница – это зрачок) человека, до самого дна, до самой глубины меняя его видение мира, так, что никогда его глаза не будут закрыты. Они стали как у птицы, без век.
Но этого мало, ангел коснулся ушей – и о чудо! Все, как впервые в жизни, и разом услышал человек. Это были необыкновенные звуки, совершенно не из нашей повседневности, где гомонят птицы и лают собаки, где на базарах торгуются продавцы и покупатели, где слышна ругань и дрязги. Он услышал то, что нам не дано – музыку и гармонию небес, плеск рыб в океанах, рост (прозябанье – это рост) пшеницы в поле, движение сока в виноградной лозе. А он уже слышит и видит все сущее в его огромных возможностях, которые людям не измерить и не ощутить. Вот так идет анализ стихотворения (9 класс) по литературе. Далее испытания продолжились. Вместо грешного пустословного языка Серафим вкладывает в уста пророка жало змеи. Древние считали змею мудрой и знающей тайну бессмертия: меняя кожу, она каждый раз рождается заново – людям это не дано. И змеиный язык пророка изречет мудрые, красноречивые и правдивые слова.
Еще страшнее продолжает действовать серафим – он рассекает грудь и вынимает трепетное пугливое сердце, а вместо него вкладывает пылающий огнем уголь. Испепеляющий огонь не даст человеку успокоиться, зажить мирно и уютно.
Что было дальше
Серафим удалился. В пустыне остался труп. Только Бог воскресил человека из мертвых, позвав его на подвиг исполнения своей воли.
Что случится с пророком далее
Об этом прямо не говорится в стихотворении, но надо знать, что за прямые высказывания будут поношения: удары камнями и палками – это еще самое малое, что пророк вытерпит. Задача поставлена – разбудить, вытащить из косности и грехов толпу. А это страшно. Толпа может взбунтоваться и разорвать пророка на части, когда он вещает «удалите злые деяния свои, грехи ваши тяжки и красны, как кровь, остановитесь, и прощу вас, как снег убелю».
Таков план анализа стихотворения (9 класс) по литературе. Пушкин не дает двусмысленного толкования превращения человека в пророка, который может прямо всем сказать: «Дух Господень на мне, да не убоюсь я царя!». Ведь пророк - не прорицатель, но тот, кто видит и слышит настоящее насквозь и одновременно все разом, и вещает об этом. Пророк - избранник Бога на земле.