Сочинение "Почему умер Базаров в конце романа?"
Художественный мир писателя-классика всегда содержит ряд образов особо крупной концептуальной смысловой емкости, вызывающих у читателя рой ассоциаций. У Тургенева это будут любовь, природа, мироздание. На примере Евгения Базарова можно рассмотреть, как рушатся эти ценности, вызывая в итоге разрушение, а точнее, физическую невозможность его существования. Можно сказать иначе – Бог посмеялся над всеми убеждениями Евгения Базарова и привел его к неотвратимому итогу, который он так и не осознал. Вот почему умер Базаров.
Любовь
В жизни Тургенева и его персонажей любовь занимает воистину главенствующее место. Показательно общее определение Тургеневым этой первичной человеческой симпатии. «Я полагаю, – говорил писатель Гюставу Флоберу, – что только любовь вызывает такой расцвет всего человеческого существа». На любви тургеневских героев уже изначально лежит печать внутреннего драматизма, предсказывающая этим лицам неминуемое скорое расставание. В самом деле, сколько-нибудь долгого союза не возникнет у Анны Одинцовой и волевого и решительного Евгения Базарова, который, по его признанию, полюбил «глупо, безумно», то есть страстно и, добавим, навсегда. Метафора, которую вводит в свои произведения Тургенев, – «любовь-свеча», «любовь-лампада», – не случайна, потому что свеча, помимо других ее значений, символизирует канал связи человека с иными мирами, определяет точку встречи посюстороннего и потустороннего.
Атеизм
Базаров - убежденный атеист. Но это момент моды того времени, когда проходил системный кризис России в 60-е годы. Он был и кризисом религиозного сознания, органичного для феодального общества, где возглавляющий царь-батюшка носит сакральный смысл помазанника божьего, отблеск которого отражается и на помещике, и на главе любого патриархального семейства. Это сознание рушится с наступлением капиталистического предпринимательства, базирующегося уже на сознании юридически-правовом. Причиной неверия Базарова явился максималистский личностный пафос, опасающийся растворения индивидуальности в Боге. В самой сути это стремление означало желание одолеть саму смерть. Неверие Евгения Базарова делало его круглым сиротой. Это вторая причина, почему умер Базаров.
Природа
Она как бы обещает поделиться с тем, кто к ней обращается, если не бессмертием, то своим беспримерным долголетием. Однако она оставляет для жизни только людей рядовых, ничем не выделяющихся особей. Так в романе останутся жить и процветать Фенечка, Аркадий, Катя, но живым мертвецом окажется сорокалетний Павел Петрович Кирсанов.
Мироздание
Это последняя часть триады Тургенева. Считал ли возможным сам автор равноправный союз с ним? Вот знаменитое горькое раздумье Евгения Базарова в сцене под стогом, где он вместе с Аркадием Кирсановым предается прекрасному занятию, лежа на земле и глядя в небо. Он задумывается о свой ничтожности по сравнению с космосом, человек-песчинка, до которого никому нет дела. Он понимает, что ему отмерено чрезвычайно мало времени. И это он воспринимает как безобразие.
Если внимательно прочитать хотя бы рассказы и повести Тургенева, то выявится именно эта триада – любовь, природа, мироздание, немилосердные к человеку силы, превосходящие все его тщетные попытки что-либо продлить. Вот на этом может базироваться сочинение «Почему умер Базаров». Хотя можно со скрупулезной тщательностью, не обобщая, перечислять мелкие факты.