Как развивать память
Какие родители не хотят, чтобы их чадо хорошо училось в школе, став затем таким же успешным в будущей жизни, как и они. Значит, задумываться над тем, как развивать память, надо, когда ребенку всего год, и целенаправленно этим заниматься.
Однако не все родители знают, что возможности у каждого ребенка разные. Есть дети с отклонениями в развитии. А кроме того, у некоторых детей не сформировано логическое мышление, и из-за этого возможны проблемы в школе. В таких случаях родители должны посоветоваться с врачом, как развивать память у детей с подобными проблемами. Многие дети, которых воспитывали дома, не научены делать анализ, строить умозаключения, выполнять многоступенчатые задания, а происходит это из-за рассеянного внимания или неумения самостоятельно выполнять задания, когда ребенку нужна постоянно помощь и контроль родителей. О чем это говорит? Как правило, о том, что у отдельных детей недостаточно развито внимание, восприятие, мышление и память.
Как развивать память, чтобы в будущем у ребенка не было проблем с развитием? С самых первых дней жизни нужно много говорить с ребенком. Читать ему скороговорки, четверостишия, книжки. В то же время, не помешает знать те законы, по которым живет наша память.
Первый «закон» памяти гласит, что для запоминания ребенок должен получать яркое впечатление о том, что вы хотите, чтобы он запомнил.
«Повторение – мать учения» - это не школьная пословица, именно так звучит второй «закон» памяти.
А вот «закон» памяти номер три – это простая ассоциация. Если ты хочешь запомнить факт – установи связь с каким-либо другим. То есть можно показать в действии, как собачка лает, а кошечка мяукает, свинка хрюкает, медведь рычит и так далее.
Любая развивающая игра одновременно способствует развитию памяти. Память ребенка развивается постепенно, как и его органы. Для развития памяти особенно важны игры, но не обязательно дорогостоящие игры. Полагаю, что картинки и книжки есть в каждом доме. Надо просто показывать их ребенку и называть вслух, что на них изображено, это сможет любой, если только у него нет дефекта речи. Существуют и специальные упражнения, развивающие память.
«Покажи игрушку (картинку) и назови». Сначала вы показываете ребенку до года игрушки, называете их. Затем иллюстрируете, рассказываете, что они делают (собачка гавкает, бегает). Когда ребенок научится узнавать собачку, выбирать ее из всех игрушек, которые лежат перед ним, потянется к ней ручками, значит, он ее запомнил, а вы достигли цели. Похвалите ребенка, поцелуйте, порадуйтесь за него. Вы думаете, что он вас не понимает? Ошибаетесь, он понимает интонации, он их слушал целые 9 месяцев и чувствует ваше настроение.
Когда ребенок научится говорить, то же самое можно делать и с картинками. Показать ребенку на картинке собачку, спросить, какие звуки она издает. Дальнейшие занятия должны быть уже чуточку сложнее. Можно сравнивать, кто больше, кто меньше, рисовать, играть. Советую проводить занятия с цветными строительными кубиками. Так вы будете учиться запоминать цвета и фигуры (куб, цилиндр, конус). Учите названия пальчиков и считайте их. Счет можно учить на 2-3 языках – все это прекрасно развивает память и абсолютно не сложно для ребенка. Много читайте с ребенком книжек с самого раннего возраста. Даже если он не говорит еще ни слова, он уже запоминает все слова. Разговаривайте с ребенком, не бойтесь сложных предложений, чем богаче ваш язык, тем раньше ваш ребенок заговорит, и тем больше будет его словарный запас.
Все вышеперечисленное – это далеко не полный список того, что улучшает память и развивает вашего ребенка. Также для развития памяти и речи очень хорошо подойдет большой, яркий, цветной алфавит. Сначала вы называете ребенку, что нарисовано на картинке, а затем с ним вместе «пробуете на зуб» первые слова. Когда ребенок подрастет, попробуйте обратную игру – попытайтесь определить на слух, с какой буквы начинается слово.
Дети очень любят учиться, для них это все веселая игра. И вы неизменно хвалите их за успехи. И скоро вы, радуясь собственным результатам, будете учить родственников и соседей, как развивать память у детей.