Дмитрий Пригов - поэт, художник, имиджмейкер
В семье пианистки и инженера 5 ноября 1940 года родился известный советский и российский поэт Дмитрий Пригов. Окончив школу, он поступил в Строгановское училище на отделение скульптуры, а по окончании его работал в московском управлении архитектурой. С 1975 года Дмитрий Пригов состоял в Союзе художников СССР, а в 1985-м стал участником клуба авангардистов. Стихи публиковал в основном за рубежом в эмигрантских журналах США, Франции и Германии, а также в неподцензурных (самиздатовских) изданиях в России. Большой известности не было, но многие знали, что есть такой Пригов Дмитрий Александрович.
Стихи
Тексты его стихов состояли преимущественно из буффонады, манера изложения была экзальтированной, немного сродни кликушеству, что вызывало здоровое недоумение у основной массы читателей. В результате 1986 год был отмечен принудительным лечением в психиатрической клинике, откуда его быстро достали протесты, возглавленные Беллой Ахмадулиной как внутри страны, так и за рубежом. Естественно, во время перестройки Дмитрий Пригов стал чрезвычайно востребованным поэтом, и с 1989 года его работы публиковались в неимоверных количествах практически во всех медиа, где позволял формат, а изменился он почти всюду.
В 1990 году Пригов вступил в Союз писателей СССР, в 1992-м – в члены ПЕН-Клуба. С конца 80-х годов был непременным участником телевизионных программ, издавал сборники стихов и прозы, даже большая книга его интервью вышла в 2001-м. Дмитрий Пригов был отмечен различными премиями и грантами. В основном меценаты были немецкими – фонд Альфреда Тепфера, Академия искусств Германии и другие. Но и Россия вдруг заметила, какие хорошие стихи пишет Пригов Дмитрий Александрович.
Картины
Литературная деятельность не сразу стала основополагающей в творчестве Дмитрия Пригова. Он являлся автором огромного количества всяческих перфомансов, инсталляций, коллажей и графических работ. Это был активнейший участник андеграундных акций в области литературы и изобразительного искусства.
Его скульптуры с 1980 года участвовали в выставках за рубежом, а в 1988-м состоялась и персональная выставка в Чикаго. Театральные и музыкальные проекты тоже нередко сопровождались участием Пригова. С 1999 года Пригов Дмитрий Александрович руководил всевозможными фестивалями, заседал в жюри разнообразных конкурсов.
Концептуалист
Всеволод Некрасов, Илья Кабаков, Лев Рубинштейн, Владимир Сорокин, Франциско Инфантэ и Дмитрий Пригов распахали и идеологически засеяли ниву русского концептуализма – направления в искусстве, где приоритет принадлежит не качеству, а смысловому выражению и новой концепции (концепту).
Поэтический имидж – главный момент, на котором концентрируется вся индивидуальная система творца нетленного искусства. Пригов разработал целую стратегию конструирования имиджа, где каждый жест продуман и снабжён концепцией.
Имиджмейкер
Много лет ушло на исключительное по полезности примеривание разнообразных имиджей: поэт-резонёр, поэт-кликуша, поэт-мистический лидер и так далее. Один из интересных элементов – употребление отчества в обязательном порядке, можно как «Алексаныч», можно без фамилии, но с традиционным произношением. Интонация примерно такая: «И кто за тебя это делать будет? Дмитрий Алексаныч, что ли?» – с намёком на «наше всё», то есть Александра Сергеича Пушкина.
Повышенное внимание к имиджу само по себе не является характерной чертой концептуализма, но тем не менее прошли времена, когда для того чтобы быть поэтом, достаточно было писать хорошие стихи. Со временем изощрённость в создании собственного образа стала довлеть над творчеством как таковым. А начиналось это явление красиво – Лермонтов, Ахматова... Концептуалисты довели эту второстепенную традицию практически до абсурда.
Жизнь как эксперимент
Рефлексивные усилия Пригова подвели под стихотворные конструкции эту странную псевдо-философическую платформу, как по Маяковскому – на мелких местах. «Милицанер» осмысливает сакральную роль государства в человеческом существовании, в «Тараканомахии» видна попытка раскрыть древнее низменное начало, которое привносит в жизнь наличие домашних насекомых.
Любой писатель-новатор экспериментирует с материалом, стилями, приёмами, жанрами, языком. Тенденция в творчестве Пригова – соединение любой художественной практики с масскультом, обыденной жизнью, часто – с кичем. Эффект, конечно, читателя потрясает.
Зависть к «любимцам публики»?
Здесь же можно упомянуть и о трансформации произведений множества других авторов – от классики до безымянных графоманов, в которой преследуется не столько эстетическая, сколько идеологическая цель. «Самиздатская» версия «Евгения Онегина» стала тому примером, а Пригов из Пушкина попытался сделать Лермонтова, заменив прилагательные.
Самый употребительный перфоманс среди приверженцев музы Пригова – чтение классических произведений вслух, с подвываниями, нараспев, в стиле мусульманских и буддистских песнопений, которые и названы именем поэта («приговские мантры»). Стихотворных работ Дмитрий Пригов, биография которого чрезвычайно богата на события, написал огромное количество – более тридцати пяти тысяч. Он скончался в июле 2007 года в больнице после инфаркта в возрасте шестидесяти семи лет. Похоронен на Донском кладбище, где его часто посещают соотечественники и зарубежные гости, впечатлённые его произведениями и образом жизни.