Современная американская художница Синди Шерман: биография, творчество
Современный мир искусств полон разнообразия и креатива. Цели, преследуемые художниками, создающими свои работы, абсолютно разные. Ясно одно: каждый стремится привнести что-то новое. Кто-то с помощью искусства хочет показать свои чувства, кто-то желает подарить миру капельку добра. Синди Шерман стала одной из тех художников, кто ломает стереотипы. Она высмеивает современные устои и правила, и за это ее любят.
Рождение
Синди Шерман родилась в 1954 году. 19 марта малышка появилась на свет в городе Глен-Ридж в штате Нью-Джерси (пригород Нью-Йорка). Сразу после ее рождения семья перебралась в Хантингтон, Лонг-Айленд. В ее семье пять детей. Родители никак не были связаны с искусством. Отец инженер, а мать - учитель.
Детство
Биография Синди Шерман начинается в многодетной семье. Девочка в ней стала пятым и последним ребенком, хотя на тот момент двое детей уже были самостоятельными и предпочли жить отдельно. Отец часто показывал свой строгий нрав, и тогда матери приходилось защищать их. Один из старших братьев Синди Шерман Фрэнк в возрасте 27 лет покончил жизнь самоубийством из-за неудач в личной жизни. Парень никак не мог найти свое место под солнцем, и это привело к глубокой депрессии.
Уже с малых лет девочка любила менять образы. Она наряжалась в разную одежду, которая осталась от бабушки, меняла прически и красилась. Ее не интересовали образы принцесс и королев, как остальных сверстниц, она наряжалась в старых дам, ведьм и чудищ. Кроме того, Синди умела рисовать, что впоследствии оставило отпечаток на ее жизни.
Школьная жизнь
Семья Синди Шерман не обладала достаточными средствами на обучение детей, поэтому в 1972 году девушка решила поступить в Университетский колледж в Буффало. Там она занялась живописью, но через некоторое время поняла, что ее не интересует копирование чужих работ, ей хотелось заниматься чем-то своим, особенным. Синди осознала, что фотоаппарат сможет скопировать изображение гораздо лучше нее, поэтому постепенно переключилась на фотографию. Это дало ей гораздо больше простора для вдохновения и новых идей. В 1977 году она окончила университет и получила диплом.
Творчество
Сразу же после окончания университета девушка начинает воплощать свои идеи в жизнь и приступает к работе над новым проектом. Он получил название Untitled Film Stills, что в переводе означает «Кадры из фильмов без названия». Серия ее черно-белых снимков вышла в 1980 году и состояла из 69 фотографий. Синди сама выступила в роли модели, костюмера, гримера и фотографа в одном лице. В 1980 году девушка остановила работу над этим проектом, так как на тот момент ей казалось, что кадры себя исчерпали.
Ее начали приглашать на различные выставки, но Шерман удручало то, что это практически не приносило никаких доходов. Остальные художники получали точно такие же отзывы в прессе, как и она, но их заработки были гораздо больше. В тот же год Синди решает работать в цвете и с большим форматом. Второй ее проект вызвал неоднозначную реакцию. На снимках были запечатлены рвотные массы и прочие «противные» вещи, но люди покупали ее работы.
В 1990 году появляется новый проект художницы под названием History Portraits/Old Masters («Исторические портреты/Старые мастера»). Во время создания серии снимков художница находилась в Риме, но она принципиально не пошла ни в музеи, ни в церкви. Свои работы она создавала, исключительно полагаясь на репродукции из книг. И это наконец-таки принесло ей доход. Сама Шерман считает, что это произошло, потому что зрителям больше не хотелось смотреть на «современное искусство», им хотелось чего-то более душевного и теплого.
Следующая ее работа называлась Sex Pictures («Сексуальные картинки»). Для ее создания художница специально заказывала медицинские мужские и женские манекены. Так как половые органы не слишком уж отличались красотой, девушке приходилось все исправлять. В этом ей помогли уроки живописи. Она наклеивала лобковые волосы и раскрашивала манекены в разные цвета. Шерман с детства тянуло к вещам, вызывающим отвращение, и в этой работе ее главной задачей было выяснить, почему она испытывает такое влечение.
Этот вопрос она продолжает раскрывать в своей новой работе Civil War («Гражданская война»). Весь проект пронизан жестокостью, насилием и кусками человеческого гниющего мяса. Это дало художнице понять, что в некой степени ее привлекает тематика смерти.
В 1990-х она пробует себя в роли режиссера. Ее фильм под названием Office Killer («Убийца в офисе») не принес популярности, но плохим его назвать нельзя, потому как эта работа включает в себя сразу несколько жанров: комедия, ужасы и триллер. Все в духе Синди Шерман.
Чуть позже женщина решает вернуться к корням и выпускает серию снимков стареющих актрис. Новый проект отсылается к ее «Кадрам из фильмов без названия», где молодые и симпатичные девушки уже потеряли былую жизненную силу, они увядают, но еще сохраняют некий шарм и интригу. После чего художница пробует себя в образе клоуна. Снимки получились скорее грустными и агрессивными, нежели веселыми. В 2000 году художница выпустила новый проект, котором показала всю напыщенность Голливуда. Слишком много макияжа и силикона.
Сама художница признается, что всегда была очень скромной, именно поэтому иногда ей хотелось побыть другим человеком. За всеми своими костюмами, париками и накладными частями тела, женщина следит очень тщательно. Они аккуратно разложены по нескольким шкафам.
Особенности творчества
Первые фото Синди Шерман больше напоминают кадры из жизни, случайно заснятые на камеру. Она никогда не выбирает какого-то определенного человека, которого хотела бы показать в своих работах, она выбирает определенный типаж, заинтересовавший ее. Все персонажи, которых она изображала, вымышлены. Художница снимает себя сама и только в редких случаях просит кого-то ей помочь. Она не обременяет себя поиском моделей для своих проектов. Синди пыталась снимать друзей и родственников, и даже однажды наняла себе помощника, но ни с кем из них она не смогла работать, потому что и сама не знала, что в действительности хочет увидеть на своих фотографиях. Девушка просто не могла объяснить, что ей нужно. Для них это все было развлечением, но для Синди это была работа.
Чаще всего она изображает женщин разных слоев общества: деловая бизнес-леди, проститутка, домохозяйка, простушка, работница библиотеки или же страстная независимая женщина. Ее работы не оставляют никого равнодушным. Они полны драматизма, скандального и даже провокационного настроения, черного юмора. Синди показывает современных людей, прячущих свои чувства глубоко внутри, снаружи же - фальшивые улыбки и гримасы.
Феминизм в работах
В своих работах фотограф Синди Шерман показала женские образы: девушка, которая путешествует автостопом, рыдающая пьяная женщина, работница в офисе, ребенок в городе, брошенная любовница. Безусловно, критики увидели в фотографиях феминистические мотивы. Ее проекты показывают фальшивку. Таким образом женщина пыталась показать всю напыщенность женских ролей и порой неестественное поведение в обществе представительниц слабого пола. В отличие от других фотографов, Синди всегда утверждала, что фотоаппарат лжет. Ее творческий взгляд на мир и окружение похож на проповедь в современном искусстве. Так она чувствует происходящее вокруг себя.
После того как она получила новый заказ от журнала Artforum, ее феминистические образы взбудоражили всех вокруг. Они выглядели как пародия на картинки из порнографических журналов, вот только героини совершенно не выглядели возбуждающе, наоборот, они казались грустными и усталыми. Таким образом, современная американская художница Синди Шерман хотела показать, как чувствуют себя девушки под неустанным мужским взглядом. Как тяжело жить в обществе, где главная роль все еще принадлежит мужчинам.
Компьютерная обработка
При создании своих работ Шерман приходится прибегать к компьютерной обработке. Так как чаще всего она снимается в студии, то при помощи компьютерных программ она дорисовывает задний фон. К такому методу художница прибегает для придания образу большей фальши и показушности.
Выставки
Сразу после выхода в свет ее первой серьезной работы - «Кадров из фильмов без названия» - к девушке приходит успех. Теперь толпа твердит одно имя: Синди Шерман - художник. Она приняла участие в нескольких международных выставках, одной из которых была Венецианская биеннале. Эта выставка очень почетна для художников. Спустя 5 лет ее работы были выставлены в знаменитом музее американского искусства «Уитни».
В 2012 году в Нью-Йоркском Музее Современного Искусства прошла крупная выставка работ художницы, которая была посвящена 35-летию ее карьеры.
В отличие от многих других художников, Синди не предает старых друзей, и ее фотографии по-прежнему представляет нью-йоркская Metro Pictures, которая когда-то выставила в своих стенах ее первые работы.
Личная жизнь
В 1984 Синди Шерман вышла замуж за режиссера из Франции Мишеля Одера. От этого брака у художницы нет детей, хотя она воспитывала дочку Мишеля. Затем они развелись. С 2007 по 2011 год у Синди были отношения с талантливым художником Дэвидом Бирном.
Карьера
В 1980 годах работы молодой художницы приобрели мировую популярность, а в 1995 году Нью-Йоркский музей современного искусства приобрел всю серию «Кадров из фильмов без названия» за $1000000, через какое-то время одна из ее фотографий была продана за $190000. В 1997 году известная певица Мадонна спонсировала ее выставку «Кадры из фильмов без названия».
Безусловно, можно сказать, что иконой, задающей стиль в искусстве, стала Синди Шерман. Рейтинг ее работ очень высок. В списке «самых влиятельных людей в мире искусства» она на 7 месте. В своей карьере она добилась огромных высот. Не каждый художник может похвастаться тем, что его работы - как старые, так и новые - нарасхват. На данный момент Синди Шерман является самой известной и влиятельной художницей в мире. Ни одна из ее фотографии не продается дешевле, чем за $50000. Тем не менее почитатели творчества Синди Шерман часто хотят получить полный комплект ее работ.
Аукцион
Ежегодный доход Синди Шерман от продаж ее работ на аукционах в период с 2000 по 2006 год колеблется от $1,5 миллиона до $2,8. В 2007 году возрос до $8,9 миллионов. Фотография Шерман «Без названия #96» (1981) была продана с аукциона за $3,890,500.
Эта работа оказалась в списке самых дорогих фотографий. На ней изображена милая девушка, лежащая на полу, которая держит в руке клочок газеты с объявлением о знакомствах. Шерман заложила в свою работу глубокий смысл. Невинная девушка, такая одинокая и такая соблазнительная, и эта бумажка с объявлением о знакомстве, говорят о том, что еще не до конца окрепшая девичья сущность мечтает вырваться на волю и отправиться навстречу приключениям.