Актер Анатолий Равикович: биография, фильмография, семья
Телезрители знают этого актера прежде всего за легендарную комичную роль недотепы и подкаблучника Хоботова в киноленте «Покровские ворота». Анатолий Равикович стал широко известен после легендарного фильма Михаила Козакова. Однако за его плечами к моменту съемок в ленте уже было несколько ролей в кино и почти двадцать лет работы в театре. Эта статья посвящена биографии выдающегося актера и его нелегкой профессиональной судьбе.
Детские воспоминания
В непростые времена родился Анатолий Равикович. Биография этого актера охватывает трудные этапы в советской истории, что не могло не отразиться и на его судьбе. Родился Равикович в Ленинграде в 1936 году. Родители актера пережили Гражданскую войну, нестабильность нэповского периода, голод и нужду. Силы у них хватало лишь на то, чтобы прокормить, обуть детей. В юности актер стеснялся их необразованности и еврейского акцента. Но позже, вспоминая это, Анатолий Равикович испытывал острую вину перед родителями. К сожалению, время повернуть вспять невозможно.
Жили Равиковичи в одном из непримечательных районов Ленинграда, где некогда находились ремесленники и бедные чиновники. Но и во времена детства актера на его родной Прядильной улице обитал лишь небогатый люд. Ютилась семья в одной из четырех комнат коммунальной квартиры. Обстановка в этом жилище, разумеется, была плохой. Каждую неделю приходилось посещать баню, поскольку ванна в квартире если и была, то, видимо, еще до революции. Когда много лет спустя Анатолий Равикович отвечал на вопрос журналистов о том, посещает ли его тоска по жизни в коммунальной квартире, где, согласно фильму «Покровские ворота», всегда весело и атмосфера царит весьма задушевная, тот сказал: «Не скучаю! Пропади она пропадом!»
Война
На лето семья Равиковичей отправлялась к родственникам в Глухово. Так было и в сорок первом году. В Ленинграде остался только отец. Из увиденного в то лето Анатолий Равикович вспоминал огромные потоки людей, которые направлялись из Западной Украины в восточном направлении. После недолгих обсуждений мать и родственники приняли решение уходить, спасать себя и детей.
Равиковичу было тогда всего четыре года, но он навсегда запомнил странный самолет в небе, и то, как взрослые обсуждают, чей он – наш или немецкий. Он также отчетливо помнил, что после пулеметной очереди стало все-таки ясно, что самолет этот «не наш». После долгих скитаний и злоключений, среди которых была потеря единственного багажа, огромная еврейская семья все-таки достигла Саратова.
Во время своих воспоминаний о годах войны Анатолий Равикович говорил не раз, что за все это время он не видел ни одного человека, который бы в первую очередь не думал о себе и о своих родных. Каждый пытался выжить. Сентиментальные патриотические мысли не возникали у тех, кто окружал будущего актера. В Саратове Анатолий с матерью, сестрами и братьями прожил до сорок четвертого года.
Возвращение в Ленинград
После возвращения в родной город нужно было продолжать учебу. О школе Анатолий Равикович отзывался следующим образом: «Десять лет, выброшенных в никуда». Об этом периоде в своей биографии актер рассказывал как о времени, когда у него полностью отсутствовало желание получать знания. Интерес к истории и даже многим точным наукам у Равиковича пробудился уже тогда, когда он учился в институте. Чего нельзя сказать об актерском таланте.
Зарождение актерского таланта
После очередного посещения кино Анатолий развлекал своих товарищей тем, что изображал известных киноперсонажей. В этом он имел такой громкий успех, что мать, всегда относившаяся к театральному искусству с благоговением, отвела сына в Дом пионеров, в кружок художественного слова. С тех пор литература и театр заняли в жизни Анатолия главное место.
Институт
В выпускном классе перед Анатолием Равиковичем стоял острый вопрос: что делать дальше? В престижные вузы ему попасть было нереально. Во-первых, он был далеко не отличником. Во-вторых, пятый пункт в анкете закрывал перед ним все двери в храм науки. Оставались педагогические вузы, которые не пользовались особенным спросом. Но не об этом мечтал Анатолий Равикович. Вернуться снова в нелюбимую школу, но в другой роли, не входило в его планы.
Следует сказать, что, несмотря на свои регулярные посещения драматического кружка, актером он стать не мечтал. И когда руководитель предложил попробовать поступить в театральное училище, это стало для Анатолия неожиданностью.
Скрывая от родителей свои намерения, он подал документы в Ленинградский театральный институт. И, надо сказать, провалил бы их с треском, потому как еще до начала вступительных экзаменов стал жертвой злых розыгрышей студентов этого вуза. Однажды в храме искусства Анатолию повстречались два молодых человека, которые представились преподавателями. Мало того, что они принудили будущего абитуриента к чтению чеховского рассказа прямо в вестибюле, где сновали туда-сюда студенты и настоящие педагоги. Но они также смогли его убедить в том, что более всего ему подходит героический мужественный образ.
В результате перед приемной комиссией был прочитан монолог Тараса Бульбы. Экзаменаторы не в восторге были от молодого человека, который всеми силами пытается изобразить грозного жесткого отца. Но когда абитуриент вдобавок спел весьма патриотическую песню, не попадая в тональность и взвывая все громче и громче, его фамилию внесли в счастливый список. Но лишь с условием, что он в дальнейшем будет развивать задатки актера-комика.
Театр имени Ленсовета
После окончания института Анатолий Равикович был направлен в глухой провинциальный город, в котором актерский труд не особенно ценился. Местные жители были далеки от высокого искусства. Немало трудностей преодолел актер Анатолий Равикович. Биография его включает периоды столь тяжелые, что, столкнувшись с подобными, пожалуй, почти каждый начинающий актер сдался бы и поставил крест на своей профессии. Но Равикович не сделал этого, и вскоре удача улыбнулась ему. Благодаря счастливому случаю он попал в труппу И. Владимирова в театре Ленсовета, где проработал более двадцати пяти лет. Здесь Равикович сыграл Мармеладова, Санчо Панса и много других классических героев.
Спектакли имели неимоверный успех у зрителей. Люди стояли в длинных очередях, чтобы попасть на постановку «Преступления и наказания», «Дульсинеи Тобосской», «Левши», «Пигмалиона» и других. В этом театре самой яркой фигурой была Алиса Фрейндлих, которая, впрочем, несмотря на свой талант, вела себя всегда чрезвычайно тактично, интеллигентно. С ней на протяжении всей жизни Равикович поддерживал теплые дружеские отношения. И в стенах этого театра актер Анатолий Равикович также обрел свое личное счастье.
«Малыш и Карлсон»
Будущая жена Анатолия Равиковича была моложе его на двадцать лет. С ней он играл в спектакле «Малыш и Карлсон». Актер женился на Ирине Мазуркевич в 1980 году. За плечами у Равиковича был уже брак. Да и Ирина в момент их знакомства была уже замужем. Но взаимное чувство победило все преграды и условности. Равикович оставил просторную квартиру и переехал в маленькую комнатушку к молодой жене. И с тех пор они не расставались. А спустя восемь лет после свадьбы актеры перешли работать в театр комедии, где со временем заняли лидирующие позиции. Но людям, далеким от театрального искусства, все же ничего не говорило такое имя, как Равикович Анатолий.
Фильмы
Впервые на экране актер появился в 1974 году. Тогда в исторической киноленте сыграл незначительную роль Анатолий Равикович. Фильмография его и в последующие годы представляла собой весьма скупой список ролей. Но, к счастью, в 1982 году режиссер М. Козаков пригласил его принять участие в съемках фильма «Покровские ворота». Кинолента не сразу была оценена критиками и зрителями. По какому-то недоразумению на нее не обратили внимания. И только спустя годы этот фильм стал культовым, а высказывания героев превратились в крылатые фразы.
Образ недотепы на долгое время закрепился за Равиковичем благодаря роли Хоботова. Однако в жизни актер был иным – более жестким, решительным и практичным. Единственное, что роднило Анатолия Юрьевича с его популярным киноперсонажем, это любовь к молодой женщине. Ради нее он в свое время, подобно герою, пошел, казалось бы, на безрассудные поступки. После успеха «Покровских ворот» еще немало ролей сыграл в кино Равикович Анатолий Юрьевич.
Фильмография
Актер был занят более чем в сорока картинах. К наиболее известным кинолентам, в съемках которых он принимал участие, относятся следующие:
- «Собака Баскервилей».
- «Этот чудак Андерсен».
- «Покровские ворота».
- «Прохиндиада, или Бег на месте».
- «Доченька».
- «Балкон».
- «Привал странников».
- «Блуждающие звёзды».
- «Пчёлка».
- «Серп и молот».
- «Улицы разбитых фонарей-1».
- «Вовочка».
- «Дом Надежды».
- «Неодинокие».
- «Хранимые судьбой».
Негероический герой
В 2008 году была издана книга воспоминаний известного советского и российского актера. В ней автор отразил свои детские воспоминания о родителях, школе и участии в драматическом кружке. Книга написана ярким художественным языком. Важные события в своей жизни Анатолий Равикович изобразил с тонкой самоиронией, на которую, пожалуй, способен человек не только талантливый, но мудрый и добрый.
В 1988 году актер был удостоен звания Народного артиста РСФСР. Анатолий Равикович умер после тяжелой болезни в одной из питерских больниц 8 апреля 2012 года. Панихида состоялась в театре комедии. Последние слова произносили Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили и другие выдающиеся актеры и друзья Равиковича. В тот день партер был переполнен не только людьми театра и кино, но и простыми петербуржцами. Сотни жителей города на Неве пришли проститься с любимым актером. Его роли стали частью истории советского и российского кинематографа. Персонажи Равиковича, а прежде всего Лев Евгеньевич Хоботов, вошли навсегда в сердце каждого почитателя отечественного киноискусства.