Андреа Палладио: биография, работы

Величайший итальянский архитектор Андреа Палладио даже спустя 500 лет остается примером для подражания и восхищения. Его влияние на мировую архитектуру невозможно переоценить, палладианский стиль единственный в мире носит имя отдельного мастера. У мастера было много удач и открытий, жизнь его не была простой, но была гармоничной, как и его постройки.

Семья и детство

30 ноября 1508 года в семье простого мельника в г. Падуя родился мальчик, назвали его Андреа, от отца он получил второе имя – Пьетро, и фамилию – делла Гондола. Времена были жесткие к детям, бедноте не приходилось ходить в школу, так как уже с детства нужно было работать. Тем более что мальчик остается сиротой, и кусок хлеба ему приходится зарабатывать самому. Андреа уже в 13 лет стал помощником в мастерской резчика по камню. Там он получит первый практический опыт по обработке камня, узнал о его возможностях, что пригодилось ему в будущем. Условия труда были рабскими, и уже через некоторое время Андреа сбегает в Виченцу, где устраивается подмастерьем в мастерскую знаменитых скульпторов. Так он попадает в круг людей, которые и определят его судьбу.

Становление в профессии

На первых порах он осваивает профессию камнетеса, оформляет фризы и капители. Работодатели помогают ему вступить в гильдию каменщиков, и он получает стабильный доход. В Виченце он получает доступ в круг людей, близких к искусству, и сближается с гуманистом Джанджорджо Триссино, который проникается судьбой сироты и берет на себе роль его наставника и мецената. Именно он настаивает на том, чтобы Андреа занялся изучением памятников греческой и римской архитектуры, знакомился с культурой античности. Андреа изучает труды Витрувия, а также различные трактаты по искусству и архитектуре. Он путешествует по Италии, осматривает, зарисовывает и даже обмеряет выдающиеся памятники античной архитектуры, посещает Хорватию и Францию. Триссино стал первым заказчиком будущего архитектора и настаивал, чтобы он взял более благозвучное имя и стал Андреа Палладио, в честь Афины Паллады. Становится архитектором Андреа только к 30 годам, но зато к этому времени он имеет богатые знания по принципам античной архитектуры.

В 1534 году Триссино поручает своему подопечному работу над собственной виллой, так появляется первая работа Палладио – вилла Cricoli в центре Виченцы. Первая работа, а также многочисленные знакомства, которые Андреа приобрел благодаря покровительству Триссино, открывают молодому архитектору путь в профессию.

Первые успехи

В следующие 10 лет Андреа Палладио строит виллы, на одно здание уходит примерно 2-3 года, архитектор не только создает проект, но и руководит работами по возведению сооружения и оформлением ландшафта. С самого начала своей карьеры Палладио реализует собственные принципы, он придерживается идеи о том, что здание должно выглядеть цельно, сочетаясь с территорией и окружением. Он тщательно продумывал точки осмотра своих сооружений, у него было истинное градостроительное видение. С 1540 года он получает подряд несколько заказов на создание палаццо, которые являются важным шагом в кристаллизации стиля Палладио.

В 1545 году архитектор выигрывает конкурс на реализацию проекта по реконструкции здания ратуши в Виченце. Старое сооружение обветшало и стало мало для нужд города. Андреа предлагает кардинальную перестройку, создает двухъярусные арки, используя ордер не как часть декора, а как важнейший конструктивный элемент. Это позволяет ему создать гармоничную композицию здания и увеличить полезную площадь. Красота у него тесно переплетается с практичностью. Здание сегодня является объектом, охраняемым ЮНЕСКО, и важным украшением города. Этот проект делает Андреа знаменитым, и он может претендовать на выполнение самых масштабных заказов.

Город Андреа Палладио

Архитектор стремился поработать в столице, но с Венецией у него отношения складывались сложно. Хотя несколько очень значительных построек он там смог возвести. Но он сам не подозревал, что его истинную славу составит другой город. Немногим архитекторам выпадает счастье стать прародителями градостроительной концепции. Андреа Палладио, биография которого прочно связана с Виченцей, получил такой шанс. За свою жизнь он создал в этом городе и его окрестностях немало роскошных зданий, которые составляют славу этого места и привлекают туристов со всего мира. Улица его имени, Корсо Андреа Палладио – это выставка его творений. Здесь он смог не только воплотить талан архитектора, но и поработать как создатель города. Планировка улицы и двух главных площадей заданы им и рассчитаны на восприятие человека. Сооружения поражают гармоничностью, величием и продуманностью деталей. Виченца стала настоящим подарком для архитектора, здесь он смог реализовать многие замыслы, хотя часть из них осталась незавершенной после его смерти в 1580 году. Некоторые здания достроили его ученики. Но в целом город воплощает величие архитектора, недаром каждый начинающий зодчий стремится в Виченцу, чтобы своими глазами увидеть эту классику.

Главные постройки и наследие архитектора

Андреа Палладио, работы которого составляют золотой фонд архитектуры эпохи позднего Возрождения, оставил значительное наследие потомкам. Из самых значительных его проектов можно назвать: виллу Ротона, базилику Палладио, церковь в Венеции Сан-Джорджо Маджоре, театр Олимпико, Лоджию дель Капитаньо. Архитектура Андреа Палладио отличается торжественностью, продуманным продолжением античных принципов и традиций. Всего после архитектора осталось более 80 построек разного масштаба по всей Италии.

Кроме зданий, зодчий оставил наследие в виде монументального труда «Четыре книги об архитектуре» и нескольких трактатов о памятниках архитектуры Древнего мира. Эти книги стали учебниками для многих поколений архитекторов и сыграли первостепенную роль в становлении больших стилей: барокко и классицизма.

Влияние Палладио на мировую архитектуру

Творчество Андреа Палладио оставило неизгладимый след в мировом зодчестве. Сегодня сооружения в классическом стиле, который сформировался благодаря Палладио, есть во всех развитых странах. Андреа Палладио, краткая биография которого умещается в два слова: «палладианский стиль», стал основоположником целого направления "имени себя", чего больше не бывало в истории архитектуры. Европейская архитектура XVII-XVIII веков создавалась под непосредственным впечатлением от работ Палладио и на основе его принципов.

Палладио и Россия

Оставил свой след Андреа Палладио и в русском зодчестве. Два его страстных последователя, Джакомо Кваренги и Чарльз Камерно, в XVII веке формировали облик Северной столицы. Позже уже русские зодчие, впитавшие принципы Палладио, строят огромное количество зданий в классическом стиле в Москве и многих других городах. Последний всплеск интереса к наследию Андреа Палладио – это сталинский ампир, который основывается на его эстетических принципах.

Комментарии